Папки-передвижки

Использование нетрадиционных техник изображения с целью развития творчества у старших дошкольников

Анна Микита
Использование нетрадиционных техник изображения с целью развития творчества у старших дошкольников

В своей работе с детьми я опираюсь на методику Т. С. Комаровой, которая говорит о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования. Существуют различные нетрадиционные способы рисования, которые помогают детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычным способом намного труднее.

Техника любого изобразительного искусства не существует сама по себе – она подчиняется задаче изображения. Техническая сторона изобразительной деятельности подчиняется задаче создания в рисунке выразительного образа. Выбор того или иного материала для рисунка определяется его выразительными возможностями. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Занятия по рисованию с использованием нетрадиционной техники изображения не утомляют дошкольников. У них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего отведенного времени на рисуночную деятельность. Нетрадиционная техника позволяет педагогу использовать индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Так же способствует развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

Публикация «Использование нетрадиционных техник изображения с целью развития творчества у старших дошкольников» размещена в разделах

Т. С. Комарова указывает: «Внести разнообразие во все моменты и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением». Поэтому очень важно использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности дошкольников.

Ребенок должен иметь право, возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал : цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, пастель, тушь, уголь, сангину, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глина, ракушки, клей, гуашь в тюбиках, различный бросовый материал. Весь этот материал должен находиться в доступном для ребенка месте о время всего пребывания его в саду, если это невозможно, то во время занятий обязательно. Выбор материала, на котором будет нанесено изображение, должен принадлежать ребенку, доступ к различному материалу должен быть свободен. Это может быть бумага белая, цветная, бархатная, ткань с рисунком и одноцветная, картон, фанера, фольга.

Что же такое творчество?

Творчество = восприятие + исполнительство.

Данная формула творчества предполагает обязательный запас знаний о предмете (явлении, сюжете, который ребенок изображает, иными словами - это восприятие окружающего мира. А исполнительство - это умения и навыки детей.

Учитывая все составные компоненты творчества (оригинальность, беглость, гибкость, восприимчивость, я определила основные направления работы:

1. Создание в группе условий для творческой изодеятельности.

2. Раскрытие творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования.

3. Привлечение родителей к взаимодействию по данному напрвлению деятельности.

Для решения этих задач нужно было создать соответствующую развивающую среду. В группе выбрала достаточно освещенное место для занятий изодеятельностью. Создала небольшую выставочную зону для готовых работ – детских рисунков разного формата. С помощью родителей приобрела весь необходимый для рисования материал, различную бумагу, краски, карандаши. Учитывая возможности детей, продумала темы для работы, составила перспективный план.

Для рисования имеются различные материалы: простые и цветные карандаши; акварельные и гуашевые краски; восковые мелки; фломастеры; акварельные мелки; пастель; уголь; сангина; пластилин и тушь. В практике обучения детей изобразительной деятельности широко используя разнообразные материалы, убедилась: детям нравится новизна. Они с большим интересом рисуют даже простым графитным карандашом, используя различный нажим для передачи оттеков предмета.

Постепенно, по мере того как дети овладевают навыками работы с различными материалами, стараюсь подвести их к осознанному выбору материала для создания своего образа. Здесь очень важным моментом является то, что ребенок проявляет самостоятельность, получает возможность рисовать таким материалом, который ему больше понравился. Когда в конце занятия ребенок видит свой рисунок среди других работ, он замечает разнообразие технического решения изображений. Тогда на следующем занятии его выбор может быть другим. Ребенок должен ощутить возможность выбора. Это способствует развитию его творчества. Очень важно, чтобы овладение техническими навыками и умениями позволяло детям изображать мир во всем его многообразии.

Верный помощник мне и детям в накоплении и конкретизации знаний - фланелеграф с набором разнообразных предметов. Используя фланелеграф, ребенок самостоятельно осуществляет синтез и анализ. Накапливаю к фланелеграфу набор различных элементов предмета. Например, изображения стволов деревьев (тонкие, толстые, различной формы, цвета и т. п.); такие же различные листья, плоды, цветы, ветви, корни и т. п. Тогда ребенок "соберет" на фланелеграфе свое собственное дерево, тем самым как бы наметит схему дерева или любого другого предмета. Показываю детям, как можно изобразить дерево или любой другой предмет, используя подручные предметы (веревка, скакалка, камешки, плоды, листья, песок, мятая бумага, коробки, детали строительного материала и многое другое, все то, что находится в изоуголке).

В старшем возрасте перед дошкольниками раскрывается мир во всей его сложности и многозначности: теперь у ребенка более богатые представления. Малыш уже понимает, что с помощью цвета можно выплеснуть на лист бумаги радость или гнев, печать или страх, а можно создать впечатление покоя и равновесия. Развитие воображения помогает создавать персонажи, которых на самом деле не существует. Появляется возможность моделировать ситуации. Поэтому детям предлагаю такие задания: нарисуй с закрытыми глазами, нарисуй двумя руками одновременно; сказочные птицы и звери, лес Берендея, другая планета и т. д.

На занятиях пытаюсь научить ребят разным методам рисования, умению применять их самостоятельно, к работе относиться творчески. Вместе с детьми комбинируем разные техники исполнения. Нужно, чтобы у детей формировалась естественная потребность в совершенствовании техники, по мере того, как развивается творческая фантазия. Необходимо, чтобы ребенок не боялся приступать к рисованию, чтобы был уверен в своих творческих силах, в своих способностях к изодеятельности.

Работая с детьми, я заметила, что в изобразительной деятельности склонности и способности к творчеству реализуются даже при минимуме материалов.

При применении нетрадиционных техник рисования стараюсь получить положительные результаты: создать благоприятные условия на занятиях, воспитывать чувство прекрасного.

Предновогодняя суета, блеск новогодних игрушек, мишуры, всеобщее праздничное настроение побудило нас на создание коллективной работы "С новым годом".

Познакомились с рисованием по сырой бумаге. Продолжая рисовать по мокрой бумаге, предлагала детям эксперимент. Что произойдёт, если посыпать солью ещё мокрый рисунок? Нужно дать ему высохнуть, а затем смахнуть соль. Соль придаст деталям рисунка различные очертания и формы. Эксперименты проводились с разными материалами.

Смешали краску с крупой и получили "зернистую" фактуру. Краска, крахмал и соль – получилась густая масса, похожая на пудинг. Можно было рисовать клеевой кистью или даже палочкой на гладкой поверхности картона, где не ложилась акварель и гуашь. Также рисовали с детьми по картону восковыми мелками и пастелью.

Неожиданным открытием для детей было рисование мыльной пеной. Когда размывали краску под пленкой, придумывали различные образы. Создавали новогодние рисунки на фольге салфетками, блестками – это новогодняя тема. С помощью оттиска рисовали различные узоры, цветы, звезды.

Каждое занятие удивляло новизной и неожиданным решением. Таким образом, постепенно знакомила детей с разнообразной техникой рисования : по мокрой бумаге с солью, размыванием краски под плёнкой, рисованием чернильными кляксами, мыльными пузырями, рисованием с помощью оттиска и др.

В целях разнообразия и лучшего осознания контрастных понятий я предлагаю детям на выбор бумагу разного формата.

Используя природу формообразования капли, лучистость формы, нацеливала детей на угадывание образов. Остаётся только видоизменить форму кляксы "выдувая" чернила через трубочку в разные направления. Работа фантазии объединяла случайный набросок клякс в изображения весёлых персонажей сказок. Используя технику набрызга на фон, работу выполняли в несколько этапов, и, по ходу, воображение детей изменяло первоначальную задумку.

На занятиях с детьми я использую также способ нетрадиционной техники рисования – “Монотипию”. Особенно удачным и целесообразным я считаю использование оттого способа при обучении детей рисованию пейзажей и сюжетному рисованию, т. к. это отличный способ смешивания красок и быстрого получение нужного фона. В обоих случаях краска наносится на предварительно смоченную водой поверхность листа кляксовым способом. Затем сверху накладывается другой лист и все разглаживается. В процессе разглаживания краски смешиваются, вливаясь одна в другую, и получаются новые цвета и оттенки. В результате припечатывания одного листа к другому вместо одной красочной картинки получается две. И второй лист ребенок может использовать как запасной, на случай неудачи, порисовать на нем в свободное время, а также дома, или подарить другу. В зависимости от темы занятия дети самостоятельно выбирают цветовую гамму красок. Эти занятия я провожу обычно в два этапа. На первом занятии дети рисуют фон будущей картины, а на следующем завершают начатую работу по теме.

В свободное время ребята сами занимаются изодеятельностью, обсуждают свои работы, которые находятся на выставке.

Кроме этого, мы вместе с ними готовим материал: режут бумагу, оформляют работы в рамки, читаем стихотворения, развивающие фантазию, выдумку, придумываем рассказы и к ним рисуем рисунки.

Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Публикации по теме:

Нетрадиционная техника изображения как средство творческого развития старших дошкольников Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только.

«Осенние хлопоты». Коллективная работа детей с использованием различных техник изображения (фотоотчёт)«Осенние хлопоты». Коллективная работа детей с использованием различных техник изображения (фотоотчёт) Не секрет,что продуктивная деятельность детей позволяет развивать не только мелкую моторику и творческие способности,но и воображение, фантазию,.

Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования. Художественное творчество.

Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами современных нетрадиционных техник изодеятельности Дополнительное образование детей – единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Оно предназначено.

Использование нетрадиционных техник в ИЗО для развития детского творчества Использование нетрадиционных техник в ИЗО для развития детского творчества Я работаю в системе дошкольного образования 28 лет, срок большой.

Мастер-класс по рисованию с использованием нетрадиционных техникМастер-класс по рисованию с использованием нетрадиционных техник Рисование нетрадиционными способами - это увлекательная и завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детишек. Существует.

Методические рекомендации для педагогов «Содержание занятий с использованием нетрадиционных техник изображения» Содержание занятий с использованием нетрадиционных техник изображения и методика их проведения. Важной особенностью занятий с использованием.

«Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования» (2) ЧАСТЬ 1-Я "Технология развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования".

Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования»Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования» «Технология развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования" Презентация.

Проект «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творчества с детьми раннего возраста» Цель: Развитие у детей художественно – творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования. Формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нетрадиционных техник изображения с целью развития творчества у старших дошкольников
Опубликовано: 12 января 2016 в 19:31
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД