Истоки детской агрессии и способы ее преодоления

Ирина Майкова
Истоки детской агрессии и способы ее преодоления

Малыш, который едва начал ходить, говорить - самая яркая и радостная страница в жизни любого человека. Он тот, ради кого светит солнце и поют птицы, и глядя на улыбку и счастливое лицо которого, самим хочется петь! И вдруг капризы, слезы, истерики, драки во дворе, попытки ударить самых близких и родных. Почему? Родители полны отчаяния. «Кто виноват в этом? Что мы делаем не так? Если он в 2-3 года такой, что же будет дальше? Как бороться с негативными проявлениями?» - эти вопросы мрачной тучей нависают над семейным благополучием, счастливым материнством и отцовством.

Что такое детская агрессивность? Забияка в группе, налево и направо раздающий сверстникам тумаки, любыми способами добивающийся своего - постоянная головная боль и воспитателя тоже.

Существует мнение о том, что агрессивность наследуется и дети жестоких родителей подвержены более частым и ярким вспышкам агрессии. Если малыш растет в атмосфере грубости, нетерпимости, жестокости, если для доказательства своей правоты родители прибегают к насилию, в ребенке формируется агрессивное начало. Поведение родителей с ребенком и друг с другом - это самый первый и значимый образец для ребенка. Признайтесь, ведь зачастую в гневе ваш малыш отвечает вам вашими же словами и действиями.

Есть и еще одно объяснение агрессивности. «Агрессия как механизм преодоления препятствий, возникающих на жизненном пути». Способы конструктивного разрешения проблемных ситуаций сами по себе слишком сложны и усваиваются в ходе становления личности. Ребенок раннего возраста, конечно же, не знаком с ними. А вот агрессия, простейшее средство достижения цели, ему знакома, а главное, доступна.

Плохо, что, попробовав данный вид выхода из сложной, конфликтной ситуации и получив положительный результат, ребенок укрепляется во мнении, что этот способ наиболее эффективен. И вот тогда агрессивность начинает закрепляться в качестве черты характера. Зачем учиться договариваться, идти на компромисс, уступать, если можно отнять, сломать, укусить, ударить. Попробуем посмотреть на мир глазами ребенка, почувствовать то, что он чувствует, понять, в чем кроется причина агрессивных всплесков, не адекватного, с точки зрения взрослых, поведения. Давайте посмотрим на себя со стороны, а может, мы сами даем к тому повод! Всегда ли мы адекватны в отношениях с ребенком и верно ли мы оцениваем его поведение? Не слишком ли мы требовательны к нему?

Не стоит переоценивать возможности ребенка, возлагать на него непосильный груз. Ведь и сами мы становимся раздражительны и агрессивны, если перед нами поставить слишком сложную задачу.

Зачастую агрессивное поведение малыша - реакция на недостаток внимания, а точнее, способ его привлечь. Если малыш тихо играет, занят сам собой, родители в это время с удовольствием смотрят телевизор, занимаются домашними делами. На просьбу: «мама, почитай; папа, давай поиграем», слышен ответ: «попозже». А вот если ребенок начал раскидывать, ломать игрушки, визжать, щипаться, родители реагируют мгновенно - нравоучительными беседами, окриками и, нередко, шлепками. А это реакция на поведение, а не на его причину. Попробуйте найти 20-30 минут в день для занятий с ребенком - и вспышек гнева будет меньше.

Агрессия и ее причины

Агрессия - стремление к моральному и физическому подавлению других людей, достижение своих целей средствами насилия, а порой и просто бессмысленное насилие по отношению к окружающим.

Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют:

• скандалы в семье,

• применение физической силы во время семейных ссор (драки,

• грубое, жестокое обращение с ребенком,

• привлечение ребенка к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. п. ,

• просмотр боевиков, сцен насилия как в художественных, так и в мультипликационных фильмах,

• одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай», «А ты что, отнять не можешь!»

Причины вспышек детской агрессии.

Прежде чем делать вывод о поведении ребенка и, в частности, его агрессивных формах, давайте посмотрим на себя со стороны, а может, мы сами даем к тому повод!

Речь пойдет об ответных реакциях ребенка на наши ошибки в общении с ним. Всегда ли мы внимательны к особенностям развития малыша? Не слишком ли мы требовательны к нему?

Думаю, многим знакома такая ситуация:

Мама. Надевай брюки.

С ы н. Не могу.

М а м а. Я сколько раз буду повторять, быстро одевайся!

Сын. Не могу.

М а м а. Я сказала — немедленно оделся!

Сын (устрашающим голосом, топая ногами). Я сейчас тебя

убью!

Вариаций у этой ситуации много, а ошибка одна. Не стоит переоценивать возможности ребенка, возлагать на него непосильный груз. Ведь и сами мы становимся раздражительны и агрессивны, если перед нами поставить слишком сложную задачу.

Мы хотим, чтобы 2-3-годовалый ребенок находил конструктивные способы выхода из конфликта. Мы в 10 раз старше него, но всегда ли мы правы, конфликтуя с малышом? Давайте посмотрим.

Отец с дочкой опаздывают в детский сад. Малышка бежит, огибая лужи.

— Дай руку, иди рядом, — говорит отец.

— Я бабочка, мне надо летать, у меня крылья и нет рук, — отвечает девочка.

— Быстро дай руку и идем!

— Ну, папа.

Отец хватает дочь за руку. Девочка, с силой наступая в лужу: «Тогда я буду всех брызгать!»

Разве нельзя было в данной ситуации уступить ребенку, его желаниям и фантазиям? Ведь девочка не ущемляла ни чьих интересов, передвигалась быстро, бежала, аккуратно огибая лужи. Да, ее траектория движения не совпадала с отцовской, но так ли это важно! Уметь уступить, когда поведение ребенка не несет угрозы ему, вам, окружающим — это один из способов избежать агрессии в ваших взаимоотношениях.

Песочница. Малыши увлечены игрой, пересыпают, копают, пытаются что-то мастерить. Один малыш берет игрушку другого. Хозяин незамедлительно реагирует и пытается отнять. Дело заканчивается дракой и истошными криками обоих.

Откуда в малышах столько агрессии! Почему нет даже попытки договориться? Ответов много, и каждый из них заслуживает внимания.

Большой вред формированию произвольного (осознанного и контролируемого) поведения наносит родительская непоследовательность в воспитании чада. Сегодня вы счастливы, довольны жизнью, и малышу можно все, любой его поступок вызывает у вас умиление и восхищение. А назавтра — усталость, конфликты на работе, и детские забавы начинают вас раздражать, ребенку все нельзя. Тут и взрослому впору запутаться, а малышу и подавно. Его ответ — агрессивные реакции: «нельзя, а я все равно буду!»

Кроме того, вспышки гнева и агрессии у ребенка провоцирует несогласованность мамы и папы, а в случае совместного проживания, и дедушки с бабушкой в вопросах воспитания. Если мама идет на поводу у ребенка и покупает ему все, что он попросит, закономерно, что малыш устраивает истерику, если отец отказывает ему. Помните об этом и согласовывайте свои действия.

Это основные, но далеко не все формы родительского поведения, вызывающие агрессивные реакции у ребенка, реакции защиты, самоутверждения, страха перед непонятной ситуацией.

Правила родительского поведения, способствующие снижению детской агрессивности

• Будьте внимательны к чувствам и желаниям своего малыша.

• Адекватно оценивайте возможности ребенка.

• Стремитесь вовремя, ненавязчиво и без излишних наставлений оказывать малышу необходимую помощь.

• Предоставляйте малышу самостоятельность в делах, которые ему по силам.

• Умейте идти на компромисс.

• Будьте последовательны в воспитании ребенка. Помните: в сложной работе быть родителем не бывает выходных. Если есть правила и режим, то они должны быть всегда, не вносите дезорганизацию в жизнь ребенка.

• Найдите оптимальный путь воспитания малыша, с которым согласны и папа, и мама, и все, кто участвует в воспитательном процессе.

• И самое главное правило: любите малыша просто за то, что он у вас есть, без каких-либо других условий!

Способы обучения ребенка конструктивному общению

Ребенок в 2-3 года еще слишком мал для того, чтобы воспринимать и использовать на практике теоретические назидания взрослых, но все же есть способ воспитания у ребенка культуры общения. Это игра.

Да-да, в игре мы можем научить ребенка многому, можно даже сказать, всему. Ведь именно через игру малыш познает окружающий мир и происходящие в нем явления и процессы.

Игра, без преувеличения, средство социализации ребенка. Как же в игре научить ребенка общаться со сверстниками?

Один из способов — это разыгрывание сложных ситуаций с игрушками. Один медвежонок ударил другого, кукла отняла у зайчика игрушку и т. д.

Разыгрывайте те ситуации, которые чаще всего вызывают вспышки агрессии у вашего ребенка. Сначала берите на себя все роли, пусть это будет спектакль, за которым ребенок будет просто наблюдать. Затем предложите ему самому стать активным участником действа. Но осторожно! Не заглушите инициативу ребенка излишней требовательностью и назидательностью. Понаблюдайте за поведением ребенка, за тем, как он играет роль, а затем, в следующий раз, взяв роль на себя, больше внимания уделите тем моментам, где ребенок ошибся, не смог усвоить каких-то правил.

Еще один замечательный прием — предоставить детям возможность научить игрушки правильно себя вести. Пусть ребенок подскажет двум котикам, как быть, если игрушка всего одна, а поиграть хотят оба. Расскажет собачкам, можно ли кусать друг друга, и т. д. Малыш в этой ситуации чувствует себя взрослым, авторитетным, компетентным. Повышается его самооценка, лучше усваиваются нормы и правила поведения. Этот прием будет более эффективен, если перед этим в играх-драматизациях вы продемонстрируете ребенку правила взаимодействия с окружающими.

Для того чтобы снизить агрессивные выпады детей по отношению друг к другу, надо научить их видеть и чувствовать своих сверстников.

И для этого тоже есть замечательные игры, позволяющие малышу идентифицировать себя со сверстниками. Это игры, где дети выполняют вместе одинаковые движения, например, прыгают, как зайчики, «летают», как самолеты, «клюют» зернышки, как воробьи и т. д.

Все перечисленные выше приемы просты и доступны каждому родителю.

Публикации по теме:

Истоки детской агрессивности Истоки детской агрессивности Агрессия — стремление к моральному и физическому подавлению других людей, достижение своих целей средствами.

Совместная работа родителей и детей «Герб моей семьи» Совместная работа родителей и детей «ГЕРБ МОЕЙ СЕМЬИ»«Герб - хранитель истории семьи» «Детство – важнейший период человеческой жизни, не.

Библиотека изображений:
  • Земноводные, рептилии
  • Земноводные, рептилии
  • Земноводные, рептилии
Автор публикации:
Истоки детской агрессии и способы ее преодоления
Опубликовано: 19 сентября 2013 в 08:30
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...
Новогодний праздник в рамках городской Благотворительной акции «Новогодний переполох»
Новогодний праздник для людей с ОВЗ в ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО Северск», в рамках городской Благотворительной акции...