Использование элементов сказкотерапии в период адаптации детей к детскому саду

Ирина Щипкова
Использование элементов сказкотерапии в период адаптации детей к детскому саду

Поступление ребенка в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. В период адаптации у детей обостряется чувствительность к разлуке с матерью, появляется страх новизны. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей - потребность в безопасности и защищенности. Ребенок впервые остается без близких людей в незнакомой обстановке. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из многих, такой же как и другие. Это ломает сложившиеся у него стереотипы, требует психологической перестройки, изменения поведения, выработки новых умений.

Чтобы адаптация ребенка прошла успешно, необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад. Детям, которые испытывают трудности в адаптации к условиям детского сада, на помощь может прийти сказка. Она позволит ребёнку пережить, «проиграть» эту ситуацию и найти выход из нее, быть более уверенным в себе и т. д.

«Сказкотерапия» - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Это ещё и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, в ней проявляется чувство защищённости и аромат тайны.

Автор книг по сказкотерапии Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева считает, что ребенок, воспринимая сказку, отождествляет себя с положительным сказочным героем. Сказка позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть проблемы и переживания. Сказка предлагает ребенку выход из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, оказывает позитивную поддержку его возможностей и помогает поверить в себя.

Успешность адаптации детей, прежде всего, зависит от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому в нашем детском саду педагог -психолог совместно с воспитателями младшей группы проводит целенаправленную работу, по созданию у детей положительной установки на детский сад.

В нашем детском саду работает воспитатель с большим педагогическим стажем. Он не только понимает все особенности ребенка дошкольного возраста, но и с удивительной любовью и теплом относиться к детям. Она сочиняет сказки, которые мы используем в групповой и коррекционной работе с детьми в период адаптации. Сказки сочиняются с добрым сюжетом, и помогают детям почувствовать свои переживания и вместе со сказочным героем, найти выход из сложившейся ситуации.

Наша работа заключалась в том, что в первый день, детям показывали сказку «Как зайчонок пошел в детский сад» (см. приложение) с использованием кукольного театра.

Во второй день, воспитатель совместно с педагогом-психологом включали детей в игровую ситуацию по сюжету сказки. Детям предлагали побывать в разных ролях. Более активные дети выбирали роль воспитателя, а тревожным детям, сначала предлагали поиграть в роли зайчонка, а затем выбрать любую роль любого героя сказки. Психолог являлся непосредственным активным участником занятия – заражал детей своими положительными эмоциями, вызывал желание принять участие в игре, задавал образцы выполнения действий.

На третий день детей знакомили с книгой, созданной детьми подготовительной группы, которые рисовали иллюстрации к этой сказке. Дети с удовольствием ее рассматривали и узнавали героев сказки – воспитательницу Ласку, зайчонка и его друзей и сами просили воспитателя поиграть с ними в «Зайчонка». Книга находилась в книжном уголке группы весь адаптационный период и по желанию дети с воспитателями рассматривали ее и придумывали продолжение сюжета, а также могли взять домой и читать ее вместе с родителями.

На четвертый день мы предложили родителям прочитать нашу сказку ребенку перед ночным сном, в домашней обстановке. Многие родители отмечали, что дети с нетерпением ждали, когда им начнут читать сказку, и в процессе чтения комментировали поведение героев уже знакомой им сказки. Говорили родителям о том, что в детском саду много интересных занятий, и в какие игры они играют вместе с другими детьми.

На пятый день, мы пригласили родителей малышей на совместный просмотр кукольного спектакля «Как зайчонок пошел в детский сад» и попросили некоторых родителей принять участие в показе сказки. После спектакля мы предложили всем детям «Зайчатам» показать родителям игрушки, в которые они играют в группе, пока родители на работе.

Необходимо отметь, что работа по созданию у детей положительной установки на детский сад проходила по подгруппам, в связи с организацией гибкого режима пребывания детей в дошкольном учреждении в период адаптации.

Конечно, не все дети, не сразу включались в игры, некоторые только наблюдали за происходящим со стороны, но это тоже можно считать положительным результатом, так как ребенок в этот период забывал, что мамы нет рядом. Воспитатели постоянно поощряли детей, проявлявших инициативу в игре.

Таким образом, использование элементов сказкотеррапии в адаптационный период, оказало положительное влияние на эмоциональное состояние большинства детей, у них снизился уровень эмоционального напряжения, уменьшились агрессивные проявления. У детей появилось доверительное, доброжелательное отношение не только к воспитателям группы, но и к другим специалистам детского сада. У них стали налаживаться доброжелательные взаимоотношения с другими детьми группы. Также многие родители группы отмечали в беседах с психологом, что после домашнего чтения сказки, а также совместного просмотра спектакля и участия в играх детей, у них уменьшились волнительные переживания, связанные с пребыванием ребенка в детском саду. Мы можем рекомендовать использование элементов сказкотерапии психологам и воспитателям дошкольных учреждений в работе с детьми в адаптационный период.

Публикации по теме:

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.

Презентация по адаптации 1 слайд - Адаптация ребенка к детскому саду 2 слайд - Что такое адаптация 3 слайд - Цель и задачи адаптации 4 слайд - Степени адаптации.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Игрушки
  • Человек
Автор публикации:
Использование элементов сказкотерапии в период адаптации детей к детскому саду
Опубликовано: 13 августа 2013 в 16:46
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по художественному творчеству (лепке) «Лисичка-сестричка» с детьми старшей...
Цель: развивать умение детей лепить лису по сказкам. Задачи: продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить...
Интегрированное занятие по физической культуре «Игры Есенинского края»
Интегрированное занятие « Игры Есенинского края» ( подготовительная к школе группа) Программные задачи: Образовательная область «Физическое...
Дидактические игры на автоматизацию звуков в слогах
Дидактическая игра «Полянка», "Облака". Цель: автоматизация звука в слогах, сочетание произнесения слогов с движениями. Оборудование:пальчиковые игрушки...
Фотоотчёт мероприятия с родителями в нетрадиционной форме к Дню матери. Огонёк «Милой...
СТАРШАЯ ГРУППА С годами став взрослее в чувствах строже , вдруг начинаешь понимать Нет человека ближе и дороже , чем женщина которой имя МАТЬ . Она с...
Конспект НОД по рисованию тычком жесткой полусухой кистью в младшей группе...
Возраст детей: 2 и 3 года. Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Задачи: -совершенствовать навыки рисования...