Использование взаимопроникновения татарской и русской культуры в воспитании толерантности у дошкольников

Ляйсан Шамеева
Использование взаимопроникновения татарской и русской культуры в воспитании толерантности у дошкольников

«На русской земле проложили мы след,

Мы – чистое зеркало прожитых лет.

С народом России мы песни певали,

Есть общее в нашем быту и морали,

Один за другим проходили года, –

Шутили, трудились мы вместе всегда.

Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,

Нанизаны мы на единую нить»

(Г. Тукай «Надежды народа в связи с великим юбилеем»)

Мы живем в поликультурном обществе. Поэтому наши воспитанники должны знать себя, понимать людей других национальностей. Необходимо приобщение детей к истокам народной культуры. Воспитывая толерантность, используем прием взаимопроникновения двух культур.

Работая в условиях двуязычия, учитываем принципиальное значение знаний наших детей коренных культурных традиций, как своего народа, так и русского. В нашу группу очень часто приходят «русскоязычные» татары. В семье есть влияние татарской культуры (обычаев, праздников и морали – со стороны старшего поколения, но все это происходило на русском языке. Приобщение к языку начинаем с самого простого, с самых обиходных слов. Даем возможность привыкнуть к татарской речи, отвечать по-русски на татарские вопросы. При изучении лексических тем используем схожесть слов: машина, плт, тлинк, стл и др.

С целью приобщения ребенка к национальной культуре, широко используем фольклор. Произведения фольклора (потешки, пальчиковые игры, пословицы и поговорки, колыбельные песни, загадки и сказки) обеих культур воздействуют на речь, этические и эстетические чувства, на формирование личности. Способствуют формированию необходимых социально значимых качеств, призывают к уважению матери, старших, к трудолюбию, гостеприимству.

Элек эшл, аннан сйл. – Сначала делай, потом говори.

Эш кешене тзт, ялкаулык боза. Труд человека кормит, а лень портит.

Пальчиковые игры тоже очень схожи: “Бу бармак – бабай” говорим по-татарски, тут же изучаем “Этот пальчик – дедушка”. Тихо, мелодично звучат колыбельные песни “лли-блли-блли-б. ” и “Баю-баюшки-баю.». Слушая их, ребенок воспринимает мелодию и гармонию рифмующихся звуков, потом сам повторяет их. Ребенок учится слышать мелодию. Очень нравятся детям татарские песни. Через народную музыку на ребенка оказывается положительное воздействие. Дети любят татарское народное творчество за его доступность, яркость, выразительность. В дни рождения поем “Ак калач” и “Каравай”. Дети знакомятся с татарскими блюдами: чак-чак, хворост. У татар, если “Блеш”, то у русских есть такое же блюдо с куриным мясом – “Курник”. Одинаково вкусны суп-лапша, наваристые борщи, щи. Подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство. Опять начинаем со схожих игр: “Ал кирк, гл кирк” – “Цепи-цепи-кованы”, “Буяу сатыш” – “Краски”. Со сказками тоже знакомим в наблюдении схожести. Строение сказок (всё повторяется 3 раза, младшие дети – самые умные) схожа в обеих культурах. Мораль сказок одинакова: добро побеждает зло, сильный защищает слабого. Перекрикаются и народные праздники: карга боткасы, Навруз, Масленница. Многие обычаи и традиции отличаются лишь по форме, а по содержанию – одинаковы: эмоционально насыщены, комплексны (словесные, музыкальные, песенно-танцевальные, игровые формы, несут огромный нравственный потенциал, познавательную ценность, переплекаются с трудовой деятельностью. В художественной деятельности тоже знакомим с татарским декоративно-прикладным искусством и художниками, так и русскими. Во время сюжетно-ролевых игр используем национальные костюмы, утварь, предметы быта. У нас в уголке и калфаки, вышитые фартуки и сарафаны.

Таким образом везде, где это возможно показываем детям дополняемость культур двух народов. Благодаря всей этой работе мы решаем такие задачи, как:

-реализация единой линии воспитания и обучения ребенка, как носителя национальной психологии;

-воспитание уважительного отношения к языкам, традициям и культуре других народов;

-проявление национальной терпимости;

-формирование двуязычной личности, знающей культурутатарских и русских народов.

Публикации по теме:

Мини-музей «Русская изба» Приобщение детей к русской национальной культуре начинается с раннего детства. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты.

Оформление стенда «Декада чувашской национальной культуры»Оформление стенда «Декада чувашской национальной культуры» Барельефная живопись \"Чувашский национальный костюм" Оформление стенда \"Декада чувашской национальной культуры\" Ежегодно в нашем ДОУ.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Использование взаимопроникновения татарской и русской культуры в воспитании толерантности у дошкольников
Опубликовано: 1 октября 2013 в 20:11
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Анимационный фильм «Веселая Азбука» в технике Пескография (видеоотчет)
Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Предлагаю Вашему вниманию последний фильм нашей студии анимации "Веселая Азбука". Напомню, что в рамках проекта...
Фотоочерк «Мой весенний огород приятны хлопоты несёт!»
Ура, весна пришла и такая тёплая! Люблю, когда природа расцветает! Деревья одеваются в листву, зазеленели кусты и клумбы Вечера светлы и тихи. Весна во всей...
Фотоотчет «Экологический проект «Первоцветы»
Экологический проект «Первоцветы» Участники: воспитатели, дети старшей разновозрастной группы «Золотая рыбка» МАОУ СОШ № 29, родители. Вид проекта:...
Сценарий тематического игрового развлечения «Морское путешествие» для детей средних...
Слайд 1 ( вода) Ведущий: Здравствуйте, ребята! А знаете ли вы, какой у нас сегодня праздник? Дети: Праздник воды! Ведущий: А как вы думаете, для чего нам...
Взаимодействие с игрушкой как фактор первичной социализации и инкультурации дошкольника
Дошкольный возраст-период интенсивного развития ребенка в разных видах деятельности, ведущей из которых является игра, а следовательно и взаимодействие с...