Использование специально организованной игровой среды в работе педагога-психолога

Марина Леонидовна Стаценко
Использование специально организованной игровой среды в работе педагога-психолога

«Использование специально организованной игровой среды в работе педагога- психолога при осуществлении психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в МБДОУ»

Марина Леонидовна Стаценко

г. Норильск Красноярского края

МБДОУ № 97 «Детский сад «Светлица»

педагог-психолог, высшая квалификационная категория

В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями ставится задача поиска внутренних источников развития, перехода к рациональному использованию всех имеющихся ресурсов с целью повышения качества образовательных услуг.

Данные современной науки и практики свидетельствуют о том, что игра уходит из жизни детей. Причин тому много: отсутствие понимания взрослыми (в первую очередь родителями) значимости игровой деятельности для дошкольника, неумение правильно руководить игровой деятельностью и подбирать игрушки и игровые материалы. Все это делает актуальным вопрос о создании специально оборудованного игрового пространства в ДОУ, а также помощи педагогам в организации работы в данном пространстве.

В нашем дошкольном учреждении МБДОУ № 97 «Детский сад «Светлица» оборудовано отдельное помещение «Игротека».

Основное ее назначение — служить системообразующим звеном игровой деятельности. Универсальность «Игротеки» позволяет найти в ней занятие детям всех возрастов — от младшего до старшего дошкольного. Она обогащает игры, вносит существенное разнообразие в жизнь детей и взрослых.

Пространство «Игротеки» используется как для детей, посещающих ДОУ, так и не посещающих, тем самым, расширяя границы взаимодействия детского сада и социума. Сюда могут прийти воспитанники из групп, ее могут посетить дошкольники и родители, пришедшие в консультационный пункт, будущие воспитанники ДОУ. В игротеках также организована работа специалистов ДОУ.

В «Игротеке» выделены специальные игровые зоны, оснащенные материалами для детей разного возраста - это позволило расширить жизненное, игровое пространство детей.

В каждой из таких игровых зон могут решаться как общие, так и специальные воспитательно-образовательные задачи.

Приведу некоторые примеры. При организации работы с детьми в игровой зоне "Умники и умницы", основной целью которой является целенаправленное развитие конструктивной и познавательной деятельности дошкольников, мы ставим общие (расширение представлений о разных сторонах действительности, обогащение кругозора и пр.) и специальные задачи (формирование познавательного интереса, умственной активности и пр., развитие регуляторных способностей.

Работая с детьми в пространстве игротеки "Космос", «Морское царство» я, как педагог-психолог, использую приемы, развивающие творческое воображение, познавательную активность детей.

Пространство «Спортотеки» позволяет обогатить физкультурно- оздоровительную среду для расширения организованных и самостоятельно- игровых форм двигательной активности детей дошкольного возраста, что является актуальным в рамках реализации здоровьесберегающей технологии в ДОУ.

Для каждой зоны в «Игротеке» характерно свое наполнение. В зоне "Умники и умницы" представлено большое количество конструкторов разной степени сложности, интеллектуальных, настольно-печатных игр, шнуровок, интерактивных развивающих центров, напольных и настольных дидактических игр, игрушки-тренажеры, мольберт.

В космической зоне представлены макеты солнечной системы, космического корабля, атрибуты для космонавтов, телескоп и др. Зона отделена от основного пространства легкой прозрачной тканью, что позволяет ее использовать в качестве зоны уединения. Для того, чтобы попасть в Морское царство детям необходимо построить корабль, найти на карте правильный курс и отправиться за морскими приключениями (все необходимое оборудование, включая морские клады и пиратские атрибуты имеются в данной зоне).

Оборудование «Игротеки» мобильно. В зависимости от целей и задач занятия специалист или воспитатель группы за короткое время способен подготовить помещение к занятию.

Цель работы «Игротеки»

• Создание благоприятных условий для развития личности каждого ребенка

• Развитие и гармонизация детско-родительских отношений

• Содействие в решении психологических проблем семьям, имеющим детей с ОВЗ.

• Помощь детям в адаптации к условиям МБДОУ.

Задачи деятельности «Игротеки»

• Оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности

Разработка индивидуальных маршрутов игровой поддержки и организация психолого- педагогического сопровождения ребенка

• Обучение родителей и специалистов ДОУ способам применения различных видов игровых средств обучения; организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми

• Консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формирование оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора

• Ознакомление родителей и специалистов ДОУ с современными видами игровых средств обучения.

Педагог - психолог в «Игротеке»

• Осуществляет профессиональную работу, направленную на сохранение психического, соматического и социального развития ребенка в ДОУ и семье

• Принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи воспитанникам и их родителям

• Проводит групповые и индивидуальные занятия (другие мероприятия) с участием родителей воспитанников.

• Разрабатывает и реализует индивидуальные маршруты сопровождения и организует психолого- педагогическое сопровождение

• Консультирует семьи по вопросам детско-родительских отношений, повышения социально- психологической компетентности детей в окружающей жизни.

Посещать «Игротеку» имеют возможность все воспитанники детского сада, их родителя, будущие воспитанники ДОУ, педагоги.

В каждом возрасте существует проблема адаптации к новому. Для детей раннего возраста посещение «Игротеки»» позволяет приобрести и развить определенные социальные, бытовые навыки и подготовиться к посещению детского сада.

Для детей при переходе от одного сообщества в другое (в период закрытия групп на летний период) посещение «Игротеки» и специально организованные игры также помогут более эффективно адаптироваться к новым условиям, развить определенные навыки социализации.

Отдельное пространство со специально организованными зонами помогает ребенку реализоваться в соответствии с его интересами и наклонностями.

Использование в работе помещения «Игротеки» помогает мне осуществлять переход к современным образовательно-воспитательным технологиям, повысить статус детской игры в сознании родителей, расширяет возможности в работе с детьми и их семьями.

Игротека является дополнительным развивающим и образовательным пространством, местом для проведения коррекционных занятий и программ социализации с дошкольниками.

В «Игротеке» мною проводятся как индивидуальные, так и групповые занятия с детьми и родителями.

Индивидуальные занятия проводятся в случаях необходимости оказать адресную поддержку и помощь ребенку, семье.

Цели индивидуальных занятий:

– создание условий для ощущения ребенком своей успешности;

– создание условий для выражения ребенком своих желаний, аффектов;

– подбор наиболее адекватных игр и оптимальных параметров игрового взаимодействия с ребенком, учитывающих его психологические особенности;

– содействие гармонизации развития личности ребенка, формированию его самостоятельности и уверенности в себе, активности, доброжелательного отношения к людям.

– содействие гармонизации внутрисемейных отношений.

Цели групповых занятий:

– обучение детей коммуникативным навыкам;

– развитие эмоционально- личностной сферы;

– развитие навыков саморегуляции и самоконтроля;

– профилактика личностных расстройств;

– содействие изменению и гармонизации позиции родителей, имеющих детей с «особыми потребностями», оптимизация внутрисемейных контактов.

Формирование групп осуществляться в соответствии с возрастом и уровнем развития детей. Минимальное количество детей 3-4, максимальное 12 человек.

На территории игротеки апробирую формирование временных разновозрастных групп дошкольников, это позволяет решать ряд существенных вопросов, связанных с развитием детей. Считаю важным создать все условия для развития индивидуальности ребенка и воспитать в нем уважение к другому человеку, развить адекватные формы социального взаимодействия.

Создание психолого-педагогических условий, способствующих адаптации ребенка к ДОУ и его дальнейшему разностороннему развитию через внедрение новых форм взаимодействия с детьми и родителями - основная цель работы «Игротеки для будущих воспитанников»

Основные задачи:

– подготовка ребенка к посещению группы раннего возраста и обеспечение легкой адаптации к новым условиям;

– знакомство родителей с новыми способами взаимодействия с ребенком в процессе обучения и воспитания;

– обучение родителей навыкам эффективного взаимодействия с ребенком в ходе общения и развивающей работы:

– расширение знаний родителей о психофизических возрастных особенностях.

Опыт работы показал, что дети, чьи родители участвовали в совместной работе «Игротеки для будущих воспитанников» легче привыкают к детскому саду. Они уже знакомы с помещениями дошкольного учреждения, со взрослыми, которые будут с ними работать, легче привыкают к режиму.

«Игротека- территория игры» об этом знают все взрослые и дети детского сада «Светлица».

В практику моей работы прочно вошли игровые занятия для педагогов дошкольного учреждения с целью ознакомления их с новыми игровыми приемами и играми для детей определенного возраста.

Занятия в «Игротеке для педагогов» проводятся 1 раз в квартал.

С целью гармонизации детско-родительских отношений и в качестве консультации проводятся игровые занятия для родителей всех групп ДОУ.

Игровые сеансы помогают выявлению качества взаимодействия членов семьи, поддержки активной позиции родителей, формированию партнерских отношений между детьми, родителями и педагогом-психологом.

Особое внимание уделяю детям с особенностями в развитии. В ДОУ функционируют 2 группы компенсирующей направленности. Как правило, все воспитанники этих групп имеют нарушения эмоционально-личностной сферы, что является следствием родовых травм, родительских ошибок, связанных с непоследовательностью в воспитании, крайности в восприятии своего ребенка, неумение общаться и играть с ребенком, конфликтами в семье, разводами.

Эти дети часто «допекают» взрослых своей эмоциональной неустойчивостью, раздражительностью, упрямством, агрессией, беспокойством и страхами.

На помощь таким детям и их родителям приходит игра под руководством педагога-психолога.

Игра преподносится ребенку как интересное времяпровождение, когда он может побыть и страшным персонажем, и героем, побеждающим зло, и самим собой, но уже без прежних страхов, скованности и неуверенности в себе. А самое главное - вместе с ним играют мамы и папы!

Одним из показателей неблагополучия эмоционально- личностной сферы является повышенная тревожность. Так на начало учебного года в 2 группах компенсирующего вида было 55% детей с высоким и очень высоким уровнем тревожности, из них 2 группу здоровья имеют 88% детей, 3 группу здоровья- 12%. На январь месяц этот показатель был в пределах 30% ,динамика составила 25%, на конец учебного года – динамика 35%. Наши дети стали более коммуникабельны, внимательны и доброжелательны к окружающим их сверстникам и взрослым. И помогла им в этом игра, игра со сверстниками и родителями.

Таким образом, использование «Игротеки» в моей психолого- педагогической деятельности направленно на развитие и социализацию детей раннего возраста, коррекцию и развитие эмоциональной сферы всех воспитанников, повышение психологической культуры педагогов и родителей.

Публикации по теме:

Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения Настоящее инструктивное письмо предлагается для руководства в организации деятельности педагогов-психологов службы практической психологии.

Система работы образовательного учреждения по созданию здоровьесберегающей среды Система работы образовательного учреждения по созданию здоровьесберегающей среды Работа по формированию системы здоровьесберегающей среды.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Использование специально организованной игровой среды в работе педагога-психолога
Опубликовано: 31 января 2013 в 12:58
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...