МААМ-картинки

Использование технологии «Критическое мышление» в системе освоения программы дополнительного образования

Кляхина Ирина Васильевна
Использование технологии «Критическое мышление» в системе освоения программы дополнительного образования

Аннотация. Содержание статьи – это инструмент научной организации труда (НОТ) педагога в методической работе во время подготовки к занятиям. Основной задачей её является, оказание помощи педагогу дополнительного образования и учащимся реализовать свой творческий потенциал на основе использования отдельных приёмов, и методов технологии критического мышления для формирования метапредметных результатов, необходимых не только в образовательном процессе, но и в обычной жизни.

Ключевые слова: технология «Критическое мышление», планируемые результаты.

Публикация «Использование технологии „Критическое мышление“ в системе освоения программы дополнительного образования» размещена в разделах

Мудрые люди говорят, что народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение.

Я, веду занятия в объединениях: «Дизайн в жизни» и «Декупаж – искусство декорирования изделий». Приоритетной целью для меня является – развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные задачи, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. И, как следствие этого - повышение результативности и качества дополнительного образования. Одной из передовых педагогических практик, которая помогает решить поставленную цель, является использование технологии «критическое мышление». Технология «критическое мышление» – это технология организации учебного и воспитательного процесса, которая применима к любой программе дополнительного образования.

Технология «критическое мышление» дает обучающемуся:

- повышение эффективности восприятия информации;

- повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

- умение критически мыслить;

- умение работать в сотрудничестве с другими;

- повышение результативности творческой деятельности.

Технология «критическое мышление» дает педагогу:

- умение создать на занятии атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;

- возможность использовать систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

- повышение качества образования.

Технология «критическое мышление» состоит из трё х стадий: Вызов, Осмысление, Рефлексия.

1 - я СТАДИЯ - «ВЫЗОВ» - это анализ накопленной информации обучающихся по данной теме, проблеме. На этой стадии я использую следующие методические приё мы: «Парная мозговая атака», «Перепутанные логические цепи».

Приём «Парная мозговая атака». Обучающиеся, распределяются по парам и записывают то, что, им известно по теме занятия. Если они затрудняются, то запись ведётся в форме вопросов о том, что они хотели бы выяснить. Сначала работу необходимо выполнить индивидуально, а затем в парах обсудить всё, что записано каждым, и составить общий список идей и вопросов.

К планируемым результатам при использовании этого приёма для повышения результативности и качества образования относятся : общеучебные умения – учебно-информационные и метапредметные результаты: познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Приём «Перепутанные логические цепи». Этот приём используется одновременно со всеми обучающимися в группе. Педагог выбирает 4 – 6 событий, находящихся в причинно-следственной связи. Каждое событие помещается на отдельный лист. Затем перемешиваются и нумеруются листы. Листы размещаются на доске. Обучающимся предлагается восстановить правильный, по их мнению, порядок. Педагог записывает на доске цифровые варианты последовательности событий, а затем группа выбирает тот вариант, который большинство считает правильным.

К планируемым результатам при использовании этого приё ма относятся: общеучебные умения – учебно-информационные, учебно-управленческие; и метапредметные результаты: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.

2 - я СТАДИЯ - «ОСМЫСЛЕНИЕ». Нахождение ответов на вопросы, полученных на основе анализа накопленной информации по данной теме, проблеме. На стадии «Осмысление» обучающиеся должны максимально самостоятельно проявлять собственную активность. В этом им помогают следующий методический приём - «Взаимообучение».

«Взаимообучение». Хорошо известно, что самый эффективный способ чему – то научиться – это начать обучать этому других. «Взаимообучение» происходит в группе из 4 – 6 человек. Всем раздаются экземпляры одного и того же текста. Обучающиеся по очереди играют роль «педагога».

Прежде, чем применять этот приём педагог должен сам продемонстрировать, как следует действовать в роли «педагога».

К планируемым результатам при использовании этого приё ма относятся: общеучебные умения (ОУ) - универсальные способы получения и применения знаний (учебно-управленческие (УУ, учебно-информационные (УИ, учебно-логические (УЛ); метапредметные результаты (УУД) – личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).

3 –я СТАДИЯ - «РЕФЛЕКСИЯ» размышление и обобщение того, «что узнал» обучающийся на занятии, анализ, поставленных целей и решение вопросов. Многие приёмы, которые предлагались на стадиях «Вызов» и «Осмысление», продолжают использоваться и на стадии «Рефлексия», достигая своего логического завершения:

«Синквейн».

• Свободные письменные задания. Пятиминутное эссе.

• Приёмы оценочной деятельности.

Приём «Синквейн» - это стихотворение, в котором в образной форме схватывается содержание тех или понятий.

Приём «Свободные письменные задания. «Пятиминутное эссе». Педагог предлагает обучающимся выполнить два задания: написать, что нового они узнали по данной теме и задать один вопрос, на который они не получили ответа.

Приёмы оценочной деятельности.

«Лесенка» - ученики отмечают на ступеньках, как усвоили материал:

• нижняя – не понял;

• средняя – требуется небольшая помощь;

• верхняя – хорошо усвоил материал.

«Светофор»оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов:

Красный – нужна помощь!

Жёлтый – умею, но ещё не уверен.

Зелёный – я умею сам.

«Смайлики»

• весёлый – я доволен собой (справился с заданием);

• простой – мне было трудно, но я справился;

• грустный – мне нужна помощь (трудно, задания сложные).

Подводя итог выше сказанному, можно сделать следующий вывод о том, что технология «критическое мышление» - является средством и инструментом саморазвития, и самообразования человека (обучающегося, и педагога, а также является средством повышения результативности и качества дополнительного образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Веденов А. А. Моделирование элементов мышления. -М. : Наука, 2015-160 с.

2. Елинский М. Критическое мышление релятивистское в онтологии. -М. : LAP Lambert Academic Publishing, 2015-168 с.

3. Стьюер Ш. Креативное мышление в Photoshop.-М. : НТ Пресс, 2015. - 272 c.

4. Харлампьева Т. В. Критическое мышление студентов вуза. -М. : LAP Lambert Academic Publishing, 2016-216c.

ИНТЕРНЕТ - ресурсы

1. Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена» https://www.ct-net.net/ru/

2. Материалы уроков Фестиваля педагогических идей https://festival.1september.ru

3. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций https://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm

Публикации по теме:

Мониторинг результатов освоения детьми старшего дошкольного возраста общеобразовательной программы ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» Принята на заседании педагогического совета Протокол.

Отчет по результатам мониторинга освоения основной образовательной программы в младшей-средней группы Отчет по результатам мониторинга освоения основной образовательной программы в младшей- средней группы. Дата проведения мониторинга: с.

План-конспект ОД детей 6–7 лет в рамках программы дополнительного образования «Мини-лаборатория «Мы — ученые-исследователи» План-конспект дополнительной образовательной деятельности детей 6-7 лет в рамках Образовательной программы дополнительного образования детей.

Презентация на тему «Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования дошкольников» Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования дошкольников СЛАЙД 1 Тема: Работа с одаренными детьми в системе дополнительного.

Программа по обучению «смысловому» чтению детей 5–7 лет в системе дополнительного образования Программа по обучению "смысловому" чтению детей 5 – 7 лет в системе дополнительного образования «ЧТЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ» Педагог дополнительного.

Реализация программы дополнительного образования кружка «Юный исследователь» .

Реализация программы дополнительного образования «Раз ступенька, два ступенька»Реализация программы дополнительного образования «Раз ступенька, два ступенька» Реализация программы дополнительного образования «Раз ступенька, два ступенька»Дополнительное образование в нашем детском саду выступает.

Сценарий районного семинара «Инновационные педагогические технологии в системе дошкольного образования в разных направлениях» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Районный семинар – практикум по теме «Инновационные.

Система оценки результатов освоения программы в ДОУ Программа по диагностической работе на 2017-2018 учебный год. Система оценки результатов освоения программы. В соответствии с ФГОС ДО, целевые.

Технологии освоения основной образовательной программы дошкольного образования в условиях современной ДОО Технология в дошкольном образовании – это такая организация (фрагмента) образовательного процесса в ДОО, которая: - выполняет стимулирующую.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование технологии «Критическое мышление» в системе освоения программы дополнительного образования
Опубликовано: 20 июня 2018 в 10:37
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД