Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда

Оксана Денисова
Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда

Дети очень любят сказки. Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством всегда привлекает детей. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.

Сказкотерапия позволяет учителю-логопеду в опосредованной для дошкольника форме влиять на развитие речевых и психических функций (внимание, память, мышление, воображение). На занятиях по сказкотерапии идет постоянное воздействие на собственно речевое развитие, формирование лексико-грамматического строя речи, обогащение и активизация словаря, уточнение многих пословиц, поговорок, фразеологических оборотов, активно тренируется связная речь ребенка, умение вести монологи и диалоги, слушать другого, рассказывать и пересказывать.

Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая помогает раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка "сказочной" форме постигать мир чувств и переживаний.

Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что ребенок так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение этого героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Работа проводится в вечернее время. При этом сказки создаются для всей группы в целом, поскольку каждый ребенок не похож на другого и воспринимает сказку по-своему, беря из нее только то, что актуально для него, созвучно его проблемам. Подбор сказок может быть различным, например целый цикл историй, связанных одними и теми же героями, с которыми происходят волшебные приключения. Это удобно, так как ребенок быстрее привыкает к сказочным героям, легче сравнивает себя с ними, и, кроме того, такой цикл историй может содержать определенные ритуальные моменты, команды, повторяющиеся из сказки в сказку. Например, в каждую сказку вводится ряд ритуальных команд типа: звон колокольчика, по которому все дети превращаются в героев сказки, определенная музыка, заклинание, когда все опять превращаются в обычных детей.

На одном занятии очень часто сочетаются сказкотерапия, игротерапия и арттерапия. При этом план проведения занятий может быть произвольным, однако удобно, когда сеанс начинается ритуальной песней или игрой, затем происходит небольшое обсуждение того, что случилось с детьми за время, прошедшее с предыдущего занятия, их успехи и неудачи, после чего проводится ряд психотерапевтических игр, затем дети все вместе слушают сказку, потом рисуют, обсуждают свои рисунки. В конце подводятся итоги того, как прошло занятие и исполняется ритуальная песня или игра.

Хотелось бы отметить, что очень часто наиболее эффективным оказывается именно та работа, сказка, игра, которая возникает спонтанно, экспромтом и связана в первую очередь с желанием детей. Так, в одной из групп, с которой я работала, дети в течение двух занятий с увлечением строили дом из конструктора. Причем если в начале этот процесс был хаотичен и несогласован, то на следующем занятии мы всей группой разработали макет дома, распределили роли, построили дом. Причем эта игра позволила закрепить сразу несколько лексических тем (дом, мебель, профессии).

У меня небольшой опыт проведения подобной работы с дошкольниками. Для них сказки должны быть короткими, конкретными и простыми по своему содержанию, и к тому же дошкольникам сказки надо рассказывать лично, а не с помощью аудиозаписи. Естественно, в силу возрастных особенностей при работе большой упор делается на игру, рисование, а сказки и обсуждения занимают меньшее время.

Публикации по теме:

«Семейная сказка»«Семейная сказка» Одним из самых ярких детских воспоминаний является сказка. Поскольку сказки наполнены чудесами, тайнами, волшебством и любовью, то это всегда.

Новогодние фантазииНовогодние фантазии Новый год – это самый яркий и сказочный праздник, которого всегда с нетерпением ждут люди всех возрастов, от мала до велика. Он наполнен.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда
Опубликовано: 23 февраля 2014 в 20:38
+17
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...