Использование возможностей природно-развивающей среды для коррекции речевого развития детей с общим недоразвитием речи

Анна Наумова
Использование возможностей природно-развивающей среды для коррекции речевого развития детей с общим недоразвитием речи

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольной организации, является правильная организация и экологизация развивающей среды.

Дети с общим недоразвитием речи поступающие в логопедическую группу, по результатам обследования характеризуются низкой познавательной активностью, малой осведомленностью об окружающем, эмоциональной неустойчивостью и другими проявлениями, которые тормозят речевое развитие детей.

У детей плохо развит словарный запас, практически отсутствуют связные высказывания, речь невнятная, смазанная, наблюдается нарушение темпа, ритма, дыхания, звукопроизношения. Слоговая структура слова, связность изложения, фонематические процессы нарушены. Словарь, употребляемые языковые средства однообразны. Трудно дается умение составлять предложения, слабый навык пересказа небольшого текста.

Наблюдения показали, что многие дети не способны систематизировать и классифицировать общие и отличительные признаки предметов, явлений, не могут установить причинно- следственные связи, не умеют сделать простые выводы.

Об эффективном воздействии природной среды на речевое развитие детей дошкольного возраста указывается в трудах многих педагогов и теоретиков дошкольного образования.

• Я. А. Коменский видел в природе «источник знаний, средство для развития речи, ума, воли и чувств»;

• К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», сообщать им все доступное и полезное для их умственного и речевого развития.

• " Близость с природой возбуждает эмоции, улучшает речевую активность"- так считает Рыжова В. А.

Коррекционно- развивающая работа по использованию возможностей природно- развивающей среды для коррекции речевого развития детей с общим недоразвитием речи была начата в 2013-2014 учебном году.

Целью работы стало использование природной среды (экологической тропинки) для коррекции речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Цель была реализована через систему задач:

1. Вызвать у детей интерес к речевой деятельности.

2. Формировать правильное звукопроизношение и словопроизношение:

• Воспитывать орфоэпически правильную речь, т. е. умение говорить согласно нормам литературного произношения.

• Формировать навыки умелого использования интонационных средств выразительности речи, т. е. умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом, ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями.

• Воспитывать культуру речевого общения как части речевого этикета.

• Контролировать собственные речевые высказывания.

Экологическая тропинка - это специально оборудованный, с образовательными и воспитательными целями маршрут.

Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. С точки зрения экологического образования мы выделили нетрадиционный для нашего детского сада элемент развивающей предметной среды, разработав экологическую тропинку.

Потому что, на наш взгляд, лучше начинать знакомить детей с деревьями, травами, кустарниками непосредственно в природе ближайшего окружения.

Поэтому, мы решили создать экологическую тропинку на территории дошкольной организации. К тому же такие тропинки позволяют по-новому посмотреть на природу, ближайшее окружение и взрослым, и детям.

На экологической тропе нами были определены видовые точки:

• "Отдельно стоящие лиственные деревья и кустарники";

• "Зеленая аптека";

• "Белоснежка"-яблоня;

• "Золотой луг";

• "Муравейник";

• "Старый пень";

• "Цветник";

• "Птичий столбик".

Создавая тропу, мы использовали как можно больше интересных объектов. В качестве видовых точек, мы выбрали деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также имеется старый пень, муравьиные дорожки и их ходы, полянка с лекарственными растениями: тысячелистник, ромашка и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы. На одном высоком клене– гнездо. На тополях развесили кормушки для пернатых обитателей. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Ребята на клумбе ухаживали за цветами: рыхлили, поливали, пололи, опрыскивали.

Перед нами возник вопрос: нужно ли сразу посещать все точки тропинки? Решили что, нет, исходя от поставленных нами целей и возраста детей. В разное время мы посещаем разные точки, даже бывает всего одну точку за прогулку. Одни и те же объекты мы с ребятами посещаем много раз, особенно в разные сезоны года.

На тропе мы с ребятами нашей группы проводим наблюдения, игры, занятия, экскурсии: «Времена года» «Что в пакете?» (ищем воздух, «Угадай по описанию», «Кто тут живет?», «отгадай животное», «Наши помощники», «Что для пользы?», «Тепло — холодно», «С какой ветки детки?», «Во саду ли, в огороде», «За грибами», «Ходит, плавает, летает» «Звери наших лесов»,Валеологические игры:«Можно и нельзя», «Да и нет» и другие.

Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке с ребятами занимается воспитатель, но свои впечатления об увиденном дети выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, подвижных играх. Что в свою очередь только способствует работе по формированию и коррекции речи дошкольников.

Объекты экологической тропинки дают большие возможности для проведения систематических наблюдений, игр с участием взрослых, эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания живым организмам. В состав тропинки мы включили объекты живой и неживой природы.

Экологическая тропа позволила более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для коррекционной работы и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе

С нашими детьми мы старались организовывать интересные экскурсии: "Прогулка по весеннему парку", "Золотой луг", " Зимняя сказка ".

Мы знакомили детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На организованной нами тропе, мы с ребятами играли с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Кроме этого использовали разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растёт?", "Узнай и назови", "Вершки – корешки", "Чудесный мешочек", "Угадай животное", "Когда это бывает? ", "Загадки о животных" на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).

Во время игр и занятий на экологической тропинке использовала элементы фольклора, речевки, считалочки, скороговорки, чистоговорки:

Мы собрались во дворе, Дело было в сентябре.

Раз, два, три, четыре, пять, Мы решили поиграть. Сколько будет два плюс три? Если знаешь, то води.

Из ковша водичка льётся, так прозрачна, холодна. Если постоит на солнце, то нагреется она.

Лесу, сёлам, городам каждый день нужна вода. На Земле есть водопады, океаны и моря.

Только делать так не надо, чтоб лилась водичка зря. Чтоб могла водичка течь, надо нам её беречь.

Есть у лета цвет любой: для неба – ярко-голубой, для листьев – интересный,

А для цветов – чудесный! Для солнышка – лучистый, Для капель – серебристый,

Для травушки – целебный, Для радуги – волшебный, Для бликов солнечных – смешной,

Для ветра – лёгкий, озорной, Для дней он – светлый, длинный, Для ночи – соловьиный,

Для ягод – ароматный, Для вечера – приятный, Для утречка – рассветный,

Для луга – разноцветный. Так какого цвета лето? Лето – сказочного цвета!

При заучивании с детьми педагоги добивались воспитывать орфоэпически правильную речь, т. е. умение говорить согласно нормам литературного произношения. Формировали навыки использования интонационных средств выразительности речи, т. е. умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом, ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями.

Часто на занятиях использовала художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми проводились беседы, задавались вопросы. Всё это способствовало обогащению речевого материала, закреплению навыков правильного звукопроизношения, развивались психические процессы.

Организация экологической тропинки позволила наблюдать (познавать) наиболее интересные объекты на экологической тропе в разное время года.

Материал и формы работы мы подбирали разнообразные, меняли, всегда находили что-то новое, необычное, интересное и увлекательное для детей.

Нами была составлена картосхема экологической тропинки, значками отмечены точки экологической тропинки, детям предлагала разные задания: отыскать какое-то растение (по описанию или по загадке, угадать, где находится объект и исследовать его, сочинить сказку, нарисовать «портрет» животного.

Перед походом проводилась предварительная работа: чтение стихов, прозы об объекте тропы, беседа о правилах ухода за объектом, правилах поведения.

При походе по тропе я предусмотрела места, где можно отдохнуть, поиграть, попить чай из трав, послушать сказку, легенду и т. д.

После похода по тропе мы с ребятами делали зарисовки, выставки, альбомы.

Активными участниками нашего проекта были родители воспитанников. Потому что, одним из условий успешной коррекции речи детей является работа не только с детьми, но и с их семьями. С этой целью мы привлекали родителей к различным видам совместной деятельности: изготовление поделок из природного и бросового материала для выставок, сбор материала для коллекций, альбомов.

Во время путешествия по экологической тропе: дети играли, экспериментировали, наблюдали, рассказывали о своих впечатлениях, тем самым тренировали и развивали мышление, речь, память.

Реализуя возможности экологической тропинки на территории нашего детского сада, мы достигли следующих результатов:

• Увеличился словарный запас, появились связные высказывания, правильность звукопроизношения, связность изложения, умение составлять предложения, навык пересказа небольшого текста.

• Желание и умение детей правильно разговаривать в соответствии с языковыми литературными нормами.

Развитие у детей речевой моторики.

• Умение детей пользоваться разнообразными средствами выразительности, изменять в зависимости от содержания высказывания высоту, силу голоса, темп и ритм речи, контролировать собственные речевые высказывания.

Таким образом, работа с использованием природно- развивающей среды для коррекции речевого развития, проводимая регулярно, ненавязчиво, поддерживает интерес воспитанников к природному окружению, их любознательность, обеспечивает позитивную коррекцию речевого развития. А также позволяет установить тесный контакт всех педагогов группы, воспитанников и родителей.

Публикации по теме:

Актуальность опыта работы воспитателя на тему «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей с ОНР» Актуальность опыта работы на тему «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи» воспитателя.

Использование инновационной технологии «Метод проектов» в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Авторы: учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна, учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Шелковникова Светлана.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Использование возможностей природно-развивающей среды для коррекции речевого развития детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 14 января 2014 в 08:59
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Раз, два, три, четыре, пять-будем папу поздравлять» Детский мастер-класс по...
Мы проживаем в стране, которая называется Россия. Россия – это наше Отечество! В нашей стране есть армия, как и в других странах. В армии служат моряки,...
Мое увлечение — комнатные цветы. (Фотозарисовка)
Добрый день, дорогие коллеги и друзья ! Я очень люблю цветы . И особенно я люблю те цветы, которые еще и цветут, правда у меня таких увы , не много, но все...
Мини-музей «Матрёшка»
Мини-музей "Матрёшка" Мини-музей создан для детей среднего дошкольного возраста, в рамках тематической недели "Народные промыслы". Основная цель...
Фотоотчет игры-квеста в подготовительной группе «В поисках сокровищ»
Предлагаю вашему вниманию фотоотчет игры-квеста в подготовительной группе «В поисках сокровищ». Мероприятие проводилось совместно с родителями и детьми....
Арт-терапия для воспитателей
Арт-терапия для воспитатей МАДОУ детский сад «Рябинушка» п. Селенгинск, р. Бурятия Арт-терапия лечение искусством. Арт-педагогика относительно новое...