Получи документы

Использование элементов сказкотерапии в период адаптации детей к детскому саду

Ирина Щипкова
Использование элементов сказкотерапии в период адаптации детей к детскому саду

Поступление ребенка в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. В период адаптации у детей обостряется чувствительность к разлуке с матерью, появляется страх новизны. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей - потребность в безопасности и защищенности. Ребенок впервые остается без близких людей в незнакомой обстановке. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из многих, такой же как и другие. Это ломает сложившиеся у него стереотипы, требует психологической перестройки, изменения поведения, выработки новых умений.

Публикация «Использование элементов сказкотерапии в период адаптации детей к детскому саду» размещена в разделах

Чтобы адаптация ребенка прошла успешно, необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад. Детям, которые испытывают трудности в адаптации к условиям детского сада, на помощь может прийти сказка. Она позволит ребёнку пережить, «проиграть» эту ситуацию и найти выход из нее, быть более уверенным в себе и т. д.

«Сказкотерапия» - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Это ещё и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, в ней проявляется чувство защищённости и аромат тайны.

Автор книг по сказкотерапии Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева считает, что ребенок, воспринимая сказку, отождествляет себя с положительным сказочным героем. Сказка позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть проблемы и переживания. Сказка предлагает ребенку выход из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, оказывает позитивную поддержку его возможностей и помогает поверить в себя.

Успешность адаптации детей, прежде всего, зависит от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому в нашем детском саду педагог -психолог совместно с воспитателями младшей группы проводит целенаправленную работу, по созданию у детей положительной установки на детский сад.

В нашем детском саду работает воспитатель с большим педагогическим стажем. Он не только понимает все особенности ребенка дошкольного возраста, но и с удивительной любовью и теплом относиться к детям. Она сочиняет сказки, которые мы используем в групповой и коррекционной работе с детьми в период адаптации. Сказки сочиняются с добрым сюжетом, и помогают детям почувствовать свои переживания и вместе со сказочным героем, найти выход из сложившейся ситуации.

Наша работа заключалась в том, что в первый день, детям показывали сказку «Как зайчонок пошел в детский сад» (см. приложение) с использованием кукольного театра.

Во второй день, воспитатель совместно с педагогом-психологом включали детей в игровую ситуацию по сюжету сказки. Детям предлагали побывать в разных ролях. Более активные дети выбирали роль воспитателя, а тревожным детям, сначала предлагали поиграть в роли зайчонка, а затем выбрать любую роль любого героя сказки. Психолог являлся непосредственным активным участником занятия – заражал детей своими положительными эмоциями, вызывал желание принять участие в игре, задавал образцы выполнения действий.

На третий день детей знакомили с книгой, созданной детьми подготовительной группы, которые рисовали иллюстрации к этой сказке. Дети с удовольствием ее рассматривали и узнавали героев сказки – воспитательницу Ласку, зайчонка и его друзей и сами просили воспитателя поиграть с ними в «Зайчонка». Книга находилась в книжном уголке группы весь адаптационный период и по желанию дети с воспитателями рассматривали ее и придумывали продолжение сюжета, а также могли взять домой и читать ее вместе с родителями.

На четвертый день мы предложили родителям прочитать нашу сказку ребенку перед ночным сном, в домашней обстановке. Многие родители отмечали, что дети с нетерпением ждали, когда им начнут читать сказку, и в процессе чтения комментировали поведение героев уже знакомой им сказки. Говорили родителям о том, что в детском саду много интересных занятий, и в какие игры они играют вместе с другими детьми.

На пятый день, мы пригласили родителей малышей на совместный просмотр кукольного спектакля «Как зайчонок пошел в детский сад» и попросили некоторых родителей принять участие в показе сказки. После спектакля мы предложили всем детям «Зайчатам» показать родителям игрушки, в которые они играют в группе, пока родители на работе.

Необходимо отметь, что работа по созданию у детей положительной установки на детский сад проходила по подгруппам, в связи с организацией гибкого режима пребывания детей в дошкольном учреждении в период адаптации.

Конечно, не все дети, не сразу включались в игры, некоторые только наблюдали за происходящим со стороны, но это тоже можно считать положительным результатом, так как ребенок в этот период забывал, что мамы нет рядом. Воспитатели постоянно поощряли детей, проявлявших инициативу в игре.

Таким образом, использование элементов сказкотеррапии в адаптационный период, оказало положительное влияние на эмоциональное состояние большинства детей, у них снизился уровень эмоционального напряжения, уменьшились агрессивные проявления. У детей появилось доверительное, доброжелательное отношение не только к воспитателям группы, но и к другим специалистам детского сада. У них стали налаживаться доброжелательные взаимоотношения с другими детьми группы. Также многие родители группы отмечали в беседах с психологом, что после домашнего чтения сказки, а также совместного просмотра спектакля и участия в играх детей, у них уменьшились волнительные переживания, связанные с пребыванием ребенка в детском саду. Мы можем рекомендовать использование элементов сказкотерапии психологам и воспитателям дошкольных учреждений в работе с детьми в адаптационный период.

Публикации по теме:

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.

Презентация по адаптации 1 слайд - Адаптация ребенка к детскому саду 2 слайд - Что такое адаптация 3 слайд - Цель и задачи адаптации 4 слайд - Степени адаптации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование элементов сказкотерапии в период адаптации детей к детскому саду
Опубликовано: 13 августа 2013 в 16:46
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД