Папки-передвижки

Использование возможностей метода проектов в формировании ценностного отношения к здоровому образу жизни

Гуленко Нина Ивановна
Использование возможностей метода проектов в формировании ценностного отношения к здоровому образу жизни

Гуленко Нина Ивановна

старший воспитатель БДОУ г. Омска

«Детский сад № 204 комбинированного вида»

Использование возможностей метода проектов в формировании ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста

В условиях социально-экономических преобразований, происходящих в стране, обостряется противоречие между растущей потребностью общества в активных, здоровых людях и катастрофически ухудшающимся здоровьем детей. На состояние здоровья детей влияют многие негативные факторы: ухудшающаяся экологическая обстановка, снижение уровня социальных гарантий для детей в сферах духовного и физического развития, недостаток у родителей времени и средств для полноценного удовлетворения потребностей детей, увеличение числа неполных семей, отягчённая или неблагополучная наследственность; недостаточная осведомленность в области здоровья, а также отсутствие приоритетности личностной ценности здоровья у большинства населения страны, в том числе и детей дошкольного возраста.

Публикация «Использование возможностей метода проектов в формировании ценностного отношения к здоровому образу жизни» размещена в разделах

Указанные обстоятельства позволяют констатировать тот факт, что формирование ценностного отношения к ЗОЖ человека является важнейшей проблемой современности.

Приоритетной задачей системы образования является воспитание человека в духе ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Эта задача обусловлена социальным заказом на формирование ценностного отношения к ЗОЖ у детей в период дошкольного детства; отношением к дошкольному возрасту как уникальному периоду развития личности.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить ряд психолого-педагогических особенностей в формировании ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

Кроме того, именно в этот период для ребенка важен пример взрослого. Дети особенно восприимчивы к положительному примеру отца, матери и склонны к подражанию. Ребенок, видя пример поведения родителей, их взаимоотношений, здоровый образ жизни, который они ведут, строит свое поведение на основе подражания.

Результативность такого процесса во многом зависит от того, насколько активно участвуют в нем родители. Ведь творчество должно быть обязательно взаимным. Совместное участие родителей и детей в праздниках, досугах и викторинах, посвященных физической культуре и здоровью - неотъемлемая часть созидания здоровья.

В педагогике выделяются различные технологии, способствующие формированию ценностного отношения к ЗОЖ. Но особенное место среди них занимает метод проектов, поскольку метод проектов позволяет приобретать знания о ценности здоровья в процессе планирования и выполнения усложняющихся практических заданий – проектов, присваивать опыт поведения.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Кроме того, дошкольник характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Ценностное отношение к здоровью можно определить как процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья (ЗОЖ, выраженный в желании ребенка заботиться о своём теле (правильное питание, гигиена, нормальный сон, упражнения).

Именно метод проектов содержит для этого возможности :

ориентация на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях;

метод проектов предполагает решение проблемы формирования ценностного отношения к ЗОЖ, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки;

проявление ребенком в проектировочной деятельности своей самостоятельности, когда необходимо заявить свои собственные цели и согласовывать их с другими, заявить о своих трудностях и проанализировать их причины, отстоять свою позицию в дискуссии с товарищами и взрослыми, получить значимый результат.

Научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов, воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии [1].

В процессе решения проблемы формирования ценностного отношения к ЗОЖ через использование возможностей метода проектов в БДОУ г. Омска «Детский сад № 204 комбинированного вида» была проведена диагностика, целью которой стало выявление уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к здоровому образу жизни. Работа велась в 2-х направлениях: с детьми и родителями.

Результаты показали, что уровень информированности о здоровье, факторах, влияющих на его состояние, у старших дошкольников в целом очень низкий. Имея представления о способах лечения (в основном медицинскими препаратами, дошкольники показали неполные представления о способах укрепления и сохранения здоровья. Также дети не осознают личной ответственности за свое здоровье.

Уровень ценностного отношения к здоровью в семье и у детей старшего дошкольного возраста находились на среднем и низком уровнях.

Для формирования ценностного отношения к ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста был разработан проект «Быть здоровым – это здорово.

Целью данного проекта явилось создание условий, способствующих формированию ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.

Были поставлены следующие задачи:

1. Изучать (диагностировать) личности детей старшего дошкольного возраста в аспекте сформированности ценностного отношения к ЗОЖ.

2. Проектировать воспитательный процесс с учетом формирования ценностного отношения к ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.

3. Включать родителей в процесс формирования ценностного отношения к ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.

4. Использовать возможности среды дошкольного образовательного учреждения в формировании у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к ЗОЖ.

В процессе реализации программы наметилось выполнение следующих педагогических условий:

включение детей и их родителей в специальные занятия по овладению знаниями о физическом, психическом, социальном здоровье;

использование активных методов обучения (мозгового штурма, эвристических и проблемно-поисковых бесед, ролевых игр);

широкое применение методов эмоционального воздействия.

Программа реализации проекта «Быть здоровым – это здорово была рассчитана на 10 месяцев и предполагала работу в трех направлениях: работа с детьми, работа с родителями, изменение среды.

Проект «Быть здоровым – это здорово представляет собой совокупность девяти подпроектов : «Движение – это здоровье», «Нам болезни не страшны, с физкультурой мы дружны», «Про витамины и здоровье», «Олимпийцы среди нас», «Верные помощники», «Семейный отдых», «Хорошее настроение – залог здоровья», «Здоровье и зубы». Работа по каждому из подпроектов планировалась и реализовывалась в течение месяца.

В работе с детьми решались следующие задачи: учить управлять собственным здоровьем, овладевать способами оздоровления; воспитывать ответственное отношение к своему здоровью; формировать потребность в движениях; формировать чувство радости и удовлетворения от выполнения физических упражнений; формировать потребность в здоровом образе жизни; учить понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом; развитие коммуникативных способностей.

Работа внутри проектов предполагала использование следующих методов, приемов, форм : интеграция различных видов деятельности, театрализованные представления, спортивные праздники, досуги, беседы, игры.

В работе с родителями решались следующие задачи: повышать компетентности родителей в вопросах формирования ценностного отношения к ЗОЖ, ценности своего здоровья и здоровья детей; заинтересовать в поиске новых подходов к физическому воспитанию и формированию ценностного отношения к ЗОЖ. Использовались такие формы работы : как родительские собрания, круглые столы, педсоветы с участием родителей, консультации, семинары – практикумы, творческие гостиные, совместные спортивные праздники.

Изменяя среду, решали такие задачи: создание педагогических условий, обеспечивающих формирование ценностного отношения к ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста; обогащение физкультурно-оздоровительной среды, организация условий для проведения профилактических процедур.

Вместе с родителями созданы в группах уголки здоровья, в спортивных центрах подобран спортивный инвентарь для индивидуального применения детьми, картотеки физминуток, пальчиковых игр, альбомы по видам спорта.

Для родителей постоянно обновляются стенды, папки-передвижки с материалами об особенностях физического развития детей, рекомендациями по профилактике заболеваний, советы по организации физкультурно-оздоровительной среды в семье, по формированию ценностного отношения к ЗОЖ, об эмоциональном состоянии детей старшего дошкольного возраста, размещаются рекомендации психологов.

С целью анализа результативности реализации проекта «Быть здоровым – это здорово была проведена повторная диагностика.

Анализ результатов показал, что у большинства детей (50 %) изменилось ценностное отношение к здоровью.

Сравнительный анализ полученных результатов показал, что у детей старшей группы после реализации проекта повысился уровень сформированности ценностного отношения к ЗОЖ. Так высокий уровень детей в формировании ценностного отношения к ЗОЖ повысился на 15 %, средний уровень повысился на 15 %, а низкий уровень снизился до 20 %.

В ходе повторного исследования получены следующие результаты: высокий уровень ЗОЖ в семье показали 6 родителей - 30 % (5 родителей - 25 %); средний уровень – 9 родителей - 45 % (9 родителей - 45 %); низкий уровень – 5 родителей - 25 % (6 родителей (30 %).

У родителей появилась заинтересованность в получении знаний о приобщении ребенка к здоровому образу жизни в семье, в оказании ДОУ помощи по оснащению развивающей среды современным физкультурным оборудованием.

Таким образом, можно утверждать, что возможности метода проектов действительно способствуют формированию ценностного отношения к ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста, если:

• обеспечивается включение детей и их родителей в специальные занятия по овладению знаниями о физическом, психическом, социальном здоровье;

используются активные методы обучения (мозгового штурма – для родителей, эвристических и проблемно-поисковых бесед, ролевых игр);

• широко применяются методы эмоционального воздействия;

• изменяется информационный, социальный, технологический компоненты развивающей среды ДОУ в аспекте формирования ценностного отношения к ЗОЖ.

Список литературы

1. Боровлева, А. В. Проективный метод – как средство повышения качества образования / А. В. Боровлева // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2006. - № 7. – С. 76 – 80.

2. Змановский, Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми / Ю. Ф. Змановский. - М. : Медицина, 2004. - 128с.

3. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование : Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И. А. Колесниковой. — М: Издательский центр «Академия», 2005. — 288с.

4. Фрумина, Н. А. Формирование основ здорового образа жизни / Н. А. Фрумина // Управление ДОУ. - 2004. - № 1. - С. 75 – 79.

Публикации по теме:

Использование метода проектов в формировании экологической культуры у младших дошкольников «Использование метода проектов в формировании экологической культуры у младших дошкольников» ФГОС дошкольного образования предполагает.

Сотрудничество с родителями по приобщению к здоровому образу жизни Выступление на педагогическом совете. Тема: «Сотрудничество с родителями по приобщению к здоровому образу жизни» Человеческое дитя –.

Доклад на педсовете «Приобщение детей к здоровому образу жизни» «Приобщение детей к здоровому образу жизни» В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья.

Формы работы с родителями по приобщению детей к здоровому образу жизни Формы работы с родителями по приобщению детей к здоровому образу жизни. Автор -Семенова Н. В Утверждение здорового образа жизни, сохранение.

Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников .

План по самообразованию «Приобщение детей к здоровому образу жизни» Пояснительная записка Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как.

Приобщение детей к здоровому образу жизни .

Рекомендации родителям по здоровому образу жизни ребёнка Народная мудрость гласит: "Здоровье всему голова", "Здоровью цены нет". Вырастить ребёнка крепким, сильным, здоровым - это желание каждого.

Сценарий классного часа по приобщению учащихся к здоровому образу жизни «Формула жизни» Сценарий мероприятия «Формула жизни» Цели: - дать ученикам представление о том, что такое здоровый образ жизни; - заставить учащихся задуматься.

Опыт работы «Формирование привычек к здоровому образу жизни» Выступление на педагогическом совете «Формирование привычек к здоровому образу жизни» Здоровые дети – это благополучие нашего общества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование возможностей метода проектов в формировании ценностного отношения к здоровому образу жизни
Опубликовано: 8 октября 2018 в 12:59
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД