Получи документы

Песочная терапия на логопедических занятиях (1 фото)

Татьяна Мецлер
Песочная терапия на логопедических занятиях

Песочная терапия на логопедических занятиях

Песочная терапия на логопедических занятиях

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №257»

Программа

коррекционно-развивающих занятий

с использованием песочной терапии

Автор: учитель-логопед

Мецлер Т. В

Содержание.

I Целевой раздел

Пояснительная записка

Публикация «Песочная терапия на логопедических занятиях» размещена в разделах

1.1 Актуальность темы, направленность программы, новизна, педагогическая целесообразность…. 2 стр.

1.2 Цели и задачи образовательной программы дополнительного образования…. 5 стр.

1.3 Принципы и подходы к формированию программы …6 стр.

1.4 Планируемые результаты освоения программы…. …7стр.

II Содержательный раздел

2.1 Календарно-перспективное планирование…. 9стр.

III Организационный раздел

3.1 Материально-техническое обеспечение….32 стр.

Список литературы…. …33 стр.

Приложение

Картотека игр песком. Фотопрезентация…. 34стр.

I Целевой раздел

Пояснительная записка

Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии», известна с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит творение — ребенок расстраивается недолго. Чаще всего он сам готов разрушить созданное, чтобы на прежнем месте с еще большим энтузиазмом приступить к новому строительству. Один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную Душу, усиливая своего Внутреннего Ребенка.

Давайте обратимся к Ребенку, живущему внутри каждого из нас. Наверняка, ему хочется творить что-то свое; ломать, чтобы почувствовать силу, но при этом чувствовать себя защищенным. Эти желания могут реализоваться в играх с песком.

Именно на песке строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается “семья”. Все это - Мир Ребенка, в котором он чувствует себя защищенно, где ему все близко и понятно. И это - отражение нашего Взрослого Мира.

Во время занятий наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа, учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной речевой коммуникации.

1.1 Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность:

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит. Но именно это простое действие хранит уникальную тайну — нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое.

Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка — возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.

Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние малыша, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное – ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других.

Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «само терапии» известна с древних времен. К игре в песочнице дети начинают тянуться с полутора лет, и продолжаться этот процесс может неопределенно долго. Песок привлекает детей своей фактурой, текучестью и способностью бесконечно изменяться, создавая, таким образом, дополнительный акцент на тактильную чувствительность.

Песок является прекрасным материалом для развития сенсорного восприятия окружающего мира и развития моторики рук детей. При работе с песком создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Использование именно этого материала позволяет существенно повысить мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, а также способствует более интенсивному и гармоничному развитию речевых процессов.

Использование песочной терапии

на логопедических занятиях.

Новизна программы «Звуковичок в песочной стране» (далее программа) заключается в использовании художественного творчества как способа работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Данная программа является дополнительной частью к рабочей программе учителя-логопеда.

В настоящее время значительно возрос интерес педагогов (учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей) к использованию игр с песком в работе с детьми.

На взгляд учителя-логопеда, использование игр с песком, особенно в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи, является очень эффективным средством в образовательной и коррекционно-развивающей работе с детьми. При использовании игровых упражнений с песком в индивидуальной логопедической работе с детьми, а также как элемент подгруппового занятия, в процессе которых можно решить много коррекционных задач:

— развитие диафрагмального дыхания;

— развитие фонематических представлений;

— совершенствование грамматического строя речи;

— автоматизация поставленных звуков;

— обучение грамоте;

— развитие связной речи;

— формирование слоговой структуры речи;

— развитие мелкой моторики.

Наряду с этим известно, что песок поглощает негативную психическую энергию, обладает релаксационным действием. Опыт показывает, что использование песочной терапии позволяет эффективнее исправлять речевые нарушения у детей, позволяя раскрыть даже «закомплексованного» ребёнка с речевым негативизмом, дольше сохранить работоспособность, а в итоге повысить интерес к логопедическим занятиям.

Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а главное для нас — речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным. Игра в песочнице не имеет методических ограничений. Это даёт больше возможности для работы с детьми с нарушениями речи, для творчества.

1. 2 Цель программы:

1. Создание естественной стимулирующей речевой среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя коммуникативную активность.

2. Интеграция коррекционно-развивающей деятельности с образовательными областями.

Основные задачи:

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия (ФГОС);

2. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей (ФГОС);

Задачи программы:

Коррекционно-развивающие:

1. Развитие всех сторон речи: фонетики, лексики, грамматики, связной речи

2. Развитие познавательно-речевых и психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.

3. .Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.

Развитие графических навыков, навыков чтения и письма.

4. Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства

5. Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления. Развивать умение действовать по словесной инструкции

6. Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера

7. Закрепить представления об окружающем мире

Воспитательные:

1. Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми

2. Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности

3. Воспитывать слуховое внимание и память

4. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации

5. «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке

В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи:

1. Опора на личностно-ориентированный подход в образовании и игровые технологии;

2. Учет особенностей психофизического развития, тяжести речевого нарушения у воспитанника

1.3 Педагогические принципы, положенные в основу программы:

Системность: в течение учебного года работа по программе проводится систематически, в определённый день недели.

Комфортность: создание атмосферы доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха и эмоциональной вовлечённости в процессе занятий. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую и речевую активность

Личностно ориентированное взаимодействие: создание условий для раскрепощения и раскрытия, стимулирующих творческую активность ребёнка.

Единство коррекционно-развивающих и воспитательных целей и задач: формирование таких знаний, умений и навыков, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.

Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми: максимальное использование потенциала игры как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника.

Методы организации процесса обучения:

Наглядные (картины, образцы, предметные карты и. п.)

Словесные (беседа, дискуссия, рассматривание, обсуждение, игры-коммуникации).

Практические (рисование на песке различными способами, приспособлениями).

Пять шагов организации игрового процесса

Первый шаг - демонстрация песочницы

Обычно говорим детям следующее. «Посмотрите, наша песочница заполнена песком тонким слоем, а дно светится разным цветом (демонстрируютя световые варианты). Что они напоминают (Голубой…как небо, море, река Желтый. как песок, пляж и т. д.) Как вы думаете, зачем это нужно?

Второй шаг - демонстрация коллекции фигурок

Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите здесь много самых разнообразных фигурок, трафаретов, приспособлений… Вы можете их рассмотреть, подержать в руках.

Третий шаг - знакомство с правилами игр на песке

Игры с песком выдвигают значительное число ограничений, запретов. Чтобы избежать нравоучений, рекомендуется познакомить детей с правилами в контексте некоего ритуала, постоянно повторяющегося действия, в котором эти правила проживаются и проигрываются

Четвертый шаг - формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия

Этот шаг осуществляет сказочный герой (Мудрый Гном, обезьянка Фифа, Звуковичок и др). Он задает тему занятия, от его лица ведется увлекательный рассказ о каком-либо событии, он формулирует задания и загадывает загадки. Иными словами, весь образовательный материал преподносится детям этим сказочным персонажем. Он же ведет игровой процесс, контролирует его ход, резюмирует и анализирует результаты творческих работ, «коронует» и подбадривает каждого из ребят

Пятый шаг - завершение занятия, ритуал выхода

Завершая работу в песочнице, дети разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности

1.4 Ожидаемые положительные результаты

использования песочной терапии в работе учителя-логопеда :

- у воспитанников значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;

- повышается мотивация речевого общения;

- развиваются произносительные умения и навыки;

- пополняется и активизируется словарь;

- корректируется грамматический строй речи, связная речь;

- развивается мелкая моторика, зрительное восприятие;

- формируются навыки чтения и письма;

- воспитанники чувствуют себя более успешными;

- появляется потребность на установление контакта и доверия в общении с другими людьми;

-закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной речевой коммуникации.

Условия реализации программы

Психологические условия реализации программы:

1)использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

2) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

3) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

4) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

5) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

II Содержательный раздел

Программа «Звуковичок в песочной стране» является дополнительной частью к рабочей программе учителя-логопеда. Календарное планирование построено с учетом лексической тематики и порядка прохождения звуков (букв). В структуре занятия предусмотрены задания на закрепление звукопроизношения, развитие фонематических представлений, лексико-грамматического строя, связной речи, а также на закрепления навыков письма и чтения.

Занятия по данной программе проводятся 1 раз в неделю индивидуально, либо с малой группой детей (2-4 ребенка, в зависимости от тяжести речевых нарушений воспитанников) с детьми старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Длительность занятия – 15-20 минут.

Структура занятия :

1. Вводная часть:

Ритуал «Приветствие песка» :

-Я рисую на песке, словно мелом на доске!

Просто пальчиком черчу,

Все, что только захочу!

(похлопывание кистями рук по песку, прикосновение поочередно каждым пальчиком, рисование «дорожек» разной формы, «следов»)

Упр. на дыхание «Ветерок»(раздувание в песке через трубочку)

2. Основная часть:

А) Беседа по лексической теме

Б) Рисование на песке предметов (в соответствии с лексической темой)

В) игра «Найди картинку» (развитие фонематических представлений)

Г) Рисование буквы на песке, украшение буквы (камешками, палочками, пуговичками и т. п. (слогов, слов)

Д) игра «Придумай и напиши слог (слово) с заданной буквой»

Е) -Выложи (или нарисуй) на песке схему слова

3. Заключительная часть

Подведение итогов. «Прощание с песком» :

В ладошки наши посмотри —

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!

(похлопывание кистями рук по песку, прикосновение поочередно каждым пальчиком)

2.1 Календарно-перспективное планирование

III Организационный раздел

Занятия проходят в помещении логопедического кабинета, оборудованным световым планшетом и необходимыми принадлежностями, наглядностью. Окна оснащены жалюзи для затемнения помещения. В процессе обучения применяются разнообразные наглядно-методические материалы.

3.1 Материально-техническое обеспечение

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Песочная терапия»Фотоотчёт «Песочная терапия» Достижения эффекта само исцеления посредством спонтанного самовыражения. Человек ощущает себя творцом и через свое творение трехмерно выражает.

Песочная терапия Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих.

Мастер-класс «Песочная терапия с использованием манки» Мастер-класс «Песочная терапия с использованием манки»Цель: Повышение педагогической компетентности родителей. Задачи: • Познакомить родителей.

Мастер-класс «Песочная терапия в работе воспитателя» Мастер-класс "Песочная терапия в работе воспитателя" Цель: познакомить педагогов с возможностями песочной терапии в коррекционно-развивающей.

Песочная арт-терапия в ДОУ Рисование на песке. Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому песочная терапия приобретает все большую.

Песочная терапияПесочная терапия Каждый воспитатель детского сада развивает у детей навык рисования, и каждый по-своему. Я же захотела открыть детям совсем иной способ рисования.

Песочная терапия для дошкольников Есть ли такая детская игра, которая может гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущения разнообразия.

Песочная терапия в коррекции эмоционального неблагополучия дошкольников Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное эмоциональное самочувствие ребёнка, которое может возникать в разных случаях,.

Презентация «Песочная терапия» 1. Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой. Его мельчайшие песчинки активизируют нервные окончания на кончиках пальцев.

Песочная терапия в работе с детьми с ТНР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №36 п. Октябрьский МО Ейский район 1 слайд:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Песочная терапия на логопедических занятиях
Опубликовано: 13 ноября 2017 в 16:45
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД