Лучший педагог года

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

Мария Артемова
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

Охрану здоровья сегодня называют приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Образовательное учреждение на современном этапе развития общества должно стать важнейшим звеном в формировании и укреплении здоровья обучающихся.

Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях» размещена в разделах

Актуальность здоровьесбережения отражена в образовательных документах. Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в России, Концепция непрерывного образования, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и ряд других документов выделяют задачи сохранения здоровья подрастающего поколения и создание условий для активизации инновационной деятельности по укреплению здоровья в образовательных учреждениях.

В последнее время наблюдается негативная тенденция, связанная с ухудшением состояния здоровья детей дошкольного возраста. По данным современных валеологических исследований, за последние 10 лет число заболеваний у дошкольников увеличилось в 2,5 раза. Известно, что до 20% детей рождаются уже больными. Но большинство родившихся детей в процессе формирования организма начинают терять здоровье. Около 75% детей дошкольного возраста имеют серьезные отклонения в уровне здоровья.

Обучающиеся с системными речевыми нарушениями – это, нередко, соматически ослабленные, часто болеющие дети. Вместе с тем, дошкольники, имеющие общее недоразвитие речи, отличаются от своих нормально развивающихся сверстников не только нарушениями в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи, но и особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, неумение вовремя включиться в учебную деятельность или переключиться с одного объекта на другой, быстрая утомляемость, повышенная истощаемость, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность целенаправленных действий, основных понятий и представлений. Наряду с данными отклонениями, у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) наблюдается недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: нарушение слухоречевого внимания и памяти, артикуляционной и пальцевой моторики, недостаточная сформированность словесно-логического мышления, пространственно-временной ориентировки.

Недостатки произношения и лексики, грамматического оформления фразы и просодики речи у дошкольников являются актуальной проблемой для учителей-логопедов. Однако коррекционная работа на логопедических занятиях направлена не только на предупреждение и устранение речевых недостатков, но и на развитие психических процессов, что способствует подготовке детей к усвоению школьных программ, прежде всего по русскому языку и чтению. При этом современному ребенку требуется и современная коррекционная среда и современные технологии обучения, среди которых необходимо выделить здоровьесберегающие.

Каждое коррекционно-развивающее занятие должно быть построено с учетом психических нарушений в развитии детей, их возрастных возможностей и индивидуальных особенностей, в соответствии с принципами здоровьесберегающих технологий. На логопедических занятиях могут быть использованы различные приемы здоровьесбережения. Прежде всего необходимо насытить занятие разнообразными по содержанию и форме видами деятельности, соблюдать их оптимальную продолжительность и смену. Важно также придерживаться принципа здоровьесберегающей педагогики - принципа наглядности, обязывающего строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Разнообразие видов работы, применение современных средств наглядности (в том числе информационно-коммуникационных) способствует поддержанию интереса к работе, устойчивого внимания, сохранению высокой работоспособности, что позволяет не только повысить эффективность коррекции, но и сохранить здоровье обучающихся.

Особое внимание на занятии следует уделять организации рациональной двигательной активности: проведению дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, самомассажа, физкультминуток.

Известный факт, что недостатки речи детей тесно связаны с нарушением развития мелкой моторики, в частности мышц кисти руки. Для детей-логопатов характерна недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе. Именно поэтому упражнения на развитие «ручной умелости» занимают значительное место на логопедических занятиях. Тренировка тонких, координированных движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

На логопедических занятиях также возможно использование некоторых видов самомассажа: ушных раковин, лица, кистей рук. Самомассаж оказывает общеукрепляющее воздействие, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Он стимулирует деятельность нервных центров. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигают коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов. Дети на занятиях обучаются таким приёмам самомассажа, как поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные движения.

Кроме упражнений для кистей и пальцев рук, на занятиях полезно проведение гимнастики для глаз. Эти упражнения способствуют развитию концентрации внимания, навыков волевой регуляции, умения управлять движениями и контролировать свое поведение.

У детей с речевыми недостатками отмечаются также нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений. Поэтому важным этапом логопедического занятия является артикуляционная гимнастика, основное назначение которой развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.

Удовлетворить двигательную потребность детей и обеспечить их эмоциональную разгрузку позволяет применение психологических средств и методов, включающих психогимнастику, игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, релаксационные упражнения и этюды, подвижные и сюжетно-ролевые игры, создание благоприятного психологического климата с преобладанием положительных эмоций. Двигательная деятельность игрового характера (физкультминутки, психогимнастика, игровые упражнения с попеременным мышечным напряжением и расслаблением и др.) вызывают положительные эмоции у детей. Двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает активный отдых, повышает работоспособность, предупреждает переутомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создаёт у детей уравновешенное нервно-психическое состояние. Динамические паузы с использованием упражнений, синхронизирующих работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания. В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво корректируется поведение детей, развивается мышечная активность, корригируется недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, в умело подобранном несложном стихотворении, считалке, чистоговорке, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.

Соблюдая принципы здоровьесбережения на логопедических занятиях, нельзя забывать о коррекции психоэмоциональной сферы дошкольников. Для создания положительного эмоционального фона применяется музыка и шумовые эффекты (шум моря, леса, ветра, пение птиц, голоса животных). В последние годы в отечественной психологии накоплен богатый опыт использования игры как эффективного метода коррекции эмоционально-личностного развития ребенка. В игровой, неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и привычки, незаметно для себя начинают корректировать свое поведение и преодолевать психологические трудности. Использование на занятии сюжетно-ролевой игры, игровых приемов создает атмосферу эмоционального комфорта, что положительно сказывается на сохранении у детей умственной работоспособности и в целом на их психофизическом состоянии.

Таким образом, в результате использования приемов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности; снимается эмоциональное напряжение и тревожность. Применение здоровьесбережения позволяет предотвратить переутомление, снижение работоспособности, удовлетворить двигательную активность детей, что способствует сохранению и укреплению их физического и психического здоровья.

Публикации по теме:

Консультация «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по хореографии» 1. Логоритмика. Логоритмика направлена на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками,.

Использование песочной терапии на логопедических занятиях в детском саду Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой.

Использование дидактических подвижных игр на логопедических занятиях В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Происходит интенсивное развитие всех психических процессов. Малыши находятся.

Статья «Использование дидактических подвижных игр на логопедических занятиях в старшем дошкольном возрасте» В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Происходит интенсивное развитие всех психических процессов. Малыши находятся.

Использование коллажей и коллективных творческих работ на логопедических занятияхИспользование коллажей и коллективных творческих работ на логопедических занятиях Коллаж (с франц. буквально - наклеивание) — прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов,.

Использование пальчиковых тантамаресок на логопедических занятияхИспользование пальчиковых тантамаресок на логопедических занятиях Тантамареска — это стенд для фотографирования. Когда-то тантамарески украшали практически каждый фотоальбом после летнего отдыха на курорте.

Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях. НОД с детьми среднего дошкольного возраста «В гостях у петушка».Пояснительная записка. Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный педагогический процесс, направленный.

Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях. Продолжение Продолжение. http://www.maam.ru/users/gtsaeo Я часто применяю игровой показ песни, отхожу от традиционного варианта пения, когда дети вынуждены.

Использование здоровьесберегающих технологий на прогулке Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных.

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях логопеда с дошкольниками, имеющих речевую патологию Коррекционная работа на занятиях логопеда направлена не только на предупреждение и устранение недостатков речи, но и на развитие процессов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях
Опубликовано: 13 декабря 2015 в 22:35
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД