Использование сказочных образов при решении проблем в обучении младших школьников

Наталья Лыхина
Использование сказочных образов при решении проблем в обучении младших школьников

Лыхина Н. И. МАОУ СОШ №16, г. Карпинск,

учитель начальных классов

Каждый человек с рождения и до самой старости окружён сказками, былинами, мифами, баснями, притчами. У всех есть любимые и неприятные сюжеты и персонажи. Порой мы сами не замечаем, как глубоко сказка проникает в нашу повседневную жизнь, и какое влияние оказывает на неё. Издавна знания и мудрость одного поколения передавались другому именно в сказочной форме, ведь так они лучше воспринимаются и запоминаются. Поэтому совсем не удивительно, что в рамках начального обучения широко используется сказка. Обучая детей по ФГОС второго поколения данный приём можно использовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

Интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция – вот основные возможности сказки. Используя в своей работе сказку, надо стараться создать такие условия, в которых способность верить в чудеса, живущая в душе ребёнка, проявляется, усиливается и помогает ученику преодолевать препоны в своём развитии и обучении. Упор делается на наиболее значимые для обучения достоинства сказок.

1. Глубинный смысл сказки и её мораль не дидактичны, в них нет прямых нравоучений, как в баснях.

2. Главный герой сказки – образ собирательный. Имена главных героев повторяются из сказки в сказку. Отсутствие конкретного образа помогает ребёнку идентифицировать себя с ним, а неопределённость места действия даёт понять ребёнку, что такая история могла произойти где угодно.

3. Сказки – кладезь жизненного опыта и традиций. В сказках герой часто оказывается на распутье и ему для выбора предлагается три варианта действий. В реальной жизни человек часто сталкивается с проблемой выбора и ответы на свои маленькие проблемы и вопросы ребёнку легче найти в сказочных ситуациях и образах.

4. В сказке хороший конец. Каждый получает по заслугам. Справедливость и добро обязательно восторжествуют. Это даёт ребёнку чувство психологической защищённости, снижает страх и тревожность.

5. Сказке присущи таинство и волшебство. Здесь всё возможно, нет ограничений, существующих в обыденной жизни. Это развивает у ребёнка уверенности в своих силах.

Учитывая достоинства сказок, следует использовать различные методы работы со сказкой.

1. Анализ и интерпретация сказок.

2. Театрализация сказок или сказочных отрывков.

3. Рисование сказки.

4. Сказочное путешествие в пространство, где «всё возможно».

5. Сказочный карнавал, то есть дети рассказывают, каким сказочным персонажем стал бы на карнавале.

6. Любимая сказка детства.

7. Коррекция определённых состояний, страхов, фобий с помощью метода «Жил-был ребёнок, похожий на тебя».

8. Метод «Продолжи сказку». В том, как работает фантазия ребёнка, завершая сюжетную линию, проявляются детские подсознательные установки, эмоции.

9. Метод «Совместная сказка», когда сюжет формируется по кусочку, по очереди каждым участником.

Для создания сказки по двум последним методам можно использовать следующий алгоритм.

1. Подобрать героя, близкого детям по возрасту и характеру. Иногда это бывает животное, которое не существует или сказочное.

2. Описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы дети находили сходство со своей жизнью.

3. Помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную, и приписываем герою свои переживания.

4. Герой начинает искать выход из ситуации.

5. Герой понимает свою неправоту и становится на путь исправления.

В процессе работы над сказками происходит усвоение народной мудрости, развитие эмоциональной сферы. Сказка приобщает ребёнка к миру человеческих судеб.

Работа со сказкой многогранна. У детей обогащается лексический запас, происходит исследовательская работа. Исчезает страх перед обучением в школе.

К. И. Чуковский писал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребёнке человечность – эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий её ребёнок чувствует себя её активным участником и отождествляет себя с теми из её персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу».

Источники

1. www.den-za-dnem.ru

2. Forum.schoolpess.ru/article/91/288

3. www.vashpsixoloq.ru

4. www.marqaritka.ua/skazki/id=23

5. Psyqorodok.orq.ua/articles/skazkoterapiya-dlya-detei.html

Публикации по теме:

Презентация «Моя осень» для занятий по ознакомлению с окружающим миром Предлагаю Вашему вниманию презентацию "Моя осень". Эту презентацию мы сделали с дочерью для урока по ознакомлению с окружающим миром. Осень.

Эссе «Учитель — это призвание» Данное эссе я писала в апреле 2010 когда училась на учителя начальных классов, не ожидая того, что все таки стану воспитателем. Учитель.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование сказочных образов при решении проблем в обучении младших школьников
Опубликовано: 29 января 2014 в 09:47
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер класс коллективной работы с использованием нетрадиционной техники...
В нашем детском проходит районный конкурс «Зимние забавы». В конкурсе шесть номинаций: • "Зимние забавы: рисунок в традиционной технике»: рисунок А4...
Материалы по экологическому воспитанию старших дошкольников. «Бережём растения»
Хочу познакомить вас с наработками позволяющими эффективнее проводить работу по знакомству старших дошкольников с растениями Нижегородской области( и не...
Конспект занятия для детей второй младшей группы на тему «Семья»
Программное содержание: Формировать представление о семейных отношениях, о родных друг другу людях. которые любят друг друга. Воспитывать желание отвечать на...
Сценарий новогоднего утренника «Салют на новогодней елке» (старший возраст)
Ведущая: С Новым годом поздравляем и больших и малышей. Счастья всем, добра желаем и морозных ясных дней! Пусть звучит сегодня в зале ваш веселый, звонкий...
Сценарий развлечения для детей «Зимние забавы»
Цель : продолжать развивать музыкальные способности детей , закреплять знания о зимних явлениях природы , зимних играх, забавах. Задачи: 1. Способствовать...