Использование занимательного материала для формирования математических представлений

Елена Багликова
Использование занимательного материала для формирования математических представлений

Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста. В практике своей работы я заметила, что родители зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Запас знаний быстро кончается, и часто они перестают хотеть учиться, так как им становится неинтересно заниматься деятельностью, приводящей к неудачам.

Отсюда возникла проблема: как направить свои усилия, как педагога, и родителей на то, чтобы воспитать у дошкольников интерес к самому процессу познания, к математике в частности. Слова выдающегося французского философа, писателя, математика и физика Б. Паскаля: «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным» натолкнули меня на мысль развития элементарных математических представлений средствами занимательного характера.

Начиная работу над данной темой, я поставила перед собой цель: не только создать условия для формирования осознанного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста, но и вырастить их людьми, умеющими думать, хорошо ориентирующимися во всем, что их окружает. Так же были определены следующие задачи:

- в работе с педагогами:

1. Пополнить теоретические знания педагогов.

2. Пополнить и обогатить дидактическую базу по данному разделу.

3. Организовать открытые просмотры НОД по ФЭМП.

- в работе с детьми:

1. Проанализировать возможные причины отсутствия интереса к математике.

2. Целенаправленно формировать осознанный интерес к элементарной математической деятельности.

3. Учить детей приемам умственных действий (анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации).

4. Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

- в работе с родителями:

1. Способствовать повышению компетенции родителей в данном разделе, через проведение родительских собраний, консультаций, бесед, оформление папок-передвижек, выставок дидактических игр и пособий.

2. Вовлечь родителей в образовательный процесс как активных его участников.

3. Содействовать изменению родительской позиции к обучению ребенка математике как к развивающему, а не как к набору готовых знаний и суждений.

4. Реализация проектной деятельности.

Для реализации поставленных задач в работе с педагогами была проведена следующая работа:

- консультации: «Использование занимательного материала по ФЭМП и его значение», «Поиграйте с детьми в математику»; «Математика в сказках»;

- были разработаны, изготовлены и апробированы в работе воспитателями дидактические игры по математике;

- проведены открытые просмотры.

Взаимодействие с родителями является неотъемлемым условием успешной работы. Взаимодействие осуществлялось в разных формах. В старшей группе я провела родительское собрание «Играя, учим математике», на котором познакомила с видами игр и различными видами занимательного материала, рассказала, как лучше использовать их в домашних условиях. В подготовительной группе на родительском собрании «Роль дидактических игр по математике для успешной подготовки детей к школе» разговор о роли занимательного материала продолжился. Были проведены консультации для родителей «Математика для дошкольников», «Как привить детям любовь к математике», «Развитие внимания, логического мышления» и др. Большую ценность имеют индивидуальные беседы с родителями об успехах детей, о том, что еще не совсем получается. Заинтересовал родителей проект «Умные игры», в ходе которого была организована выставка домашних развивающих игр «Домашние игры ребенка», фотовыставка «Играя – учимся, играя – познаем!» Родители были заинтересованы темой, получили новую и полезную информацию, оказывали помощь в изготовлении пособий для игр в группе. Организация совместного вечера развлечений «Математический ринг» позволила сформировать интерес родителей к интеллектуально- познавательному общению с детьми.

Для выявления компетенций дошкольников я использовала «Тесты для проверки уровня математических способностей» А. В. Белошистой. Результаты диагностики способствовали определению этапов дальнейшие работы. Мною было составлено перспективное планирование, которое позволило наметить использование занимательного материала в организованной и свободной деятельности.

Работа с методической литературой и собственный опыт дали основание для составления картотеки дидактических и математических игр, подвижных игр с математическим содержанием, математических развлечений (головоломки, лабиринты, загадки, задачи-шутки, игры на пространственное преобразование).

Занимательный математический материал довольно разнообразен, что дает основание для его классификации. В своей работе я использовала следующие виды занимательного материала: 1) Развлечения (головоломки, лабиринты, игры на пространственное преобразование, загадки, задачи-шутки, Игры «Танграм» и подобные)

2) математические (логические) игры, задачи, упражнения («Найди недостающую фигуру», «Найди отличия», «Составь фигуру», «Отгадай число» и аналогичные.)

3) дидактические игры и упражнения.

В процессе обучения дошкольников математике дидактическая игра включалась мною в непосредственно образовательную деятельность, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала. Активно применяла дидактические игры в решении задач индивидуальной работы с детьми, а также проводила их со всеми детьми или с подгруппой в свободное от занятий время.

Осуществляя деятельность в данном направлении, я пришла к выводу, что дошкольнику интереснее все познавать самостоятельно, практическим путем, перенося свою жизнь в сказку, преодолевая искусственно созданные взрослым препятствия, овладевая попутно не только четкими математическими умениями, но и познавая окружающий мир, учась самостоятельно искать ответы на вопросы.

Детям очень нравились игры с рифмованным названием «Мы собрали урожай, ну-ка быстро сосчитай", «Считать торопись, но смотри не ошибись». Пространственные представления усваиваются детьми легче, если они, например, помогут любимому герою. А в игре «Снегири и синицы» дети не только устанавливают соответствия между множествами, но и закрепляют знания о зимующих и перелетных птицах.

Детям нравится, когда воспитатель выступает в игре в роли игрока.

(Н-р: «ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ЛОТО», "Домино" и др.).

Развитие логики ребенка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность. В связи с этим в группе я создала математический уголок, где расположила пособия для самостоятельной и совместной деятельности, различные дидактические игры, занимательный материал: ребусы, лабиринты, головоломки и др. Организуя уголок занимательной математики, я исходила из принципа доступности игр детям в данный момент, помещала в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которыми детьми возможно на разном уровне. К таким играм относятся «ТАНГРАМ», «КОЛУМБОВО ЯЙЦО», «ПИФАГОР.

Большие возможности для развития логического мышления имеются при организации игры «Два (три) обруча». Занимательный материал я стараюсь включать в разные виды деятельности. Например, на утренней гимнастике детям полюбились игры «Живые числа». Подвижная игра «Сбей фигуру, какую назову» не только развивает глазомер, ловкость, но и закрепляет знания о геометрических фигурах. А на прогулке можно посоревноваться, кто быстрее достигнет 10,сложив по пути числа. А вернувшись с прогулки, в ожидании обеда предложить товарищам угадать задуманную цифру, изобразив ее жестами

При ознакомлении с цифрами моих воспитанников заинтересовало история их происхождение, что подтолкнуло меня на создание совместного проекта «МОЯ ЦИФРА. Как известно, знания, полученные в ходе продуктивной творческой деятельности, откладываются на всю жизнь. Поэтому участие детей в подобном проекте способствовало выработке у них твердых знаний и устойчивого интереса к математике, дети получили возможность выступить перед сверстниками в новом для них качестве. Проект дал детям возможность проявить свои творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит им успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Весь комплекс занимательных игр и упражнений на развитие математических способностей – это длинная интеллектуальная «лестница», а сами игры и упражнения – ее «ступеньки». Чем выше ребенок поднимается по этой лестнице, тем больше усилий прилагает, тем больше удовлетворения в его душу. Важно не погасить желание ребенка двигаться дальше, а для этого надо заинтересовать, поощрить, вовремя ему помочь. Обучая маленьких детей в процессе игры, я стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

Публикации по теме:

«Занимательная математика для детей дошкольного возраста» Б.  паскаль:Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным. Обучению дошкольников началам.

Презентация к проекту «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада». В 2010 году я проходила свою первую аттестацию. Защищала проект по "Адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения".Адаптация.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Учимся считать
  • Учимся считать
Автор публикации:
Использование занимательного материала для формирования математических представлений
Опубликовано: 19 февраля 2014 в 19:44
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт по рисованию поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень»
Фото отчёт «Рисование поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень» Доброго времени суток уважаемые коллеги! Хочется представить вам фото отчёт...
Конспект занятия по конструированию из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста...
Цель: освоение первичных навыков моделирования, приобретение начальных представлений о правилах комбинаторики, развитие пространственных представлений,...
Фотоотчет совместной выставки работ родителей и детей «Покровская ярмарка — поделки...
Уж ты, батюшка Покров, Защити наш дом и кров От беды-ненастья, непогоды-горести, Отсыпь нам счастья-радости полные горсти! Уж мы тебя рады каждый год...
Фотоотчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»
Фото отчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»! Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Мне кажется, что никто не написал об осени лучше...
«Октябринка — феечка-дождинка». Экологическая сказки. Гл.11
А вот и новая глава! Я учла пожелания коллег. Теперь феечка Октябринка более развернуто отвечает на Дашины вопросы. После прочтения главы можно поговорить с...