МААМ-картинки

Использование здоровье-сберегающих технологий в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста.

Виктория Лесничок
Использование здоровье-сберегающих технологий в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста.

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста.

Что же такое «здоровьесберегающая технология»-это система мер,включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дощкольного образования предусмотрено не только сохранение,но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от :

Публикация «Использование здоровье-сберегающих технологий в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста,» размещена в разделах

- типа дошкольного учреждения;

- конкретных условий дошкольного образовательного учреждения;

- организации здоровьесберегающей среды;

- от программы,по которой работают педагоги;

- продолжительности пребывания детей в ДОУ;

- от показателей здоровья детей;

- от профессиональной компетентности педагогов.

В своей работе мы используем следующие современные здоровьесберегающие технологии :

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Название

технологии Определение и особенности

методики проведения.

Физкультурная

минутка Динамическая пауза для профилактики переутомления на занятиях интеллектуального цикла. В зависимости от вида занятия может включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики, корригирующие упражнения и т. п. Проводится во время занятий по мере утомляемости детей. Продолжительность – 2-3 мин. Проводятся во всех возрастных группах.

Подвижные и спортивные игры Это игры с правилами, где используются естественные движения, и достижение цели не требует высоких физических и психических напряжений. Подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем проведения.

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – с малой и средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. В ДОУ используются элементы спортивных игр

Спортивные игры – игры, по которым проводятся соревнования.

Пальчиковая

гимнастика Тренировка тонких движений пальцев кисти рук. В результате кисти рук детей приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Функции руки оказывают большое стимулирующее влияние на деятельность детского мозга, психику дошкольников Оказывает благоприятное влияние на развитие речи и подготавливает руку ребенка к его дальнейшему обучению в школе. Проводится в любое удобное время,индивидуально,либо по подгруппам. Рекомендуется всем детям, но особенно с речевыми проблемами.

Артикуляционная

гимнастика Упражнения для формирования правильного произношения: выработки полноценных движений губ, языка, челюсти. Рекомендуется проводить с детьми, начиная с 3-х лет. Результативна только при качественном ее выполнении.

Бодрящая гимнастика Переход от сна к бодрствованию через движения. Поднятие настроения и мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Форма проведения различна: упражнения на кроватках,частичное умывание;ходьба по ребристым дощечкам,легкий бег. Проводится ежедневно после дневного сна,5-10 минут.

Гимнастика для глаз Упражнения для снятия глазного напряжения. Одна из эффективных профилактических мер. Выполнять следует регулярно,в течение 3-5 минут до и после занятий или работы за компьютером. При этом используется наглядный материал,показ педагога.

Дыхательная гимнастика Специальные упражнения, позволяющие очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребенка. Используется для профилактики простудных заболеваний,бронхитов и т. д. При проведении необходимо обеспечить проветривание помещения. Дать четкие инструкции детям об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы,во всех возрастных группах.

Релаксация Система расслабляющих упражнений, направленная на восстановление между процессами равновесия возбуждения и торможения и снижение двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление) Используются релаксационные приемы как компонент заключительной части занятия,либо в любое свободное время. При организации используется спокойная классическая музыка,звуки природы.

Технологии эстетической направленности Эмоциональное благополучие ребенка. Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Особое значение имеет работа с семьей,привитие эстетического вкуса.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни.

Название

технологии Определение и особенности методики проведения

Физкультурное

занятие Организованная форма обучения. Именно она является основным средством оздоровления детей и профилактики различных заболеваний.

Необходимо использовать разнообразные формы проведения. Это – и игровые, и учебно-тренировочные, и сюжетно-игровые, и комплексные. 2 раза в неделю в спортивном зале и 1раз на прогулке. 1 мл. гр. -10 мин. в группе, 2 мл. гр. - 15-20 мин., ср. гр. – 20-25 мин., ст. возраст – 25 – 30 мин. Занятия проводятся в соответствии с требованиями программы,во всех возрастных группах. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Занятия из серии «Здоровье» Занятия по ознакомлению детей со своим организмом, создание предпосылок к заботе о собственном здоровье. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития. Занятия проводятся в группах старшего возраста.

Самомассаж Массаж, выполняемый собственноручно на своем теле (рук, ног) .Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму. Проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы,начиная со 2-ой мл. группы.

Точечный массаж Точечный массаж - это механическое воздействие пальцами рук на строго определённые участки тела. Рекомендуется как профилактика частых простудных заболеваний и болезней ЛОР-органов. Проводится в предверии эпидемий,в осенний и весенний периоды,в любое удобное время,начиная со старшего возраста. При организации используется наглядный материал.

Коммуникативные игры. Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков детей. Они строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы,этюды,игры разной степени подвижности,занятия рисованием,лепкой и т. д. Проводятся 1-2 раза в неделю по 30 минут,начиная со старшего возраста.

Проблемно-игровые

игротренинги и игротерапия. Тренинг творческой психотехники (ТТП). Система игровых упражнений, которые тренируют способность быстро и активно концентрировать слуховое внимание и память, осязание, зрительное внимание и память, воображение и творческую фантазию. Занятия организуются не заметно для детей,посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Организуется в свободное время,можно во второй половине дня.

Утренняя гимнастика Рассматривается как важный элемент двигательного режима, средства для поднятия эмоционального тонуса детей. Обеспечивает полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние. В ней сосредоточен комплекс взаимодействий на разностороннее развитие детей : движение, музыка, ритм, эстетика окружающих пособий, общение, игра. Способствует повышению функционального состояния и работоспособности организма, развитию моторики, формированию правильной осанки, предупреждению плоскостопия. Включает в себя простые гимнастические упражнения с предметами или без них с обязательным введением дыхательных и корригирующих упражнений. Формы проведения: подвижные игры, традиционная, с предметами, сюжетная. Проводится во всех возрастных группах,в утренние часы.

3. Коррекционные технологии.

Название

технологии Определение и особенности методики проведения

Технология музыкального воздействия. Создание такого музыкального сопровождения, которое наиболее эффективно способствовало бы коррекции психофизического статуса детей, имеющих те или иные проблемы в развитии, в процессе их двигательно-игровой деятельности. Используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий;для снятия напряжения,повышения эмоционального настроя. Организуется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы,во всех возрастных группах.

Сказкотерапия Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей. Организуется 2-3 занятия в месяц по 30 минут,начиная со старшего возраста.

Технологии коррекции поведения. • Игры с правилами

• Игры – соревнования

• Раскрепощающие психотехнические игры (спец. игровые упражнения, в которых содержится явная или скрытая формула поведения)

Психотехнические освобождающие игры (направленные на ослабление внутренней агрессии, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности)

• Режиссерские игры (где ребенок самостоятельно распределяет все роли между игрушками)

Народные игры (обаяние игровых персонажей).Направлены на коррекцию нарушений в поведении детей,на воспитание культуры поведения,на развитие способности детей упрвлять собой,своими эмоциями и поведением. Проводятся в малых группах. Группы формируются не по одному признаку –дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме. Организуется по 10 занятий по 25-30 минут,начиная со старшего возраста.

Психогимнастика Это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительными движениями. Основная цель – преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения. Организуется как часть занятия,начиная со старшего возраста.

Фонетическая ритмика • Система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогают сформировать фонетически правильную речь. Проводится 2 раза в неделю,начиная с младшего возраста,не раньше,чем

Приемы этих технологий широко используются педагогами нашего дошкольного учреждения в разных формах организации педагогического процесса : на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком.

В течение дня используем различные виды здоровьесберегающих педагогических технологий. Обязательным оздоровительным моментом в работе является прогулка. Оптимизации двигательной активности детей на прогулке способствуют правильно подобранные и грамотно чередуемые игры и упражнения, которые дарят детям массу радостных эмоций и развивают у них ловкость, выносливость, координацию движений, а также способствуют расширению двигательного опыта детей, совершенствуют пространственную ориентировку и умение действовать совместно. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем их проведения.

Одним из важных звеньев в системе физического воспитания детей является закаливание. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма,повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. В нашем детском саду закаливающие мероприятия осуществляются с соблюдением следующих принципов:

-закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;

-проводятся систематически ( круглогодично: в холодное время года осуществляется босохождение в группах после дневного сна с применением различных тактильных поверхностей)на фоне оптимального теплового состояния детей,на фоне их положительного эмоционального настроя;

-учитывается принцип постепенности (дети начинают ходить босиком в помещении;сначала ежедневно ходят по 1 минуте,потом каждые 5-6 дней время увеличивается на 1 минуту,доходя до15-20 минут);

- проводятся с учетом индивидуальных возрастных особенностей детей, состояния здоровья и уровня закаленности.

К системе закаливания ежедневно подключается такая процедура,как прием витаминизированного отвара шиповника или фруктового сока,что способствует обогащению организма витаминами и стимулирует иммунитет.

Виды закаливания.

1 квартал

(сентябрь,октябрь,ноябрь)

1. Соблюдение воздушного режима.

2. Регулярное проветривание.

3. Облегченная одежда детей.

4. Воздушные ванны.

5. Хождение по ребристой доске.

6. Частичное умывание.

7. Бодрящая гимнастика.

8. Точечный массаж.

2 квартал

(декабрь,январь,февраль)

1. Соблюдение воздушного режима.

2. Регулярное проветривание.

3. Облегченная одежда детей.

4. Воздушные ванны.

5. Хождение по ребристой доске.

6. Частичное умывание.

7. Бодрящая гимнастика.

8. Точечный массаж.

9. Самомассаж.

3 квартал

(март,апрель,май)

1. Соблюдение воздушного режима.

2. Регулярное проветривание.

3. Облегченная одежда детей.

4. Воздушные ванны.

5. Хождение по ребристой доске.

6. Частичное умывание.

7. Бодрящая гимнастика.

8. Точечный массаж.

9. Самомассаж.

4 квартал

(июнь,июль,август)

1. Соблюдение воздушного режима.

2. Регулярное проветривание.

3. Облегченная одежда детей.

4. Воздушные ванны,солнечные ванны.

5. Хождение по ребристой доске.

6. Частичное умывание.

7. Бодрящая гимнастика.

8. Точечный массаж.

9. Босохождение по траве,песку.

Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания,которое является необходимым условием их гармоничного роста,физического и нервно-психического развития,устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. Кроме того,правильно организованное питание формирует у детей культурно-гигиенические навыки,полезные привычки,закладывает основы культуры питания. При организации питания в нашем детском саду мы придерживаемся следующих требований:

-соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам ребенка;

-сбалансированность в рационе всех заменимых пищевых веществ;

-разнообразие продуктов и блюд,обеспечивающих сбалансированность рациона;

-правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов,направленная на сохранность их исходной пищевой ценности,высокие вкусовые качества блюд;

-оптимальный режим питания,обстановка,формирующая у детей навыки культуры-приема пищи.

Для полноценного физического развития дошкольников,важное значение имеет создание благоприятной физкультурно-оздоровительной предметной среды во всех помещениях детского сада,на территории дошкольного учреждения.

Забота о физическом здоровье ребенка и его психическом благополучии-первостепенная задача и педагогов дошкольных учреждений,и родителей,создающих такую среду,которая обеспечивает безопасность его жизнедеятельности и способствует двигательной активности.

Движения в любой форме,соответствующие физиологическим возможностям детей,выступают как оздоровительный фактор. Любая двигательная активность только тогда приобретает характер внутренней жизненно необходимой потребности,когда она становится сознательной и произвольной. Формируя сознательное управление движениями,взрослый помогает становлению личности ребенка-творца,а не простого исполнителя чьих-то заданий.

Внедрение нового оборудования развивает интерес у детей к занятиям физкультурой,быстрее формируются двигательные умения и навыки,повышает качество выполнения движений,создает положительный настрой на занятие. Важно,чтобы такое оьборудование было безопасным,эстетичным,соответствовало и имело функциональную привлекательность.

Все оборудование,которое сделано своими руками,перемещается,трансформируется,легко используется в группах и на участке детского сада-оборудование,атрибуты и пособия,предназначены для активизации движений детей в группе,на участке детского сада.

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника,культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.

Задача педагогов дошкольных учреждений-создание всех необходимых условий для того,чтобы дошкольники росли физически здоровыми и крепкими.

Здоровье детей в немалой степени зависит от наличия фактора безопасного существования. Поэтому воспитатели существенное внимание уделяют внедрению технологии «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».

Одним из эффективных средств решения проблемы повышения качества работы ДОУ по приобщению дошкольников к основам здорового образа жизни и воспитанию навыков безопасного поведения является целевой проект.

Непременное условие успешной работы по здоровьесбережению и здоровьеобогащению дошкольников - активное взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Детский сад и семья – вот две основные социальные

структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги).

Не отказываясь от старых, проверенных, традиционных форм, таких как собрания, консультации, стараемся использовать и нетрадиционные формы организации общения с родителями.

Активно привлекаем родителей к совместным мероприятиям с детьми: дни семейного отдыха, участие мам и пап в детских праздниках, где широко используем музыкальное сопровождение для повышения эмоционального настроя, подвижные игры, игры-эстафеты.

Интересно и весело проходят спортивные соревнования детей и родителей такие, как «Папа, мама, я – спортивная семья», «А ну-ка, мамы», «Как папа буду сильным, как папа буду ловким». Чтобы ребенок понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться, следует решать эту задачу с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.

Если воспитатели и родители будут взаимодействовать, то мы можем добиться полноценных результатов, сохраним молодое поколение здоровым

Выводы

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – основная задача дошкольных учреждений. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья, отводится ведущее место. Подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих и физическое, и психическое здоровье ребенка. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте, когда у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни,полноценное и неосложненное развитие. Каждая из технологий имеет оздоровительную направленность с учетом наших условий в дошкольном образовательном учреждении.

Применение в нашей работе здоровьесберегающих педагогических технологий позволило нам повысить результативность образовательного процесса,обеспечить формирование у всех участников образовательного процесса ценностные ориентации,направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников,снизить процент заболеваемости в группах. При этом мы стараемся учитывать континген воспитанников и запросы родителей;обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку;сформировать положительные мотивации у детей и их родителей.

Понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников, коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения активно работает по здоровьесбережению, оптимально используя материальные, интеллектуальные и творческие ресурсы учреждения.

.

Публикации по теме:

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста Быть здоровым – здорово! Актуальность вопросов использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ возрастает год от года. Одним из важнейших.

Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей дошкольного возраста Задание 1. Провести диагностику физического развития детей, составить диагностическую карту его здоровья В ходе беседы с врачом ДОУ на.

Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания дошкольников Физическое воспитание и речевое развитие дошкольников – важные направления коррекционно - педагогической работы. Многие учёные, исследуя.

Использование нестандартного оборудования для коррекции физического развития детей дошкольного возраста Задачи: - укреплять здоровье детей; - проводить профилактику плоскостопия, способствовать формированию правильной осанки; - упражнять в.

Использование сказочных героев в развитии физического воспитанияИспользование сказочных героев в развитии физического воспитания Оформление к новому году. Сказочные снеговики и олени. Для их изготовления были использованы природные материалы: крупа гречки, макаронные.

Использование закаливающих мероприятий как средства укрепления физического здоровья детей дошкольного возраста в условиях ДОО Тема: «Использование закаливающих мероприятий как средство укрепления физического здоровья детей дошколь-ного возраста в условиях ДОО».

Познавательная активность детей в процессе физического воспитания Стимулирование познавательной активности детей в процессе физического воспитания. Дошкольный возраст является значимым этапом становления.

Проект «Развитие экологического воспитания в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром» Автор проекта: Хопкина Елена Геннадьевна, воспитатель детского сада № 48. Продолжительность проекта: апрель - май. Тип проекта: познавательно.

Развитие геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания Изучив особенности и уровень геометрических представлений у детей экспериментальной группы, я разработала план формирующего эксперимента,.

Использование здоровьесберегающих технологий в формировании физического и психического здоровья детей Отчёт по самообразованию. Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в формировании физического и психического здоровья детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование здоровье-сберегающих технологий в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста.
Опубликовано: 4 марта 2016 в 13:11
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД