МААМ-картинки

Использование ТРИЗ-технологии для успешного формирования предпосылок учебной деятельности дошкольников

Татьяна Бичикова
Использование ТРИЗ-технологии для успешного формирования предпосылок учебной деятельности дошкольников

Использование ТРИЗ — технологии для успешного формирования предпосылок учебной деятельности дошкольников.

Слайд 1 С введением ФГОС в ДОУ встал вопрос о изменении содержании образования. Педагоги ищут технологии, которые будут развивать креативность мышления у дошкольников, нравственные качества, формирование ценностных ориентаций, основанных на нормах, правилах поведения, сложившихся в обществе. Большое внимание уделяется развитию у ребенка инициативности, его взаимодействию и общению со взрослыми и сверстниками, умению находить выход из сложившейся ситуации.. Помимо профессиональной компетентности современный педагог должен обладать еще и творческим мышлением. Жизнь и работа в современном информационном обществе предполагает наличие умения творчески усваивать, перерабатывать и создавать новую информацию. Эти технологии должны быть доступны и легко применимы на практике. -

Публикация «Использование ТРИЗ-технологии для успешного формирования предпосылок учебной деятельности дошкольников» размещена в разделах

Слайд 2: Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.

Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию и речь детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств, творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Задачи:

Учить: системно воспринимать и анализировать ситуации;

генерировать различные варианты решения задач;

самостоятельно подмечать и стремится разрешать противоречия.

Развивать познавательную активность и интерес.

Прививать радость творческих открытий!

«Воспитывать и обучать под девизом «Творчество во всем!»

Слайд 4: Ну что уважаемые коллеги я немного ввела Вас в экскурс ТРИЗ – педагогики,

И сегодня мы с Вами отправимся в увлекательное путешествие на планету ТРИЗ.! ТРИЗ расшифровывается как теория решения изобретательских задач Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер.

Поиск сути

Перед детьми ставится проблема (вопрос, которую надо решить. И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной.

«Тайна двойного», - выявление противоречий: хорошо-плохо Например: солнце – это хорошо и плохо. Хорошо- греет, тепло, можно загорать.

плохо- может сжечь, ничего не вырастит…

Дождь- это хорошо- польет все растения, свежий воздух, можно гулять под зонтом.

Плохо- нельзя гулять, можно заболеть, пасмурно, страшно…

1 вариант:

В: Съесть конфету - хорошо. Почему?

Д: Потому, что она сладкая.

В: Съесть конфету - плохо. Почему?

Д: Могут заболеть зубы.

То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".

2 вариант:

В: Съесть конфету - хорошо. Почему?

Д: Потому, что она сладкая.

В: Сладкая конфета - это плохо. Почему?

Д: Могут заболеть зубы.

В: Зубы заболят - это хорошо. Почему?

Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.

То есть вопросы идут по цепочке.

Игра хорошо-плохо

Помидор: хорошо - очень полезный, много витамин,лечит болезни. Мягкий легко кусать, жевать, яркий, красный, красивый.

Плохо - мягкий можно легко раздавить, забрызгаться, чтобы его вырастить нужно много трудиться.

«Много - мало» Цель этой игры: формировать понимание относительности количества. (Если много – руки развести широко в стороны, мало – ладони сблизить, достаточно – рука на руку) .

Примеры ситуаций (нужно обязательно указывать условия)

Слайд 7 : Одно ведро воды - для муравья?

Одно ведро воды - для слона?

Слайд 8 : Одно солнце в небе?

Слайд 9 : Один дом - для всех людей?

Слайд 10 : Одна нога у человека?

Одна ножка у гриба?

3. Разрешение противоречий (при помощи игр и сказок).

Например: зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумке. Решение этого противоречия – складной зонтик.

А теперь нам пора отправляться дальше

Город «Ассоциаций»(системное мышление) посмотрите, а в городе «Ассоциациий» нас встречает Теремок он у нас совсем не обычный в нем могут жить сразу разные объекты и одновременно не похожи друг на друга.

"Теремок" (с 4-х л

Педагогам раздаются различные предметные картинки. Один ребенок (или воспитатель в младшей группе) выполняет роль ведущего. Сидит в "теремке". Каждый приходящий в "теремок" сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: "Тук - тук. Кто в теремочке живет? ".

Примечание: В ходе игры ведущий может менять установки: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня. Или: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня".

"На что похоже" (с 3-летнего возраста) .

Цель: Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем. Правила игры: Ведущий - воспитатель, а в старшем возрасте - ребенок называет объект, а дети называют объекты, похожие на него.

Примечание: Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции, по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать картинки предметные, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

Ход игры:

В: На что похож абажур?

Д: На зонт, на Красную Шапочку, на колокол, потому что он большой, на цаплю, потому что она стоит на одной ноге.

В: На что похожа улыбка?

Д: На радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду.

В: на что похож гриб? На зонт, На треугольник с палочкой, на мороженое.

В: На что похож ёж?

В: На что похожа шляпа?

Нам пора отправляться дальше и следующий город ТРИЗ – страны,

Мы с вами попали в город «Волшебников» (анализаторы) «Я чувствую запах», «Я слышу звук», «Я пробую на вкус», «Я ощущаю лицом и руками», «Я вижу».

У человека пять органов чувств. Уточняем, какие признаки объектов могут быть «считаны» разными органами чувств. При помощи наших помощников, мы можем попасть в любое место и описать свое состояние, видение, чувство. Прием эмпатии помогает детям развивать фантазию, речь, умение сострадать, описывать чувство того или иного предмета или животного или человека.

Удивительный город Загадок – одно из древнейших средств народной педагогики. Они имеют мифологическое происхождение. Загадки появились в те времена, когда люди испытывали страх перед природой, окружающей жизнью, их пугали злые силы, которые, как им казалось, были повсюду.

Работа по составлению загадок на первых порах тесно связана с работой по описанию предметов. Кому-нибудь из детей предлагается описать предмет, не называя его, остальные узнают его по описанию. В начале работы для всех детей требуется наглядность, которая затем может быть снята. Наиболее удачными формами такой работы являются игровые, например, в виде игры в магазин, когда “покупатель” описывает предмет, а “продавец” должен отгадать его, в виде игры “отгадай по описанию” и т. п. В этих играх предметы, которые описываются, наглядно представлены для всех. Более сложной будет игра “Почтальон принес посылку”, в которой каждый ребенок получает свой предмет и описывает его, не называя и не показывая. Предмет предъявляется всем лишь после отгадки.

Одним из объектов изобретательства для дошкольников является загадка. На материале загадок можно решить множество методических проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. Кроме того, сочинение загадок – это творчество, доступное даже 4 – 5 летним детям.

II этап: составление загадок.

Для составления загадок предлагается три основных модели. Педагог вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Модель 1. Какой? Что бывает таким же?

• Для составления загадки выбран объект (самовар). Детьми даются образные характеристики по заданным педагогом признакам (по цвету, по действиям, по форме).

• Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы). – Что бывает таким же?

ПР: блестящий – монета, но не простая, а начищенная монета.

• После заполнения таблички педагог предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не».

Итоговая загадка про самовар: «Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз».

Модель 2. Что делает? Что (кто) делает так же?

Загадки детей группы с нарушением речи (первый год обучения) :

• Летает, но не бумажный самолет,

• Роет норки, но не слепой крот,

• Ловит насекомых, но не болотная лягушка. (Ласточка)

• Быстро летает, но не реактивный самолет,

• Звонко поет, но не веселый ребенок,

• Строит жилье, но не опытный плотник. (Соловей)

Модель 3. На что похоже? Чем отличается?

Загадки детей группы c нарушением речи (первый год обучения) :

• Похожа на облако, но никуда не плывет

• Похожа на море, но нет волн,

• Как зеркало, но нельзя разбить. (Лужа)

• Похожа на жука, но нет лапок,

• Похожа на улитку, но быстро движется

• Как дом, но нельзя побегать. (Легковая машина)

ММЧ Методика ММЧ – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами. С помощью метода ММЧ мы рассмотрели условия перехода вещества (на примере

воды) из одного агрегатного состояния в другое. Вместе с детьми мы проводили опыты,

рассуждали, выдвигали гипотезы, находили ответы.

Сущность метода ММЧ в том, что он представляет все предметы и вещества

состоящими из множества Маленьких Человечков (МЧ). сказки «Маленькие человечки». Детям становится понятно, что в зависимости от

состояния вещества Маленькие Человечки ведут себя по разному (в твёрдых – крепко держатся за руки, в жидких – просто стоят рядом, в газообразных – находятся в постоянном движении).

Можно смоделировать.

• "Воздушный шарик"

Одна группа детей становится плотно в круг, держась за руки. Когда шарик надувают, "запускаются" газообразные человечки воздуха, которые бегают и расталкивают (раздвигают) стенки шарика: он увеличивается в размере. Если продолжить надувать, шарик может лопнуть.

• "Сосулька"

Один ученик изображает крышу, на которой висит сосулька (несколько детей становятся в шеренгу, держась за руки). Пригревает солнышко, и сосулька начинает таять: человечки по одному "отрываются" ("капают") – под сосулькой образуется лужа из жидких человечков.

Ночью, когда солнца нет, человечкам становится холодно, они жмутся друг к другу, берутся за руки – "лужа замерзает").

4. Беседа об агрегатном состоянии вещества.

Вопросы для обсуждения:

• Чем жидкие вещества отличаются от твёрдых?

• Могут ли вещества "превращаться" из жидких в твёрдые или наоборот?

Представьте, что вам дали железную коробку. Можно ли узнать, не раскрывая её, что там находится – твёрдое вещество или жидкость? Как это сделать?

Примеры схем и варианты ответов (соответствующие человечки изображены буквами) :

Объяснение: внутри чего-то твёрдого – что-то жидкое.

Варианты: бутылка с водой, вид бассейна сверху, яйцо и др.

Объяснение: внутри чего-то жидкого – что-то твердое.

Варианты: остров в море, рыба в аквариуме и др.

Объяснение: что-то твёрдое в чём-то жидком, которое на чём-то твёрдом.

Вариант: крошка хлеба в молоке, разлитом на столе.

Объяснение: твёрдое, внутри газообразное, находится в жидком.

Вариант: мяч в воде.

Слайд 15 : Город увлекательных заданий

Решение задач (количество и содержание – по выбору учителя) :

• "Что в посылке?"

1. Однажды с севера к нам по почте была отправлена посылка весом 10 кг. Посылка очень долго шла, но когда получили и проверили вес, то оказалось, что она весит 1 кг. При этом посылку никто не вскрывал. Как такое могло произойти? Что было в посылке? ( Ответ: мороженое.)

2 • "Волшебная страна"

Однажды в одной африканской школе учитель рассказывал детям об удивительной стране, где люди могут ходить по воде, как по дороге. В какой это страна? ( Ответ: такое может быть и на самом деле во всех странах, где вода в реке зимой превращается в лёд.)

3 • "Снежный дом"

На севере люди строят дома из снега: нарезают "кирпичи" из плотного слежавшегося снега и возводят постройку. Когда дом готов, внутри разжигают костёр. Зачем? ( Ответ: края кирпичей начинают таять, а потом "швы" замерзают и получается очень прочное соединение.)

Игра «Превращения» Взрослый даёт задание назвать то, во что может превратиться

кружка без ручки (в стакан,

кепка без козырька (в шапку,

диван без спинки (в кровать,

стул без спинки (в табурет,

кресло без подлокотников (стул).

Игра «Исправь ошибку» (сравнение по двум признакам)

Внучка маленькая, а бабушка старенькая;

Лиса хитрая, а Колобок жёлтый;

Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая;

Винни Пух любит мёд, а Пятачок розовый;

Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая;

У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т. п.

1. Игра «Чем был, чем будет»

Огурец был (семенем, ростком, рассадой)

2. Игра «Как его можно использовать»

Свеклу можно использовать как еду, мяч, трафарет, норку, карандаш…

3. Игра «Бывает – не бывает»

В огороде есть грядки,

Из мяса готовят кабачковую икру,

Овощи растут на дереве.

На грядке растут помидоры.

Папа читает картошку.

Картошка чистит папу.

Город «Фантазёры»

Очень интересен на занятиях метод мозгового штурма. Он необходим тогда, когда обсуждается ситуация, из которой, на первый взгляд, нет реального выхода. Например, мы с ребятами решали такие проблемы:

-Как спасти колобка от лисы.

-Как выгнать лису из зайкиной избушки.

-На чем рисовать, если нет бумаги.

Благодаря мозговому штурму дети поняли что из любой, казалось бы, безвыходной ситуации всегда можно найти выход. Таким образом у них формируются основы рационального мышления.

В городе фантазёры очень любят фантазировать, творить, сочинять и конечно же изобретать и жители этого города предлагают поиграть в игру «Мы изобретатели!»

Цель: изменить и улучшить транспорт, дом, посуду… (вам нужно взять два объекта и соединить в один объект)

Пример: "Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?”

Ответы детей: (На черного зайца легче охотиться лисе.. .Особенно его хорошо видно на снегу.. .

Теперь ему только под землей надо жить.. .Или там, где вообще нет снега, а только черная земля.. . А гулять ему теперь надо только ночью.. .Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его.. .)

Публикации по теме:

Использование методов ТРИЗ — РТВ технологии в работе с детьми с общим недоразвитием речи Основная функция педагогики – воспроизводство культуры общества и передача существующей культуры подрастающему поколению. В связи с тем,.

Использование кейс-технологии для формирования культуры безопасности дошкольников Формирование культуры безопасности – это одна из актуальных задач дошкольного воспитания, которой практика воспитания, к сожалению, уделяет.

Использование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольниковИспользование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольников Что может быть для дошкольника интереснее и значимее игры? Это и радость, и познание, и творчество. Играя ребенок познает окружающий мир,.

Использование технологии ТРИЗ в модели «Инклюзивный детский сад» В настоящее время, в условиях модернизации российского образования, особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий.

Конспект проведения организованной учебной деятельности с использованием социоигровой технологии Возрастная категория: старшая группа детского сада Тема:Знакомство с басней И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей» Образовательные области: «Здоровье»,.

Мастер-класс «Использование элементов технологии «World Cafe» как формы организации деятельности дошкольников». Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию элементов технологии «World Cafe» как нетрадиционной формы организации.

План по самообразованию. Тема: «Формирование у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности» Тема: Подготовка детей к учебной деятельности. Цель:. Способствовать развитию фонетической стороны речи детей, слухового внимания и фонематического.

Продуктивная деятельность как средство формирования у дошкольников универсальных предпосылок учебной деятельности Продуктивная деятельность как средство формирования у дошкольников универсальных предпосылок учебной деятельности в рамках реализации ФГОС.

Семинар «Формирование предпосылок учебной деятельности у детей» Семинар на тему: «Формирование предпосылок учебной деятельности у детей». Подготовила: воспитатель ср. группы Захарова Т. М..

Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как средство развития интеллектуальных и творческих способностей Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как средство развития интеллектуальных и творческих способностей старших дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование ТРИЗ-технологии для успешного формирования предпосылок учебной деятельности дошкольников
Опубликовано: 19 ноября 2017 в 05:29
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД