Получи документы

Использование загадок в работе логопеда

Галина Грибакина
Использование загадок в работе логопеда

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др. Об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его с разных сторон.

Современная жизнь богаче и разнообразнее, поэтому круг тем, отражаемых в загадках, в настоящее время значительно расширился. В них рассказывается о достижениях культуры, техническом прогрессе.

Публикация «Использование загадок в работе логопеда» размещена в разделах

Загадка легко запоминается, интересна детям в любом возрасте, формирует понятийную сторону речи, повышает внимание, тренирует память и развивает логическое мышление.

Богаты и разнообразны изобразительно-выразительные средства загадки: употребление слов в переносном значении, многозначность слова, олицетворение, многообразие эпитетов и сравнений. Размышления над загадками содействуют обостренному восприятию словообразо-вательных и формообразующих средств русского языка — его морфем. Загадка помогает детям осваивать и синтаксис родной речи. Он становится привычным, доступным, понятным.

Ю. Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи-доказательства и речи-описания. Она предлагает классификацию загадок по степени сложности (1985) и выделяет пять типов загадок:

1) простые

На спинке иголки

Длинные и колкие,

А свернется он в клубок,

Нет ни головы, ни ног.

(Ёж)

2) с типичными и нетипичными признаками

Закипит – исходит паром,

И свистит, и пышет жаром,

Крышкой брякает, стучит.

- Эй, сними меня! – кричит.

(Чайник)

На голове пуговка,

В носу решето,

Одна рука,

Да и та на спине.

(Чайник).

3) сравнения

Бел, как снег,

Надут, как мех,

На лопатах ходит.

(Гусь)

4) противопоставления

Кругла, да не мяч,

Желтая, да не масло,

Сладкая, да не сахар,

С хвостиком, да не мышь.

(Репа)

Груз несёт, а не осёл,

Рога показывает, а не козёл.

(Улитка)

5) метафорические

К нам приехали с бахчи

Полосатые мячи.

(Арбузы)

На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У неё теперь ангина.

(Град)

Ю. Г. Круглов выделяет следующие типы загадок:

- загадки – иносказания («Стоит матрёшка на одной ножке, закутана, запутана». Иносказательно представлена капуста).

- загадки – описания (загадка о реке «Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит». В ней есть описание реки, но отсутствует изображение предмета, который иносказательно напоминал о реке.)

- загадки – вопросы («Без чего человеку жить нельзя?» Ответ: «Без имени». Это загадки, требующие от отгадывающего неординарного мышления. Ведь необходимо из огромного количества возможных ответов дать один, но такой, с каким согласились бы все.

- загадки, имеющие шуточные отгадки. Например: «Какой месяц короче всех?» Ординарный ответ: «Февраль». Но правильный – «Май» (всего три буквы). «Каких камней в море нет?» - «Сухих».

- загадки – задачи (Они очень похожи на задачки из школьных учебников. Например: «Шел охотник. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько осталось на дереве?» «Разумный» ответ — чисто арифметический: осталось на дереве две вороны. Нонет! Одну-то он убил, а остальные — улетели).

Загадки-задачи, как и загадки-вопросы,— неординарны, это своего рода тесты на сообразительность, они развивают, активизируют мыслительную деятельность.

Для детей с нарушениями речи больше подходят краткие, лаконичные загадки, содержащие главные отличительные признаки предмета или явления.

Направления коррекционно - речевой работы с дошкольниками на основе использования загадок

Расширение лексического строя речи:

— расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов, наречий, числительных, местоимений;

— употребление синонимов и антонимов;

— сопоставление с человеком (олицетворение);

— многозначность слова;

— употребление эпитетов и сравнений, создающих вы-разительную характеристику предмета в загадке.

Формирование грамматического строя речи:

— образование уменьшительно - ласкательных форм существительных и прилагательных;

— согласование имен существительных с именами прилагательными и именами числительными;

— изменение глаголов по родам, видам, временам, числам;

— ознакомление со словообразовательными свойствами суффиксов и приставок;

— со способами образования слов;

— использование предлогов.

Развитие связного высказывания:

— построение предложений с противопоставлением с использованием союзов а и да;

— ознакомление с вопросительными предложениями и их построением;

— с однородными членами предложения.

При разгадывании загадок условно можно выделить следующие блоки: мотивационный, операционный и контрольный.

Мотивационный блок:

Логопед загадывает детям загадку.

Анализ информации у детей происходит во внутреннем плане, оречевляется только ответ, часто неправильный.

Если дети сразу дадут правильный ответ, то появляется какой-нибудь сказочный персонаж (картинка или кукла) и озвучивает неправильный, но логически близкий к отгадке ответ. Это может сделать и логопед, но дискутировать со взрослым детям психологически труднее. Выступая же от имени сказочного персонажа, логопед эту неловкость снимает.

Неправильный вариант ответа нужен для того, чтобы:

- учить детей анализу поступившей информации;

- помочь им осознать ход собственных мыслей, приведших к правильной отгадке т. е. развивать рефлексию;

- развивать контроль.

Операционный блок:

Логопед, выслушав все поступившие ответы, начинает обсуждение. Так как чаще всего в дошкольном возрасте используются загадки-описания, с признаками и действиями, необходима примерка каждого из них к названным предметным ответам.

Например:

Эта рыжая плутовка

В сказке всех обманет ловко.

Ловит уточек и зайцев!

Ей на зуб не попадайся! (Лиса)

Ответы детей: лиса, белка.

Логопед. Кто из этих зверей рыжий?

Дети. Рыжая лиса. Рыжая белка.

Логопед. О ком из этих зверей говорят – плутовка, ловит уточек, зайцев.

Дети. О лисе.

Логопед. О белке не говорят, что она плутовка. Белка не ловит уточек, зайцев. Белка — ответ неверный, снимается. Кто был загадан в загадке?

Дети. В загадке загадана лиса.

Обобщение — правильный ответ лиса.

Контрольный блок:

Логопед рекомендует вместе с родителями найти в словарях, энциклопедиях, художественной литературе описания лисы, подтверждающие правильность отгадки, и рассказать об этом на следующем занятии.

Эти задания не являются строго обязательными, но они стимулируют познавательную активность детей, обогащают знаниями об окружающем мире.

Загадку можно использовать для сообщения темы занятия. Может служить вводной частью к рассказыванию сказок, рассматриванию предметов и картин, а может выступать, как развёрнутая деятельность – игра в загадки.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда с родителями Консультация для воспитателей «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда с родителями» Учитель-логопед Моисеева О. И. Практической значимостью.

Использование лэпбука в работе логопеда ДОУ "Использование лэпбука в работе учителя-логопеда" Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, - это.

Использование пластилина в работе логопедаИспользование пластилина в работе логопеда Использование пластилина в работе логопедаЗдравствуйте уважаемые коллеги, друзья и просто, случайные посетители моей странички. Все мы.

Использование театрализованной деятельности в работе учителя-логопедаИспользование театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда Мы много говорим о том, что игра – это ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок преодолевает трудности. А исправление.

Использование технологии ТРИЗ в коррекционной работе учителя-логопедаИспользование технологии ТРИЗ в коррекционной работе учителя-логопеда Мы живем в стремительно меняющемся мире. Современному человеку необходимо понимать новые реалии, уметь ориентироваться, творчески мыслить,.

Использование элементов методики Фридриха Фрёбеля в работе учителя-логопедаИспользование элементов методики Фридриха Фрёбеля в работе учителя-логопеда Внешний вид стенгазеты. В непосредственно образовательной деятельности логопеда с детьми мы постоянно используем элементы данной методики.

Консультация для педагогов «Использование нетрадиционных методов в работе учителя-логопеда ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 176» Консультация для педагогов ««Использование нетрадиционных.

Консультация для педагогов «Использование загадок в работе с детьми дошкольного возраста» Загадки являются эффективным педагогическим средством воспитания и первоначального обучения детей. Они очень хорошо входят в тот период.

Мастер-класс «Использование театрализованных игр в работе учителя-логопеда» .

Использование деятельностного подхода в работе учителя-логопеда с семьей воспитанников ДОУ 30 марта 2016г. проходила областная научно-практическая конференция "Современное образование в островном регионе: опыт, проблемы и перспективы.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование загадок в работе логопеда
Опубликовано: 7 декабря 2016 в 13:53
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД