Лучший педагог года

Использование в работе с детьми по развитию речи картин детских художников-иллюстраторов

Ольга Рыбенко
Использование в работе с детьми по развитию речи картин детских художников-иллюстраторов

Что толку в книжке, – подумала Алиса

– если в ней нет ни картинок, ни разговоров?

«Приключения Алисы в стране чудес»

Художественная иллюстрация – важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетического воспитания читателей. Книжная иллюстрация помогает ребенку в познании мира, освоении нравственных ценностей, эстетических идеалов, углубляет восприятие литературного произведения. С иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения. Иллюстрация способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия. Иллюстрация помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его, познакомиться и подружиться с населяющими его персонажами, полюбить их. Так как жизненный опыт ребенка невелик, ему сложнее воссоздать в своем воображении то, о чем повествует писатель. Ему необходимо увидеть, поверить.

Публикация «Использование в работе с детьми по развитию речи картин детских художников-иллюстраторов» размещена в разделах

О детской иллюстрации в книгах говорили ещё в XIX в. Знаменитые литературные критики А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов придавали огромное значение иллюстрации в детской литературе, все они выступали с критическими рецензиями на литературу и иллюстрацию, утверждая, что хорошая, полноценная художественная иллюстрация — это помощница литературы в нравственном и эстетическом воспитании ребенка.

К. Д. Ушинский считал иллюстрацию в детской книге одним из важнейших средств воспитания и обучения детей и выдвигал перед иллюстраторами требование органически сочетать познавательное начало в детской книге с началом художественным. Однако не всегда художественный уровень иллюстраций отвечал высокому уровню русской литературы для детей. Прижизненные издания книг К. Д. Ушинского «Детский мир» и «Родное слово», знаменитой «Азбуки» и русской книги для чтения Л. Н. Толстого, поэм и стихотворений Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», «Крестьянские дети» и др., сказок и рассказов В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница» и др. не всегда находили достойное воплощение в иллюстрациях.

Лучшие же примеры иллюстраций в русской детской книге второй половины XIX в. связаны с творчеством таких выдающихся художников-реалистов, как В. М. Васнецов, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. А. Серов, М. В. Нестеров. Однако и участие великих живописцев в иллюстрировании книг для детей не способствовало появлению изданий цельных и органичных в художественном отношении. Рисунки и акварели этих художников были глубокими по содержанию и мастерскими по исполнению, но книги, в которых они печатались, были изданы скромно, почти бедно по сравнению с изданиями Вольфа, например. Серая бумага или простая бумажная обложка без графического оформления зачастую портили общее впечатление от издания.

Удивительно, но у детской иллюстрации России (СССР) есть точный год рождения – 1925 год. В этом году был создан отдел детской литературы в Ленинградском государственном издательстве (ГИЗе).

Целая плеяда художников посвятила свой талант искусству детской книги. Все мы с детства помним Владимира Григорьевича Сутеева (1903-1993, Москва) - детского писателя, художника-иллюстратора и режиссёра-мультипликатора. Евгения Ивановича Чарушина (1901-1965, Вятка, Ленинград) – графика, скульптора, прозаика и детского писателя-анималиста. Бориса Александровича Дехтерёва (1908-1993, Калуга, Москва) – народного художника, советского графика (считается, что «Школа Дехтерёва» определила развитие книжной графики страны, Юрия Алексеевича Васнецова (1900-1973, Вятка, Ленинград) - народного художника и иллюстратора.

Картинам, в том числе и иллюстрациям, как фактору умственного и речевого развития ребенка должно быть отведено почетное место с первых лет его жизни. Громадное значение имеют опыт и личное наблюдение ребенка для развития его мыслительной способности и речи. Картины раздвигают поле непосредственного наблюдения. Образы, представления, ими вызываемые, конечно, менее ярки, чем те, которые дает реальная жизнь, но, во всяком случае, они несравненно более ярки и определенны, чем образы, вызываемые голым словом. Потому-то картины так ценны и значение их так велико. Самые маленькие дети по картинкам как бы прочитывают книгу, прослеживая сюжет от одной иллюстрации к другой.

Младшим дошкольникам для правильного восприятия текста необходимо наглядно увидеть героя, каждый фрагмент сюжета, поэтому предпочтение следует отдавать книжкам-картинкам, в которых иллюстрации пошагово передают сюжет, смену настроений героев (например, «Колобок» и «Теремок» с иллюстрациями Ю. Васнецова, «Цирк», «Усатый – полосатый» С. Маршака с рисунками В. Лебедева, «Цыпленок и утенок», «Под грибом» В. Сутеева с иллюстрациями автора и т. п.). Задача взрослого – привлечь внимание детей к иллюстрации, её художественным образам. Здесь существенную роль играют вопросы. Вопрос «какой?» требует определенного описания – как внешнего вида (большой или маленький, белый или красный, пушистый или лохматый, так и эмоционального состояния, характерных черт героя (весёлый, забавный, грустный, злой, хитрый, добрый). Вопросы взрослого заставляют ребёнка внимательнее вглядываться в образ, устанавливать некоторые связи, делать несложные выводы, обобщения.

С малышами можно поиграть в игру «Расскажи, что ты видишь?». Ребёнок рассказывает по картинке, всматриваясь в изображение, а взрослый, поощряя его быть внимательнее, говорит: «А я ещё вот что вижу…» - вовлекая его в своеобразное соревнование, побуждая к наблюдательности и разговору. При этом взрослый использует образные слова, народные выражения: «травушка-муравушка», «солнышко-вёдрышко», «зайчик-побегайчик», «лисичка-сестричка», «волчок – серый бочок».

«Найди картинку про того, кто кричит…» (мычит, лает, мяукает). Воспитатель выставляет иллюстрации Е. Чарушина, В. Сутеева, В. Лебедева с изображением разных животных, птиц. Взрослый задаё т вопрос: «Кто кукарекает?» и просит ребёнка найти картинку с этим животным. После того как ребёнок выберет, ему предлагается рассказать о животном: «Какой он? Что делает? Как ты догадался?» Воспитатель читает потешку, обращает внимание на некоторые средства выразительности, который придумал художник (цветовую гамму, позы, движения).

Важно побуждать детей внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, рассказывать о событиях, вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды, а затем и целиком произведения, ориентируясь на иллюстрации.

В среднем дошкольном возрасте рассматривание книжных иллю-страций имеет несколько целей: они сориентируют детей в последовательной связи событий, напомнят содержание текста в процессе его пересказывания, помогут представить героев и некоторые обстоятельства, важные для понимания произведения.

Воспитатель подводит детей к пониманию того, что рисунок связан с текстом, поясняет его, наглядно показывает происходящие события, героев и даёт оценку их поступков. Обращает внимание на средства выразительности, с помощью которых художник отражает характер героя (позы, жесты, мимику, движения). Детей знакомят с цветом как средством передачи эмоционального состояния героя, настроения, сезонных и временных изменений в природе.

Рассматривая с детьми иллюстрации Ю. А. Васнецова, воспитатель обращает внимание на их сказочность, нарядность, декоративность. Так как Ю. А. Васнецов создавал свои рисунки к русским народным песенкам, прибауткам, потешкам, загадкам. Вот послушайте некоторые их них и посмотрите, какие рисунки нарисовал к ним художник.

Пошёл котик на торжок,

Купил котик пирожок.

Пошёл котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть,

Либо Бореньке снесть?

Я и сам укушу,

Да и Бореньке снесу.

Кто здесь изображён? Посмотрите, как осторожно ступает котик, у него палочка, как у дедушки. На нем расписные валеночки. А что несёт котик? Какая она? Аппетитная, большая, хрустящая. А каким изобразил кота художник? Важным, хозяйственным, деловым. Какое время года изображено на иллюстрации? А как вы определили? Дело происходит зимой – вон как много снега нанесло, всё в снегу: избушка, деревья, кусты, забор – красота-то какая! Какое время суток изобразил художник на иллюстрации? Зимой быстро темнеет, вот и горит фонарь, освещая дорогу. Свет от фонаря идёт сказочный. А почему сказочный? Вон, какие кружочки-снежинки вокруг фонаря хоровод водят. А что мы видим вдали? Почему эта тетенька так руками разводит, вверх их подняла? Удивляется коту, да и собачка удивлена – лает.

А ещё дальше что нарисовано? Деревенька – избушек много, все они в снегу по самые крыши, из труб дым вверх идёт – печи топят, холодно вечером. Какую интересную картинку придумал и нарисовал художник! А в потешке-то обо всём этом и не говорится. А какого цвета вся картинка? Голубовато-белая. Это холодная картинка – дело то было зимой.

А сейчас рассмотрим как художник рисовал лошадок.

Ходит конь по бережку,

Вороной по зелёному.

Он головушкой помахивает,

Чёрной гривушкой потряхивает,

Золотой уздечкой побрякивает.

Всё колечками-то – бряк, бряк, бряк!

Золотые они – звяк, звяк, звяк!

Каким вы видите коня? Сказочным, нарядным. А какого он цвета? Кирпичного, красно-коричневого. Весь в яблочках-кружочках. Как художник украсил чёрную гриву коня и его хвост? Хвост и грива заплетены в косы с розовыми бантиками. И на шее расписной узор из колечек. Он ими позвякивает, головушкой потряхивает. Конь-огонь сейчас поскачет. А иллюстрация в каком цвете выполнена? Жёлтая, солнечная и на ней ярко смотрится красно-коричневый конь. И всё здесь нарядное необычное. Посмотрите и расскажите, какое здесь солнышко? Как цветочек: серединка состоит из белого, жёлтого и оранжевого колечек, а вокруг много-много светло-жёлтых лепестков-лучиков. А цветочки на лугу какие? А уточки что в клювах держат?

Такое рассматривание развивает связную монологическую речь, учить детей в дальнейшем составлять описательные рассказы о предметах и объектах, описательные рассказы по картинкам. Ребенок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулирует силу голоса, интонацию, ритм и темп речи в зависимости от ситуации общения, стремится выразительно читать стихи, чисто и правильно говорить, самостоятельно пересказывать литературные произведения, воспроизводить текст по иллюстрациям.

В старшем дошкольном возрасте продолжается формирование устойчивого интереса к книжной графике, бережного и внимательного отношения к книге, желание постоянно общаться с ней. Важным направлением работы становится ознакомление с писателями и поэтами, художниками-иллюстраторами детских книг. Такая работа может быть построена как проектная деятельность, результатом которой станет оформление выставки.

Воспитатель подводит детей к тому, что иллюстрация в книге сопровождает текст, поясняет его, соответствует жанру литературного текста (сказочное или реалистическое, юмористическое или фольклорное, героическое или сатирическое). Колорит помогает понять эмоциональное состояние героев, время года или суток, состояние погоды, послужит более глубокому пониманию жанра или стиля литературного произведения.

Сегодня мы поговорим о том, как художник используя цвет в рисунке, чтобы рассказать нам о настроении героя. (Сказка В. Сутеева «Петух и краски») Это сказка, но все животные нарисованные очень похожие на настоящие. Посмотрите, какой щенок? Какое у него настроение? А Петушок? Очень ему обидно, что он нераскрашенный, даже плачет. Посмотрите, какое у него было настроение когда он пошёл к краскам? Вот он идёт через дремучий лес. Страшно ему? А как художник это изобразил? Какие краски он использовал? А кого ещё изобразил художник? Чёрного ворона и ёжика с палкой, в подшитых валенках.

Рассмотрите картинку, где Петушок возвращается от красок. Как вы думаете, какое у него настроение? А как художник об этом рассказал? Да, картина очень радостная, весёлая, нарядна, светлая. Какие краски мы здесь видим? Самый нарядный здесь Петушок. Какими красками он разрисован? То-то он так гордо вышагивает. Какие деревья нарисовал В. Сутеев? А ещё кого мы видим? Птички летают, зайчик обнял дерево и смеётся. А вам радостно?

Дети овладевают умениям пересказывать литературные произведения самостоятельно, правильно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц; использовать разные виды пересказа в зависимости от поставленной задачи: пересказ по ролям, близко к тексту, от лица литературного героя. Учатся понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их при пересказе, в собственной речи, замечать в рассказах сверстников. Называть существенные признаки понятий; находят в текстах литературных произведений сравнения, эпитеты; используют их при сочинении загадок, сказок, рассказов.

Прочитаем стихи С. Я. Маршака. А рисунки к ним создал художник В. В. Лебедев, называется она «Разноцветная книга». Как вы думаете, какое время года изобразил художник? Лето. Почему вы так думаете? Что вам подсказывает? Какие краски использовал художник? Какое настроение у вас возникает, рассматривая эту картину?

Эта картина зелёного цвета.

Значит, на ней постоянное лето.

Если бы здесь уместиться я мог,

Я бы на этой странице прилёг.

Бродят в траве золотые букашки.

Вся голубая, как бирюза,

Села качаясь на венчик ромашки,

Словно цветной самолёт, стрекоза.

Вот тёмно-красная божья коровка,

Спину свою разделив пополам,

Вскинула крылья прозрачные ловко

И полетела по важным делам.

Вот в одинаковых платьях, как сёстры,

Бабочки сели в траву отдыхать.

То закрываются книжечкой пёстрой,

То, раскрываясь, несутся опять.

Как удивительно точно, следуя стихам поэта, об этой страничке наглядно нам рассказал своим рисункам художник. И мы находим стрекозу, бабочек-сестёр, ищем божью коровку. А сколько знакомых цветов: и кашки, и лютики, и фиалки, которые нам часто встречаются на подобных полянках!

В описательных рассказах по художественным картинам о явлениях природы дети учатся передавать свое эмоциональное отношение к образам, используя средства языковой выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, олицетворения; самостоятельно определять логику описательного рассказа; использовать разнообразные средства выразительности. Учатся различать литературные жанры (сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение, знать и соблюдать в повествовании основные характерные особенности жанра.

Можно обратить внимание детей на индивидуальную творческую манеру того или иного художника-иллюстратора, особенности их почерка, предпочтение в иллюстрации определённых жанров литературных произведений. Так Ю. Васнецов – больше всего иллюстратор русского фольклора, Е. Чарушин, М. Митурич – книги о животных, о природе, Е. Рачёв, В. Сутеев – сказочники. Дети, зная имена иллюстраторов и те произведения, которые они оформляли, могут высказать свои суждения и отношения к увиденным рисункам, дать развёрнутую оценку, применяя образные слова и выражения.

По мнению М. М. Алексеевой: «рассматривание книжных иллюстраций – широко используемый метод в развитии речи детей. Иллюстрация – рисунок, образно раскрывающий литературный текст, подчиненный содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу, обогащая ее декоративный строй».

Книга – одно из первых произведений искусства, с которым знакомятся дети. Иллюстрации к книгам – самый распространенный вид изобразительного искусства, с которыми встречаются дети дошкольного возраста.

Рассматривание книжных иллюстраций позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения. В тех случаях, когда невозможно познакомить ребят с предметом или явлением в процессе непосредственного восприятия, используют картины или иллюстрации. Их можно использовать и после наблюдения с целью оживления, уточнения, обогащения представлений. Фиксированный способ изображения на картине дает возможность рассмотреть детали, которые трудно воспринимать в натуральном предмете.

Таким образом, книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, способствует развитию речи, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях.

Публикации по теме:

Центр развития речи и центр книги (рекомендации методиста) ЦЕЛЬ: Организация творческой речевой деятельности, развитие словаря, образной, связной речи Центр литературы и развития речи должны быть.

Создание предметно-развивающей среды в группе для детского художественного творчестваСоздание предметно-развивающей среды в группе для детского художественного творчества В нашей группе мы постарались создать максимально комфортные условия для развития детского художественного творчества, учитывая при этом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование в работе с детьми по развитию речи картин детских художников-иллюстраторов
Опубликовано: 24 сентября 2013 в 12:00
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД