Лучший педагог года

Использование устного народного творчества, как средства позитивной социализации детей с особыми возможностями здоровья

Никонова Елена
Использование устного народного творчества, как средства позитивной социализации детей с особыми возможностями здоровья

Использование устного народного творчества, как средства позитивной социализации детей с особыми возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи).

Никонова Елена Петровна, Пухова Татьяна Борисовна

Публикация «Использование устного народного творчества, как средства позитивной социализации детей с особыми возможностями здоровья» размещена в разделах

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит на семью и детский сад возлагается особая ответственность по воспитанию личностных качеств у подрастающего поколения.

Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями в обществе. Вхождение в социум детей с особыми образовательными потребностями, с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) затруднено целым рядом причин: нарушение познавательной деятельности, своеобразие эмоционально-личностной сферы, проблемы интеллектуального, сенсомоторного и речевого плана. Поэтому одной из основных задач образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности мы выбрали создание благоприятных условий для успешной (позитивной) социализации детей с ТНР. В технологии Л. Л. Лашковой «Воспитание коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста» средством формирования коммуникативных умений является устное народное творчество. Пословицы и поговорки -это яркий элемент устного народного творчества.

Использование пословиц и поговорок в работе с детьми с ТНР возможно, т. к. доступно их восприятию, что обусловлено простотой формы и образов. С помощью пословиц можно эмоционально выразить поощрение, деликатно выразить порицание. Таким образом пословицы и поговорки могут использоваться как эффективное средство формирования социальных навыков и коммуникативных качеств детей дошкольного возраста.

В процессе реализации программы «Социальное развитие ребенка-дошкольника» в группе была создана «картотека пословиц». Пословицы распределились по четырем основным направлениям: «Я и моя семья» (под девизом «В хорошей семье хорошие дети растут» и др., «Я и мы» (под девизом «Где дружба прочна, там хорошо идут дела» и др., «Я и мой детский сад» (под девизом «В каждой избушке свои погремушки» и др., «Я – завтрашний школьник»(под девизом «Знание-сила»).

Направление «Я и мы» В группе появился «Замок дружбы», где ребенок может расположить свою фотографию рядом с фотографией своего друга или друзей, а может расположить ее одну. В группе появилась традиция «Сделал дело, гуляй смело», т. е. ребята могут заняться интересующими их делами только после того как доделают начатое до конца (дорисуют узор, уберут за собой рабочее место и т. п.). В организации дежурства, трудовой деятельности используются пословицы : «Кто лениться – тот не цениться». «Не сиди сложа руки, так не будет скуки», "Хочешь есть калачи, не лежи на печи", которые стимулируют ребенка к совершению трудовых действий. «Копилка народной мудрости» (расписная шкатулка, которая находится в группе) собирает пословицы, которые учат детей нравственным основам жизни, говорят о правде и лжи, страхе, похвальбе, глупости, лени, доброте, ссоре: «Правда светлее солнца», «Ссора до добра не доведет». В спорной ситуации (ссоры, обиды, непонимания) шкатулка достается и оттуда вынимается нужная пословица, зачитывается и обсуждается детьми.

«Я и мой детский сад» : был оформлен коллаж «Скучен день до вечера, коли делать нечего», в котором собраны значимые события детей группы; Проведена экологическая акция: «Работа огородная, да слава всенародная», в ходе которой дети узнали о значении сельскохозяйственных работ, огородничества и могли сами поучаствовать в посадке семян различных культурных растений. В творческой мастерской : «Мастера на все руки» ребята трудятся над поделками, которые потом представляются на выставке: «Уменье везде найдёт примененье».

Небольшие достижения детей группы, их маленькие победы собираются в соты и фиксируются на волшебном экране достижений, на котором написано: «Одна пчела много мёду не принесёт», т. к. на экране можно оценить достижение не только одного ребенка, но и группы в целом. У каждого ребенка есть своя сота (с личной фотографией, в которую записываются его достижения за месяц. Достижения фиксируют – воспитатель группы, специалисты ДОУ, родители ребенка, его друзья и сам ребенок. В конце года у каждого ребенка набирается по 12 сот, в них можно увидеть его личностный рост и результаты той или иной деятельности. А если сложить все соты детей вместе получится общая картина достижений детей группы.

В направлении «Я и моя семья» : Проводилась игра – путешествие в историю семей, оформлена папка-передвижка: «Яблоко от яблони далеко не падает» - о традициях семейного воспитания. Проведена игра «Семья вместе и душа на месте» по сбору интересных пословиц и поговорок, оформлению альбомов «Чему учит пословица?», изготовлению макетов по сказкам, иллюстрирующим пословицы, создание и иллюстрирование книг («Книжки-малышки»). На конкурсе: «Мама, папа, я поговористая семья» было проведено состязание между семьями в знании пословиц и поговорок.

В направлении «Я – будущий первоклассник». Проведено знакомство с школьным учителем «Почитай родителя как учителя», проведены экскурсии в школьную библиотеку «Прочел книгу – встретился с другом», музыкальную школу и др. Проведена викторина «Моя будущая школа», которая проводилась под девизом «Птицам крылья, человеку – разум».

Для лучшего объяснения ребенку пословиц, мы использовали литературные художественные произведения. Например, смысл пословицы «По одежке встречают, по уму провожают» ярко раскрывается на примере русской народной сказки «Царевна-лягушка», а смысл пословицы «Чтение – лучшее учение» - на примере рассказа Л. Н. Толстого «Филиппок» и т. п.

Для того, чтобы дети лучше запомнили пословицы и поговорки использовались следующие интересные формы работы:

- игры-соревнования «Кто больше скажет пословиц»;

- дидактические игры: «Один начинает, другой продолжает», "Пословица "рассыпалась", «Соедини начало и окончание», «Какая пословица лишняя», «Подбери картинку» и др. ;

- изобрази пословицу схемой. Это пример пиктограммы. Представьте, как могут «вы-глядеть» пословицы: «Человек без друзей – что дерево без корней», «Материнская за-бота в огне не горит и воде не тонет». Интересно, как одну и туже пословицу изобразят разные ребята. Желательно найти интересные моменты на каждой схеме;

- создание коллажей, тематических выставок и др.

Наиболее интересная форма работы с детьми –это сотворчество воспитателя и детей – составление новых пословиц («Человек без друзей – что солнце без лучей», «Работай смелее – будешь жить веселее» и т. п.).

Приобщая детей к восприятию пословиц, мы развиваем коммуникативные качества личности, образное мышление, обогащаем речь, используя разнообразные приемы, которые позволяют сделать эту работу наиболее эффективной для их социально-личностного развития :

- ребенок оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для ребенка все, что имеет для него определенную значимость;

- использование пословиц и поговорок и работа над ними, повышает уровень воспитанности, сознательности, нравственности, патриотизма, взаимопонимания и трудолюбия;

- у детей с ТНР повышается уровень познавательной и речевой активности.

Публикации по теме:

«Формы и средства позитивной социализации воспитанников в условиях событийной организации образовательного процесса» «Ввести ребенка в мир человеческих отношений-  одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста» В. А. Сухомлинский.

Использование современных здоровьесберегающих технологий как средства сохранения и укрепления здоровья детей Значимость работы по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ. Жизнь в ХХ1 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых.

Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья Встретив инвалида на улице, в магазин или где- либо, мы отворачиваемся или же пристально смотрим на человека, испытываем жалость и думаем:.

Отчет по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Самообразование. Тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Цель работы: Объединение усилий педагогов и родителей.

Презентация на тему «Использование устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» «Подлинную историю своего народа нельзя знать, не зная устного народного творчества» М. Горький Актуальность использования фольклора в ДОУ. Иногда.

Развитие речи детей 2–4 лет с помощью устного народного творчества Я работаю в младшей разновозрастной группе, где собраны дети первой младшей и второй младшей групп. В нашу группу ходят дети 2-4 лет. Этот.

Самообразование «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Колокольчик» город Когалым План работы по самообразованию.

Конспект НОД «Как зайчик свою сказку искал». Развитие связной речи средствами устного народного творчества Тема НОД: «Как зайчик свою сказку искал». Цель: развитие связной речи через устное народное творчество. Задачи: Образовательные: закрепить.

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 летВлияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна.

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 летВлияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет Сказка! Как много хороших, добрых воспоминаний связано у каждого из нас с этим понятием. Формируется любовь к сказке в раннем детстве. Все.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование устного народного творчества, как средства позитивной социализации детей с особыми возможностями здоровья
Опубликовано: 22 февраля 2018 в 18:39
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД