Использование знаковой символики в развитии связной речи дошкольников. Рекомендации для воспитателей ДОУ.

Валентина Захарова
Использование знаковой символики в развитии связной речи дошкольников. Рекомендации для воспитателей ДОУ.

Использование знаковой символики в развитии связной речи дошкольников.

Овладение родным языком как средством и способом общения познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно восприимчиво к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Речевое развитие ребенка оказывает решающее влияние на всю его последующую судьбу. От воспитателя зависит, будут ли выявлены и развиты все потенциальные возможности ребенка, которые заложила в нем природа, или его способности заглохнут, не развившись.

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

Обогащение и активизацию словаря необходимо начинать с самого раннего возраста ребенка. А в дальнейшем нужно еще более усовершенствовать его и увеличивать. Только у ребенка, обладающего богатым словарным запасом,может сформироваться правильная грамотная речь. Задача воспитателя максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря

Все задачи развития и воспитания детей воспитатель сможет решить только при условии правильного обучения речи.

Тема данной курсовой работы приобретает еще большую актуальность в связи с тем, что речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для успешного его обучения в школе, для творческой трудовой деятельности.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития.

Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных группах важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в этот период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

Проблемой развития речи, исследованием психологических особенностей развития речи детей, занимались в разное время ученые Выгодский Л. С., Лурия А. Р., Гальперин П. Я., Запорожец А. В. и другие.

Они отмечают, что одним из факторов, способствующих развитию речи детей,является наглядность.

В качестве второго вспомогательного средства выделяется моделирование плана высказывания, на значимость которого указывал известный психолог Л. С. Выгодский.

Использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает эту задачу для детей. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными.

Эти схемы можно использовать и при составлении сравнительных рассказов, придумывании загадок о предметах, пересказе литературных произведений, заучивании стихов,а также в таком важном и нужном разделе работы, как обучение детей самой постановке вопросов.

Т. А. Ткаченко обеспечила системный подход к решению проблемы развития речи. Ею были проанализированы все используемые при обучении дошкольников виды самостоятельного рассказывания (разучивание стихов, заучивание текстов, восстановление деформированных текстов и т. д.). Затем были отобраны те из них, в которых в наибольшей степени присутствуют оба означенных факторов, и расположили виды рассказывания в порядке

Ткаченко разработаны опорные схемы для составления описательных и сравнительных рассказов в рамках наиболее типичных групп предметов, таких как игрушки, одежда, животные, посуда и другие.

Схема представляет собой лист, разделенный на шесть- восемь квадратов (по количеству характерных признаков предметов, объектов или времен года, о которых будет составляться рассказ). Схема для описания игрушек:

1. Цвет (нарисованные пятна красного, желтого, синего и зеленого цветов не должны иметь четкие формы, узнаваемой детьми.)

2. Формы, изображенные геометрические фигуры не должны быть раскрашены, чтобы внимание детей концентрировалось исключительно на форме описываемой игрушки;

3. Величина (нарисованные мячи символизируют не только объем рассматриваемой игрушки, но и высоту).

4. Материал (наклеиваются прямоугольные кусочки фольги, пластмассы, пленки «под дерево»)

5. Части игрушки

6. Действия с игрушкой.

Можно составить опорные схемы для описания посуды, для описания овощей и фруктов, для описания предметов одежды, для описания времен года.

При проведении занятий по формированию связной речи рекомендуется учитывать следующие методические принципы:

1. Постепенное усложнение в ходе занятия речевого материала (от простых фраз к сложным, от 3словных к 4-х словным, от фраз к рассказу)

2. Постоянная активизация в ходе занятий детей (особенно из слабой подгруппы, но только на уровне фразовых ответов.

3. Исключение, особенно в младших группах, отрицательной оценки деятельности детей. Акцентирование внимания на их успехах и достижениях с целью повышения речевой активности.

4. Определенная последовательность опроса детей при рассказывании.

Организуя занятие по обучению пересказу, необходимо придерживаться строго план:

1. Организационная часть

2. Чтение текста

3. Разбор текста в вопросно-ответной форме

4. Повторение-чтение текста с установкой на пересказ

5. Пересказ текста детьми с опорой на наглядность

6. Упражнение по закреплению языкового материала

7. Анализ детских рассказов1

Данный дидактический материал рекомендуется к применению воспитателями дошкольных групп.

Схемы для составления описательных рассказов рекомендуется использовать при работе с детьми 3-5 лет, так как у младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение- единственная форма работы памяти. Малыш еще не может поставить перед собой цель запомнить что-либо. Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают проявляться в среднем дошкольном возрасте и существенно прогрессируют у старших дошкольников. Поэтому использование данных схем значительно облегчают процесс составления связных рассказов, а в дальнейшем помогают им при заучивании стихов, пересказе литературных произведений.

Хотелось бы предостеречь воспитателей от использования данных схем в работе с детьми подготовительных группах, так как в этом возрасте начинает формироваться произвольная память, при этом отпадает необходимость использования схем для составления описательных рассказов, но их можно использовать при пересказе литературных произведений,составлении творческих рассказов и заучивании стихов.

Схемы для составления описательных рассказов о предметах используются в следующей последовательности:

1Ребенок называет предмет.

2. Определяет его цвет.

3. Форму.

4. Величину.

5. Называет материал, из которого он изготовлен.

6. Определяет части, называет детали.

7. Рассказывает о том, какие действия производятся с этим предметом.

Данные схемы помогают ребенку определить главные свойства и признаки, установить последовательность изложения выявленных признаков, удержать в памяти эту последовательность, которая является планом рассказа-описания.

Схемы описания и сравнения времен года.

1. Солнце. Рассказать- как солнце греет и освещает землю.

2. Небо. Имеется в виду внешний вид неба (пасмурное, ясное, покрыто облаками и пр.)

3. Земля. Чем покрыта земля (снегом, опавшими листьями, первой травой)

4. Деревья. Вид лиственных деревьев определенное время года (появление почек, листьев, листья желтеют и опадают и пр.)

5. Одежда людей. Как одеваются люди в то или иное время года.

6. Какие изменения происходят в жизни зверей.

7. Изменения в жизни птиц.

8. Занятия детей.

Использование знаковой символики при пересказе литературных произведений.

План организации занятия.

1. Организационная часть.

2. Чтение текста (без установки на пересказ)

3. Разбор текста в вопросно-ответной форме.

4. Повторное чтение текста (с установкой на пересказ)

5. Пересказ текста детьми (с опорой на наглядность, в данном случае знаковая символика)

6. Упражнение на закрепление языкового материала.

7. Анализ детских рассказов.

Не к любому художественному произведению можно составить схему. Необходимо чтобы в тексте присутствовал повтор, сюжетные моменты, чтобы события развивались в логической последовательности. На последующих занятиях иллюстративное панно заменить моделирование сюжета произведения с помощью условных схем, которые помогают детям учиться составлять план рассказа. На более поздних этапах можно использовать простые рисунки-схемы, которые составляют сами дети.

Публикации по теме:

Использование словесных игр для обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста Данная презентация -итог моей работы над темой самообразования. Словесные игры- часть огромной работы по овладению дошкольниками родной.

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Использование знаковой символики в развитии связной речи дошкольников. Рекомендации для воспитателей ДОУ.
Опубликовано: 19 февраля 2013 в 20:57
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Методическая разработка занятия с презентацией «Имя твое неизвестно, память твоя...
b]Цель:[/b] формирование чувства патриотизма, любви к своей Родине посредством рассказа о воинской доблести и бессмертном подвиге воинов, погибших в...
Мастер Класс «Объемная игрушка для украшения»
ождались… наконец-то наступил самый плодотворно-чудотворный период подготовки к Новому году. Каждый год администрация города объявляет о проведении...
«Где-то есть город…» (фото отчет о прогулке в Зеленогорске)
Предложила я подругам отдохнуть несколько дней за городом в пансионате. Куда ехать? Споров не было! Все решили единогласно — Зеленогорск. У каждого...
Мастер-класс «Корона»
Совместная работа с детьми Ни для кого из педагогов не секрет, что пособия и атрибуты для праздников, выполненные вместе с детьми всегда имеют бОльший...
Ветки в зимнем и новогоднем оформлении интерьера детского сада
Самым незамысловатым и одновременно оригинальным приёмом новогоднего оформления группы является использование природного материала. Этим приёмом я...