МААМ-картинки

Использование мнемотехники в развитии коммуникативной деятельности дошкольников

марина митрофанова
Использование мнемотехники в развитии коммуникативной деятельности дошкольников

В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. Чистая, правильная речь одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое. В коммуникативной деятельности детей существуют множество проблем:

Публикация «Использование мнемотехники в развитии коммуникативной деятельности дошкольников» размещена в разделах

- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;

- скудная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.

Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование не речевых психических процессов: наблюдается недостаточное устойчивое внимание, снижается вербальная память, страдает продуктивность запоминания, а также скованность и замкнутость в общении. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают предметы, явления, факты, события, близкие их жизненному опыту. Я считаю что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас. Ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли. Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже - техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”слова К. Д. Ушинского. Проанализировав работы Т. В. Большевой (коллаж, Т. В. Воробьевой, (сенсорно-графические схемы) В. П. Глухова, (блоки-квадраты) Л. Н. Ефименковой (схемы составления рассказа, Т. А. Ткаченко (предметно -схематические модели) можно выделить следующие подходы в работе с технологией мнемотехника :

системный - технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания;

личностный - с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;

деятельностный - развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои;

диалогический - процесс обучения происходит в форме диалога;

культурологический - ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;

информационный - ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире;

аксиологический - образовательная деятельность основана на идеях гуманистической педагогики, субъект- субъектное взаимодействие с детьми.

Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:

принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;

принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

Новизна данной технологии заключается в интеграции – целостности образовательного процесса, обеспечивающаяся взаимодействием всех образовательных областей. С внедрением Федерального государственного образовательного стандарта учитывается комплексно-тематический принцип работы с мнемотехникой, который позволяет объединить комплекс различных видов детской деятельности. Мой акцент в работе с мнемотехникой – коммуникативная деятельность детей дошкольного возраста, эффективное использование для обогащения словаря, развития связной речи, отгадывании и составлении загадок, при заучивании стихотворений. Суть работы мнемотехники заключается в следующих этапах:

рассматривание таблицы, дорожки, схемы и разбор того, что на них изображено;

перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;

пересказ, составление рассказа по заданной теме – отработка метода запоминания;

зарисовка мнемотаблиц и дорожек с детьми старшего дошкольного возраста;

рассказывание и запоминание по схемам, дорожкам, таблицам, созданными детьми.

Мнемотехника может успешно использоваться педагогами дошкольных организаций, родителями для подготовки детей к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка, помогает совершенствовать такие психические процессы, как память, воображение, логическое мышление, а самое главное умение свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

Публикации по теме:

Доклад для педсовета «Использование ИКТ в развитии речи у дошкольников» Средства массовой информации, особенно электронные, активно проникают в жизнь детей. Отечественные и зарубежные исследования использования.

Доклад на родительское собрание «Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в развитии дошкольников» Введение Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой.

Игровые технологии в социально-личностном развитии дошкольников "Воспитание является искусством, а не ремеслом - в этом корень учительского дела". Л. Н. Толстой. В настоящее время педагогические коллективы.

Использование игровой технологии в развитии сенсорных эталоновИспользование игровой технологии в развитии сенсорных эталонов Использование игровых технологий в сенсорном воспитании. Задачи реализуемые с помощью игровой технологии:1. Установление контакта с ребенком.

Использование ИКТ при развитии фонематических процессов у дошкольников. Компьютерный тренажёр «Загадки-метаграммы и загадки-логогрифы»Цель: развитие фонематических процессов у дошкольников. Задачи: Образовательные:.

Использование коллекционирования как содержания детской субкультуры в развитии творческой инициативы дошкольников Саморазвитие ребенка, имеющего определенные умения и навыки, опыт общения, происходит не только под влиянием взрослого, но и собственно.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников 1 слайд тема: «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников». 2 слайд цель: ознакомление педагогов с методом мнемотехники как.

Использование сказкотерапии в развитии и воспитании дошкольников Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. В детстве прививается любовь к родному слову, слушая сказки, ребенок учится.

Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников Слайд 1. Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной.

Серия игр по развитию речи с использованием развивающей технологии «Мнемотехника»Серия игр по развитию речи с использованием развивающей технологии «Мнемотехника» Дидактическая игра «На что это похоже» Цель: Обогащать лексический запас детей через развитие умения читать графическую аналогию и перекодировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мнемотехники в развитии коммуникативной деятельности дошкольников
Опубликовано: 20 октября 2015 в 21:20
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД