Папки-передвижки

Использование здоровьесберегающих технологий как условие социализации детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Елена Мамедова
Использование здоровьесберегающих технологий как условие социализации детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Использование здоровьесберегающих технологий как условие социализации детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Гребенчук Т. В., учитель-логопед ВКК,

Мамедова Е. В., воспитатель ВКК,

Ковалева Л. А., воспитатель ВКК.

МБДОУ г Иркутска детский сад № 63

Особенность социализации в дошкольном возрасте - существенное усложнение и расширение сферы социализирующих влияний, реализуемых уже не только во взаимодействии с взрослыми, но через активные игровые контакты со сверстниками. Общение (М. И. Лисина, все, более приобретая черты коммуникативной деятельности, оформляется в наиболее мощный социальный фактор становления личности ребенка. Общаясь со сверстниками, ребенок приобретает опыт формирования отношений, который в свою очередь, определяет базу для самопознания и самооценки, для развития мотивационных структур социального поведения.

Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий как условие социализации детей дошкольного возраста с нарушениями речи» размещена в разделах

Степень социализации личности является важным критерием ее адаптации к жизни в обществе. Л. С. Выготский в теории культурно-исторического развития психики обращал внимание на то, что любой дефект, ограничивая ребенка в общении с окружающим миром, мешает ему овладеть культурой, социальным опытом человечества. Дошкольный возраст – период наиболее полного и интенсивного овладения детьми не только правильным звукопроизношением, лексико-грамматическими понятиями, но и речью как средством общения в социуме. К сожалению, в последнее время возросло число детей с общим недоразвитием речи. Речевые нарушения затрудняют коммуникацию, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоционально-волевой сфере ребёнка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами, препятствуют усвоению грамоты. У детей с тяжелыми нарушениями речи, как правило, нарушено не только речевое развитие, но и недостаточно сформированы сенсорная, интеллектуальная и аффективно-волевая сферы и в большинстве случаев имеются неврологические и соматические заболевания.

Дети с системными нарушениями речи в большинстве случаев оказываются социально несостоятельными, так как не имеют:

- достаточного набора адаптируемых способов поведения, запускаемых и регулируемых соответствующими стимулами;

- способность искать компромисс в решении проблемных ситуаций с помощью речевого общения;

- достаточно развитую способность выражения эмоционального состояния, сопереживания другому человеку;

- достаточного уровня самообслуживания.

Поэтому особенностью коррекционно-развивающей работы является не только формирование грамматически правильной речи, но и работа над развитием понятийного мышления и расширением познавательных возможностей. Активизация поведения осуществлялась по разработанной нами системе при особых условиях, режиме, стимулирующем эмоциональное развитие, формирующем мотивацию к взаимодействию и обучению. Обучение требует от ребенка массу сил, часто цена обучения становится настолько высокой, что наносит вред его здоровью : обостряются хронические заболевания, снижается иммунитет, усиливается эмоциональное неблагополучие. В настоящее время возникло особое направление в педагогике: педагогика оздоровления. Здоровьесберегающая педагогика позволяет оздоравливать детей без помощи лекарств, средствами самого образования. Именно педагог в состоянии сделать для здоровья ребенка, иногда больше, чем врач. Перспективным направлением является поиск приемов, методов обучения, педагогических технологий соответствующих законам функционирования мозга и индивидуально типологическим особенностям детей.

Метод межполушарной коррекции психофизиологических отклонений в развитии, позволяет не только снять отдельный симптом, но и улучшить функционирование, повысить продуктивность протекания психических процессов, от которых напрямую зависит развитие речи. Использование в работе игр и упражнений, направленных на развитие межполушарного взаимодействия является эффективным средством оздоровления детей.

Нами разработана система работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи, которая включает комплекс здоровьесберегающих игр и упражнений, способствующих развитию межполушарного взаимодействия, как одного из альтернативных методов сохранения здоровья детей с параллельным раскрытием интеллектуального потенциала.

Применение данного комплекса здоровьесберегающих игр и упражнений позволяет повысить работоспособность, снять психо-эмоциональное напряжение, стабилизировать энергетический потенциал, улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю, преодолеть двигательную пассивность.

При выполнении упражнений в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуются регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Игры и упражнения рекомендуется использовать как в непосредственно образовательной деятельности, так и во время проведения режимных процессов и в самостоятельной деятельности. Выполнять упражнения целесообразно в начале занятия, т. к. они настраивают на предстоящую умственную нагрузку. Так же их можно использовать при выполнении умственных нагрузок в процессе занятия, но не прерывать ими творческую деятельность. Это объясняется тем, что творческие виды деятельности связаны с работой правого полушария и целостного восприятия, должны выполняться при полном погружении в проблему. Деятельность, связанная с выполнением заданий на логику, с использованием знаков и чертежей, и, следовательно, с работой левого полушария и дискретного восприятия может быть прервана выполнением упражнений. Для максимального эффекта упражнения должны включать: сжатие, растяжение, расслабление. С каждым днем задания могут усложняться, объем увеличиваться, наращиваться темп упражнений. Игры и упражнения проводятся в доброжелательной обстановке, так как наиболее эффективной является эмоционально приятная деятельность ребенка! Использование таких методик позволяет выявить скрытые способности человека, расширить границы деятельности его мозга.

Изучение динамики изменения социального поведения детей с недоразвитием речи доказало, что использование специальных дидактических игр и упражнений позволяет значительно улучшить речевое развитие, социально-бытовые навыки, позволяет ребенку более органично вписаться в социальное окружение.

Опыт работы был систематизирован и обобщен, в программе «Умные упражнения», материалы которой могут быть использованы в практической деятельности психологов, учителей-логопедов и педагогов, как дошкольных образовательных учреждений, так и начальной школы для оценки психологической готовности детей к школе и оказания им своевременной дифференцированной помощи по предупреждению возможных учебных затруднений.

Публикации по теме:

Использование логопедических сказок в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с нарушениями речи «Использование логопедических сказок в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с нарушениями речи» Затрагивая в настоящее.

Использование малых фольклорных форм как условие развития речи детей младшего дошкольного возрастаИспользование малых фольклорных форм как условие развития речи детей младшего дошкольного возраста На сегодняшний день устное народное творчество (пестушки, потешки, колыбельные песни) к сожалению не применяются. Народ почти забыл обряды,.

Использование элементов здоровьесберегающих технологий в работе с обучающимися с нарушениями интеллектуального развития «Использование элементов здоровьесберегающих технологий в работе с обучающимися с нарушениями интеллектуального развития». Абашева С. Н. ,.

«Использование здоровьесберегающих педагогических технологий с детьми среднего дошкольного возраста в режиме дня». В. А. Сухомлинский говорил: "Забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,.

Использование здоровьесберегающих технологий в приобщении детей раннего возраста к ЗОЖ Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее время количество абсолютно здоровых детей в России снизилось.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Консультация с педагогами Киракосян Юлия Викторовна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад №77 Калининского района Санкт-Петербурга «Использование.

Использование здоровьесберегающих технологий при физкультурно — оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий при физкультурно – оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста Колесникова Г. В. ,.

План по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» План по самообразованию Тема: «Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» Цель: продолжать повышать.

Предметно-развивающая среда как условие развития речи детей дошкольного возраста 5–6 лет Придя работать в детский сад, я задалась вопросом: «Как предметно-развивающая среда влияет на развитие речи ребенка в детском саду?». Чтобы.

Социальное партнерство как условие социализации детей дошкольного возраста «Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование здоровьесберегающих технологий как условие социализации детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Опубликовано: 20 ноября 2017 в 15:46
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД