Папки-передвижки

Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста

Роза Зигангирова
Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста

Использование театрализованной деятельности

в развитии речи детей.

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство является сенситивным периодом к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Публикация «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Психологи и педагоги отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова и др.).

Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.

Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

В работе для повышения уровня речи детей, я решила использовать театрализованную деятельность. Работа, по развитию речи через театрализованную деятельность, основана на «Программе воспитания и обучения в детском саду» под руководством кандидата педагогических наук М. А. Васильевой, так же на «Программе обучения татарскому языку в детском саду» Р. А. Бургановой и Ф. Ф. Юсупова.

Театрализация — это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности — пением, движением под музыку, слушанием и т. д., необходимость систематизировать ее в едином педагогическом процессе очевидна.

В нашем кабинете мы создали театрализованный уголок, в который входят следующие виды театра :

Пальчиковый театр. Представлен куклами – головками.

Театр би-ба-бо. Куклы этого театра обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий.

Театр игрушек. Используются любые обыкновенные игрушки, одинаковые по материалу.

Театр из картона (на столе). Картинки – персонажи передвигают в соответствии с содержанием читаемой сказки.

Театр на фланелеграфе.

Определила основные направления деятельности : постепенный переход ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя к освоению роли как созданного простого «типичного» образа в театрализованной игре.

Используя театрализованные игры я выполняю следующие задачи:

Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

• Обогащать словарь детей, активизировать его;

• Совершенствовать диалогическую речь, ее грамотный строй;

• Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы, подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово;

• Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.

В театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам.

Исследованиями ученых Л. Ворониной и Р. Смгуткиной, установлено, что если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, сказки, потешки, а во второй младшей группе, используя игрушки, фигурки плоскостного, настольного театра, театра Петрушки, будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная.

С детьми младших групп мы разыгрываем сценки по стихотворениям, песенкам, потешкам, пальчиковые игры, сказки и т. д. Для этого использую пальчиковый театр, перчаточнай, настольный, плоскостной, игрушки и куклы би-ба-бо.

Главную роль я исполняю сама. Так же привлекаю детей из старших групп. Например, мы в этом году мы с детьми из подготовительной группы подготовили и показали для детей младших групп 2 представления: «Как Коза попала в огород» (в гр. №7) и «Кто что любит» (для детей татарской подгр. в гр. №3). Малыши сначала играют роль зрителей. Потом начинают вместе со мной повторять слова и движения.

В старших группах дети более самостоятельно разыгрывают знакомые сюжеты. Здесь используются и костюмы, и маски, и конечно все перечисленные выше виды театра.

В прошлом году мы участвовали в республиканском театральном конкурсе «Сэхнэ козгелэре» и заняли 3 место.

Для самостоятельной деятельности детей необходимо создать условия, в которых театрализованная деятельность будет протекать успешно. При проектировании предметно пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность, следует учитывать:

• индивидуальные социально психологические особенности ребенка;

• особенности его эмоционально-личностного развития;

• индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;

• любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

возрастные и поло-ролевые особенности, которые отвечают требованиям программы и потребностям детей.

Итак. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся развития речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Список литературы.

1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-N4.

2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.

4. Ерофеева Т. И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.

5. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника. -М. 2004.

6. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. -М. : Сфера, 2001.

7. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание. – 1989. - N1.

8. Сигуткина С. Рекомендации к организации театрализованных игр // Дошкольное воспитание, 1988.-N8.

9. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание. - 1997.-N6, 10, 12; 1998-N2.

10. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. - М. : Владос, 2001.

Публикации по теме:

Использование сказочных персонажей на логопедических занятиях, или Сказка из пластилинаИспользование сказочных персонажей на логопедических занятиях, или Сказка из пластилина Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным.

Художественная литература как первоисточник в интеллектуальном и речевом развитии дошкольника В современном обществе уделяется серьезное внимание проблеме приобщения детей к чтению художественной литературы в контексте дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 9 ноября 2013 в 16:23
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД