МААМ-картинки

Консультация «Использование элементов проблемного обучения для развития у детей познавательно-речевой активности»

Светлана Нефедова
Консультация «Использование элементов проблемного обучения для развития у детей познавательно-речевой активности»

2 слайд. Актуальность

Ведущее направление развития мировой педагогики — развивающее обучение. По сравнению с традиционным образованием, проблемное образование позволяет более эффективно развивать творческие способности учащихся, их интеллект, оно способствует более качественному усвоению знаний, умений и навыков

Публикация «Консультация „Использование элементов проблемного обучения для развития у детей познавательно-речевой активности“» размещена в разделах

3 слайд. Технология проблемного обучения направлена в первую очередь на то, чтобы ребенок самостоятельно добывал знания и учился их самостоятельно применять в решении новых познавательных задач.

Для проблемного обучения характерно, что знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника. Поэтому проблемное построение занятий требует их особой организации, отражается на выборе методов и приемов обучения.

4 слайд. Основные задачи познавательно-речевой деятельности :

5 слайд. Суть проблемного обучения в детском саду

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает вопросу, догадки.

Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи).

В каждом конкретном случае вы сами решаете, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослы: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога - простота общения, демократичность отношений.

Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом - сходства.

Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад.

Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так, на летней прогулке воспитатель предлагает подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день?

Можно иногда и ошибиться - пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые) : они мобилизуют их внимание и волевые усилия.

6 слайд Существуют четыре уровня проблемности в обучении :

7 слайд Основными психологическими условиями для успешного применения проблемного метода обучения являются :

Проблемная ситуация должна отвечать целям формирования системы знаний.

• Быть доступной для обучаемых.

• Должна вызывать собственную самостоятельную познавательную деятельность и активность детей.

• Задания должны быть таковыми, чтобы ребенок не мог их выполнить, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

8 слайд Достоинствами проблемного обучения являются :

• Высокая самостоятельность детей,

• Формирование познавательного интереса,

• Формирование личностной мотивации ребенка,

Развитие мыслительных процессов в процессе деятельности у ребенка.

10 слайд Методики

В своей работе использую разнообразные дидактические и словесные и речевые игры и упражнения, и словотворчество, и игры на развитие творческого воображения («Плохо-хорошо», «Перевертыши» и др., и речевые логические задачи и т. д.

При введении ребёнка в игровую ситуацию хорошо используется всем известный приём – загадки.

Загадки – особый, весёлый и загадочный мир. В древности они служили средством обучения молодёжи иносказательной речи, запоминания тайны слов. В древнерусском языке слово гадать означало думать, размышлять. Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром и явлениями природы, загадки развивают и обогащают речь, стимулируя процессы анализа, синтеза, сравнения, сопоставления.

Загадки-описания помогают развивать понимание речи, активную подражательность речевой деятельности, внимание, память, например:

Кто на улице гуляет

От ворот недалеко?

Лапкой землю загребает

И кудахчет … (ко-ко-ко).

Доскажи словечко (для чёткого произношения звуков, например:

От избушки в лес ведёт

Вырытый подземный … (ход).

Загадки-ребусы:

«Расшифруйте слово» - ЛОКНУ (КЛОУН);

«Составь слово» - Цепочка картинок (ЛИСТ, ИВА, СОБАКА, АРБУЗ, ответ ЛИСА.

Загадки-шарады, например:

Начало – голос птицы,

Конец – на дне пруда,

А целое в музее

Найдёте без труда.

(КАР+ТИНА).

Метаграммы, загадки, в которых зашифрованы различные слова, разгадав одно из слов, нужно заменить в нём звук, чтобы получилось новое слово…

С «Ч» над морем я летаю,

С «Г» в машинах я бываю,

С «М» тебя я одеваю,

С «Л» собачкою зовусь.

Анаграммы - от перестановки звуков образуется новое слово …

КОТ - ТОК

СОСНА - НАСОС

ЛИПА - ПИЛА

Я дерево в родной стране

Найдёшь меня повсюду,

Но слоги переставь во мне

И воду подавать я буду.

Логорифмы, загадки со словами, которые решаются путём удаления, замены или добавления звуков…

Известное я блюдо,

Когда прибавишь «М»,

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем… (УХА - МУХА)

Загадки-путаницы, помогают закрепить навыки послогового чтения, способствуют профилактике дизграфии в школе…

Был Алёша очень рад

Слишком вкусный был … халат (САЛАТ).

Загадки показывают взаимосвязь между содержательной, смысловой стороной речи и средством её выражения, учат лучше ориентироваться в звукобуквенном составе слова, развивая тем самым способности для успешной подготовки к грамоте.

Эффективным методом является синквейн – Это приём технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определённую тему. («Синквейн – от французского слова «пять»). Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме. Эта технология универсальна. Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.

Метод синквейна включается в работу с детьми не нарушая структуры непосредственно- образовательной деятельности, может легко интегрироваться с образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Знакомя с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы готовим детей для последующей работы над предложением. Детям нужно помочь осознать, что в предложении есть главные слова, без которых оно не состоится.

Работа строится по определё нной схеме:

1 строчка (Кто? Что) – существительное – одно ключевое слово, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);

2 строчка (Какой? Какая? Какое) – два прилагательных, характеризующих первую строчку;

3 строчка (Что делает) – три глагола, обозначающие действие, относящееся к теме;

4 строчка - четыре слова – ключевая фраза, которая показывает отношение автора к теме;

5 строчка - одно слово-резюме (существительное) или словосочетание – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в первой строчке.

Чёткое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

С точки зрения педагогики, составление синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. В основном мы практикуем использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу.

Синквейн для воспитателей детского сада – это:

- средство творческого самовыражения ребёнка;

- способ обогащения словарного запаса;

- подготовка к краткому пересказу;

- и просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.

Синквейны очень удобно использовать для самоконтроля. Если Вы легко можете составить такое стихотворение, то будьте уверены: тема усвоена хорошо. Кроме того, в синквейне содержится ваше эмоциональное восприятие темы.

Пример Активных методов подведения итогов урока

Метод «Ресторан»

Цель: Выяснить получить обратную связь от прошедшего занятия.

Проведение:

Воспитатель предлагает детям представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

- Я съел бы еще этого…

- Больше всего мне понравилось…

- Я почти переварил…

- Я переел…

- Пожалуйста, добавьте…

Вывод

Публикации по теме:

Педагогические технологии для развития речевой активности детей Ведущим видом на музыкальных занятиях является восприятие музыки. Именно в этом виде деятельности решается важная задача по развитию речи.

Использование проектирования для развития познавательно-речевой и поисковой активности детей дошкольного возраста Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей,.

Игры и упражнения для развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста Автор:воспитатель Хабарова Галина Николаевна, МБОУ «Корниловская СОШ», д/с «Ёлочка», П. Двинской. Основная деятельность детей в раннем возрасте,.

Использование методов проблемного обучения в работе с дошкольниками В современных условиях от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому и поэтому перспективным.

Использование технологии проблемного обучения в условиях реализации ФГТ в дошкольном учреждении Происходящее в России глубинное реформирование образовательной системы, появление новых форм обучения, возникновение новых типов образовательных.

Использование элементов ТРИЗ как средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Цель работы: Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием элементов ТРИЗ. Задачи: • обогащать словарный.

НОД с использование технологий проблемного обучения в старшей группе Ребята сегодня у нас занятие очень интересное необычное. Нам предстоит преодолеть очень много трудностей и помочь Ивану царевичу. Звучит.

Театрализованная деятельность как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста В современном обществе повысился социальный престиж. С этим связано стремление, дать детям знания, научить их читать, писать и считать,.

Условия развития речевой активности детей раннего возраста в рамках ФГОС Условия развития речевой активности детей раннего возраста в рамках ФГОС 2 слайд: Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное.

Выступление на семинаре-практикуме «Использование проблемного обучения в детском саду» В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: "Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Использование элементов проблемного обучения для развития у детей познавательно-речевой активности»
Опубликовано: 2 августа 2015 в 02:27
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД