Получи документы

Использование счетных палочек для развития мелкой моторики рук и подготовки детей к обучению грамоте и письму

Дарья Харабарова
Использование счетных палочек для развития мелкой моторики рук и подготовки детей к обучению грамоте и письму

Использование счетных палочек для развития мелкой моторики рук и подготовки детей к обучению грамоте и письму.

Учитель - логопед МАОУ д/с № 79 «Гусельки» Харабарова Д. С.

Публикация «Использование счетных палочек для развития мелкой моторики рук и подготовки детей к обучению грамоте и письму» размещена в разделах

Известно, что уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Следовательно, тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшению артикуляционной моторики, а также подготовке руки к письму и, что немаловажно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем поможет детям овладеть письмом.

Система занятий по развитию мелкой моторики разнообразна : все её компоненты должны сочетаться между собой, продолжать друг друга, дополнять один другой. Говоря о развитии руки, необходимо подчеркнуть: мелкая моторика - важный компонент готовности к школе, но именно компонент, так как важна целостная, разноаспектная подготовка ребенка к тем видам деятельности, которые ждут его в период школьного обучения.

В дошкольном возрасте (4-7 лет) особое значение имеет целенаправленная работа, проводимая в двух направлениях:

• тренировка мышечно-связочного аппарата;

развитие координации движений.

Наряду с пальчиковыми играми и упражнениями на координацию движений пальцев руки можно использовать в работе с дошкольниками занятия со счетными палочками. Предлагаемые упражнения развивают не только ручную умелость, ловкость, координацию, но и внимание, воображение, мышление, сообразительность; позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, помочь детям овладеть конструктивными навыками и познакомить их с понятием «симметрия».

Занятия со счетными палочками полезны и для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Для этого предлагаются следующие задания:

- сосчитать палочки, из которых выполнена фигура;

- если фигура составлена из разноцветных палочек, то сосчитать палочки каждого цвета;

- сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет, и уголки у фигур;

- самому придумать и сложить фигуру из заданного количества палочек.

Составление фигур из палочек начинается с простого изображения. В процессе выполнения задания необходимо объяснять ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик или солнце. Показ образцов изображений сопровождается стихами, изображениями реальных предметов (для младшей и средней групп, загадками, потешками. Это необходимо, для того чтобы у ребенка возникал не только зрительный, но и слуховой образ, а также для поддержания интереса к данному виду деятельности.

Младший дошкольный возраст. Дошкольникам этого возраста лучше предложить короткие карандаши, так как им трудно координировать движения рук и пользоваться мелкими предметами. Упражнения выполняются совместно со взрослыми и сопровождаются пошаговыми инструкциями. Дети выкладывают из палочек простые геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, а также изображения несложных предметов (забор, дорожка, окно и т. п.). Обязательным условием является рассматривание полученного изображения и называние предмета.

Средний дошкольный возраст. Изображения, предлагаемые детям, усложняются (состоят из двух-трех частей). Это может быть телевизор, ежик, флажок и др). В этом возрасте детям выдаются разноцветные счетные палочки. Педагог перед выполнением задания решает вместе с детьми, как можно составить ту или иную фигуру, и результаты детской деятельности рассматриваются и анализируются.

Старший дошкольный возраст. Предлагаемые фигуры усложняются: теперь они состоят из большего количества элементов, которые дошкольники могут объединить небольшим сюжетом. Дети уже в состоянии самостоятельно выполнять задания. Дошкольникам старших групп можно предложить спички (со срезанной серой). Это усложняет задачу: так как формирует более тонкие движения пальцев рук. Обязательным условием остается анализ результатов деятельности. В этом возрасте можно предложить дошкольникам составить фигуры из заданного количества спичек, что способствует формированию навыков счета. Выполняют дети и творческие задания (по замыслу, дающие возможность проявить свою фантазию. Кроме того, дошкольники выполняют задание на выкладывание ритмического рисунка, что развивает умение слышать и воспроизводить ритм, а также играют в игры на развитие внимания с использованием выполненных детьми изображений («Угадай, что изменилось»).

Подготовка дошкольников 6-летнего возраста к письму имеет самостоятельное значение: дети уже способны пользоваться пишущим инструментом и освоить конфигурацию печатных букв. Возможности старших дошкольников расширяются: руки становятся более ловкими, а сами дети самостоятельными. Они способны создавать изображения, состоящие из множества деталей, проводить анализ и синтез изображения, а также придумывать и выкладывать различные фигуры: людей, животных, растения, машины и т. п. Старшим дошкольникам нравятся соревнования: каждый самостоятельно выкладывает придуманные им фигуры из заданного количества палочек.

С готовыми фигурами можно поиграть, например, в игру «Найди, что изменилось» : один ребенок отворачивается, а другой добавляет к солнышку один или два луча; первый, глядя на изображение, должен определить, какие фигуры изменились и как. Возможностей их видоизменения много: можно удлинять или укорачивать вагоны и лодки, надевать на людей шляпы, пристраивать дома и т. п. Дети любят эту игру еще и потому, что она дает простор фантазии, например, позволяет разыграть с помощью палочек историю про Винни-Пуха и ослика Иа.

Впоследствии дошкольникам можно предложить палочками «нарисовать» понравившегося героя книги, реконструировать фигуру, что способствует развитию и мышления, и пространственной ориентировки.

Система игр и упражнений с палочками является одним из эффективных средств в системе работы по развитию речи и обучению грамоте. Включение в эту работу упражнений по выкладыванию букв формирует знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой, что важно для последующего обучения чтению. Кроме того, упражнения с палочками способствуют выработке гибкости и точности движений рук, развитию глазомера. Далее предлагается система игр со счетными палочками.

Система игр со счетными палочками

Из девяти палочек составь

большой и и четыре

маленьких треугольника.

Из семи палочек составь три треугольника.

Составь домик из шести палочек,

а затем переложи две палочки,

так чтобы получился флажок.

Из пяти палочек составь два

одинаковых треугольника.

Домик

Пятачок

Ослик

Горшочек

Шарик

Солнце

Публикации по теме:

«Как подготовить руку ребёнка к письму?» Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 69 «Веточка» городского округа Тольятти.

Центр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возрастаЦентр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Центр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Развития мелкой моторики дошкольников расширяется, если.

Развитие мелкой моторики — эффективное средство подготовки руки к письму Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован.

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики пальцев рук для подготовки детей к школе» Консультация для родителей. Влияние мелкой моторики пальцев рук для подготовки детей к школе. Когда ребенок поступает в первый класс.

Мастер-класс для воспитателей «Использование прищепок для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Мастер-класс для воспитателей на тему: Использование прищепок для развития мелкой моторики рук детей» Цель: познакомить воспитателей с.

Мастер-класс для педагогов «Использование вариативных техник изодеятельности как условие развития мелкой моторики рук» МАСТЕР – КЛАСС для педагогов. Воспитатель: Гусева Н. В. «Использование вариативных техник изобразительной деятельности, как условие развития.

Приемы развития мелкой моторики рук для детей 5–6 лет Мелкая моторика рук для детей 5-6 года. Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии детей, позволяет сформировать.

Работа с родителями по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и подготовки руки ребёнка к письмуРабота с родителями по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и подготовки руки ребёнка к письму Уровень речевого развития детей за последние годы заметно снизился, что обусловлено рядом причин: - с детьми мало говорят родители;.

Развитие мелкой моторики как метод подготовки руки к письму Письмо - сложных координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение.

Развивающая среда для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возрастаРазвивающая среда для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста «Развивающая среда для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» Создание предметно- развивающей среды в группе способствует.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование счетных палочек для развития мелкой моторики рук и подготовки детей к обучению грамоте и письму
Опубликовано: 5 апреля 2018 в 15:13
+41Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД