Лучший педагог года

Использование элементов речедвигательной ритмики в активизации речи у детей с алалией

Ольга Ничпальская
Использование элементов речедвигательной ритмики в активизации речи у детей с алалией

Ничпальская О. Ю.

Использование элементов речедвигательной ритмики в активизации речи у детей с алалией

В статье представлен опыт по работы по развитию речи дошкольников с речевой патологии с помощью речедвигательных упражнений.

Публикация «Использование элементов речедвигательной ритмики в активизации речи у детей с алалией» размещена в разделах

Речедвигательная ритмика является одним из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. «Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Функции мозга речи и движения находятся рядом, они влияют друга на друга» [4,с. 17]. При активной речи существует возможность жестикулировать, а при активном движении идет речевое сопровождение. Вводя в любой вид деятельности речь и движение плюс музыка, происходит целенаправленное и сильное воздействие на ребенка.

Музыкальное сопровождение с ритмическими движениями рук, ног, туловища, а в дальнейшем сочетание этих движений с пением, чтением стихотворных и прозаических текстов оптимизируют протекание речевого высказывания.

В нашем ДОУ наряду с традиционными применяются и нетрадиционные средства обучения, одно из них речедвигательная ритмика.

Речедвигательная ритмика (логоритмика, логопедическая ритмика) – это «система музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых игр и упражнений, направленная на коррекцию речевых нарушений посредством движений, музыки и речи, стимулирующее формирование общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также фонетической, лексико-грамматической и синтаксической стороны речи» [31,с. 3].

Элементами речедвигательной ритмики выступают [8] :

- ритмическая разминка, целью которой является выполнение ритмических движений под музыку, уточнение и развитие координированных движений рук и ног. Ритмические разминки используются также для организации детей, создания «настроя» на определенные виды деятельности;

- упражнение для развития чувства ритма и темпа, целью которых является ритмизация движений от простого до сложного – артикуляционного. Может быть использована ходьба, отхлопывания и отстукивания под разный музыкальный темп и ритм, а затем пропевание слогов и слов на заданный ритм;

- ритмизации речевых движений, включающая ритмизацию устных высказываний. Для этого используются двигательные упражнения под музыку с одновременными проговариваниями вслух постепенно усложняющегося речевого материала;

- пение;

- игры (музыкальные, ритмические, речевые игры с движениями) проводятся, как правило, в конце занятия. Их цель заключается в закреплении навыков, полученных на занятиях.

Педагогами ДОУ были разработаны методические рекомендации по использованию речедвигательной ритмики, она создает положительный эмоциональный настрой к речи у детей к выполнению логопедических упражнений и пр.

Специальные упражнения (элементы речедвигательной ритмики) разработаны таким образом, что каждому звуку и слову речи соответствует определенное положение и движение рук, ног, корпуса, головы и органов артикуляции. Эти упражнения используются как для вызывания речи, так и для ее активизации. «Подражая речи учителя-логопеда, повторяя и неоднократно произнося слова, дети активно включают в работу органы артикуляции, а элементы речедвигательных упражнений, как средство опоры на зрительный и двигательный образы звука, необходимы для укрепления межанализаторных связей», – пишет А. Я. Мухина [31,с. 19]. Движения, которыми дошкольники сопровождают произнесение речевого материала, делают звуки и слова «осязаемыми», «видимыми» для них, что способствует наиболее полноценному усвоению материала.

При проговаривании элементарных предложений выполняются совсем небольшие движения. Таким образом, не возникает стереотипа. Постепенно ребенок переходит к самостоятельному проговариванию речевого материала без двигательного сопровождения.

Основными приемами работы с детьми являются:

краткое описание и объяснение новых движений;

пояснение, сопровождающее показ движения;

указание, необходимое при воспроизведении движения;

беседа, предваряющая введение новых упражнений, подвижных игр;

вопросы для проверки осознания действий;

команды, распоряжения и сигналы (в качестве команд можно использовать считалки, игровые зачины и т. п.);

образный сюжетный рассказ в целях развития выразительности движений и перевоплощения в игровой образ;

словесная инструкция, с ее помощью происходит оживление следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях, возникает возможность образовать новые временные связи, сформировать новые знания и умения [8,с. 11].

Речедвигательная ритмика с детьми проводятся индивидуально или небольшими подгруппами. Это объясняется тем, что они не в полном объеме владеют пониманием речи, усваивают инструкции, обращенные только лично к ним, а также наличием имеющихся специфических особенностей психической деятельности.

Актуальность методических рекомендаций в следующем:

- повышение мотивации у детей к обучению,

- повышение познавательной и речевой активности,

-развитие интереса к логопедическим занятиям с элементами речедвигательной ритмики;

- активизация словаря по лексическим темам во взаимосвязи с развитием ощущений, восприятия, внимания, памяти, воображения;

- привлечение внимания к различению форм слова, грамматическому оформлению фразы;

- появление связной речи, развитию элементарных форм устной речи на базе уточнения и расширения словарного запаса, практического усвоения простых грамматических категорий.

Движение и танец помогают ребенку подружиться с другими детьми, дают психотерапевтический эффект.

Список используемой литературы

1. Боромыкова, О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением [Текст] / О. С. Боромыкова. - Санкт-Петербург : Речь, 1999. - 210 с.

2. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г. А. Волкова. - Москва: ВЛАДОС, 2009. - 272 с.

3. Мухина, А. Я. Речедвигательная ритмика [Текст] / А. Я, Мухина. - Москва: Астрель, 2009. – 128 с.

4. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж. Пиаже. - Москва : Римис, 2008. - 488 с.

© Ничпальская О. Ю. ,2019

Публикации по теме:

Использование ИКТ как один из способов активизации познавательной деятельности старших дошкольников Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Умка» Тема самообразования «Использование ИКТ как.

ДИ для активизации познавательных процессов и речи у детей с ОВЗ «У Лукоморья»ДИ для активизации познавательных процессов и речи у детей с ОВЗ «У Лукоморья» Дидактические игры, призваны, прежде всего, стимулировать детскую самодеятельность. А задача педагога создать благоприятные условия для.

Формирование речи у детей с моторной алалией в условиях специального детского сада Формирование речи у детей с моторной алалией в условиях специального детского сада. 1. Задачи логопедической работы Одним из первых и существенно.

Использование комплекса игровых ситуаций для активизации речевого подражания у детей 3–4 лет с ОНРИспользование комплекса игровых ситуаций для активизации речевого подражания у детей 3–4 лет с ОНР Развитие активной речевой подражательной деятельности является одной из основных задач в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием.

Использование музыкального дизайна для создания комфортного эмоционального состояния и активизации мыслительной деятельности Одна из задач современного образовательного учреждения – создание условий, максимально способствующих преодолению имеющихся у детей проблем.

Использование элементов арт–терапии в коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Рисование цветным пескомИспользование элементов арт–терапии в коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Рисование цветным песком Цель: познакомить детей с нетрадиционным направлением в арт – терапии – рисование цветным песком. Задачи: 1. развивать мелкую моторику;.

Использование элементов театрализованной деятельности для успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста Первая ступень в воспитании и формировании гармонично развитого человека, способного решать различные задачи, быть социально активным в.

Использование элементов этнопедагогики в нравственном воспитании детей дошкольного возраста Использование элементов этнопедагогики в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. В ФГОС ДО четко прописаны требования к содержанию.

Использование здоровьесберегающих технологий и элементов самомассажа на музыкальном или логоритмическом занятии для детей 4–5 Авторская методическая разработка Автор: Михальская Светлана Николаевна,1 квалификационная категория. Музыкальный руководитель МАДОУ «Детский.

Рекомендации родителям по активизации лексико-грамматического строя речи у детей с ОВЗ по теме «Насекомые»Рекомендации родителям по активизации лексико-грамматического строя речи у детей с ОВЗ по теме «Насекомые» Рекомендации родителям. Активизация словаря детей по теме «Насекомые». 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Пальчиковая разминка. «НАСЕКОМЫЕ».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование элементов речедвигательной ритмики в активизации речи у детей с алалией
Опубликовано: 11 июля 2019 в 10:47
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД