Истоки детской агрессивности

Алина Хайрутдинова
Истоки детской агрессивности

Истоки детской агрессивности

Агрессия — стремление к моральному и физическому подавлению других людей, достижение своих целей средствами насилия, а порой и просто бессмысленное насилие по отношению к окружающим.

Начнем с небольшого эпизода из жизни детей. Групповая комната. Малыши увлечены игрой «Строитель», пытаются что-то мастерить. Данил берет кирпичик Владика. Владик незамедлительно реагирует и пытается отнять. Дело заканчивается дракой и истошными криками обоих.

Откуда в малышах столько агрессии! Почему же нет даже попытки договориться? Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют: скандалы в семье, применение физической силы во время семейных ссор, грубое, жестокое обращение с ребенком, привлечение ребенка к просмотру жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. п., просмотр боевиков, сцен насилия, как в художественных, так и в мультипликационных фильмах, одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай», «А ты что, отнять не можешь!»

Есть и еще одно объяснение агрессивности: агрессия - это механизм преодоления препятствий, возникающих на жизненном пути. Плохо, что, попробовав данный вид выхода из сложной ситуации и получив положительный результат, ребенок укрепляется во мнении, что этот способ наиболее эффективен. И вот тогда агрессивность начинает закрепляться в качестве черты характера. Зачем учиться договариваться, идти на компромисс, уступать, если можно отнять, сломать, укусить, ударить. Как же предотвратить перерастание детской агрессивности в черту характера?

Прежде чем делать вывод о поведении ребенка и, в частности, его агрессивных формах, давайте посмотрим на себя со стороны, а может, мы сами даем к тому по-вод!

Речь пойдет об ответных реакциях ребенка на наши ошибки в общении с ним. Всегда ли мы внимательны к особенностям развития малыша? Не слишком ли мы требовательны к нему? Наверняка, многим знакома такая ситуация:

Отец с дочкой опаздывают в детский сад. Малышка бежит, огибая лужи.

- Дай руку, иди рядом, — говорит отец.

- Я бабочка, мне надо летать, у меня крылья и нет рук, — отвечает девочка.

- Быстро дай руку и идем!

- Ну, папа.

Отец хватает дочь за руку. Девочка, с силой наступая в лужу: «Тогда я буду всех брызгать!»

Разве нельзя было в данной ситуации уступить ребенку, его желаниям и фантазиям? Ведь девочка не ущемляла ни чьих интересов, передвигалась быстро, бежала, аккуратно огибая лужи. Да, ее траектория движения не совпадала с отцовской, но так ли это важно! Уметь уступить, когда поведение ребенка не не-сет угрозы ему, окружающим — это один из способов избежать агрессии в ваших взаимоотношениях.

Зачастую агрессивное поведение малыша — реакция на недостаток внимания, а точнее, способ его привлечь. Если малыш тихо играет, занят сам собой, родители в это время с удовольствием смотрят телевизор, занимаются домашними делами. На просьбу: «мама, почитай; папа, давай поиграем», слышен ответ: «попозже». А вот если ребенок начал раскидывать, ломать игрушки, виз-жать, щипаться, родители реагируют мгновенно — нравоучительными беседа-ми, окриками и шлепками. А это реакция на поведение, а не на его причину. Попробуйте найти 20-30 минут в день для занятий с ребенком — и вспышек гнева будет меньше.

Большой вред формированию осознанного и контролируемого поведения на-носит родительская непоследовательность в воспитании. Сегодня вы счастливы, довольны жизнью, и малышу можно все, любой его поступок вызывает у вас умиление и восхищение. А назавтра — усталость, конфликты на работе, и детские забавы начинают вас раздражать, ребенку все нельзя. Его ответ — агрессивные реакции: «нельзя, а я все равно буду!»

Кроме того, вспышки гнева и агрессии у ребенка провоцирует несогласованность мамы и папы, дедушки с бабушкой в вопросах воспитания. Если мама идет на по-воду у ребенка и покупает ему все, что он попросит, закономерно, что малыш устраивает истерику, если отец отказывает ему.

Способы научения ребенка конструктивному общению

Ребенок 2-3 лет еще мал для того, чтобы воспринимать и использовать на практике теоретические назидания взрослых, но, все же, есть способы воспитания у ребенка культуры общения.

Один из способов — это разыгрывание сложных ситуаций с игрушками. Один медвежонок ударил другого, кукла отняла у зайчика игрушку и т. д. Разыгрывайте те ситуации, которые чаще всего вызывают вспышки агрессии у вашего ребенка.

Еще один замечательный прием — предоставить детям возможность научить игрушки правильно себя вести. Пусть ребенок расскажет собачкам, можно ли кусать друг друга, и т. д. Малыш в этой ситуации чувствует себя взрослым, компетентным. Повышается его самооценка, лучше усваиваются нормы и правила поведения.

И самое главное: любите малыша просто за то, что он у вас есть, без каких-либо других условий!

Публикации по теме:

Наше выступление на «Масленицу»Наше выступление на «Масленицу» На Масленицу воспитанники кружка «Истоки» побывали в храме «Рождество Христово» Когда мы подъезжали к храму, нас уже ждал наш батюшка.

Родительское собрание «Где начинается дедовщина? Взаимоотношения детей 5 лет». РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ"Где начинается дедовщина? Взаимоотношения детей 5 лет". Цель: Эмоционально настроить родителей на принятие своих детей.

Библиотека изображений:
  • Земноводные, рептилии
  • Земноводные, рептилии
  • Земноводные, рептилии
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Истоки детской агрессивности
Опубликовано: 7 апреля 2013 в 15:17
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Театрализованная игра «Два жадных медвежонка» в младшей группе. Фотоотчет.
В этом году у нас в группе дети младшего дошкольного возраста. Для их всестороннего развития и воспитания мы используем театрализованные игры. В процессе...
Конспект целевой прогулки в парк с детьми подготовительной группы «Грачи прилетели!»
Цель: конкретизировать и систематизировать знания детей о перелетных птицах -грачах, месте их гнездования. Задачи: - расширить и обобщить знания...
Планирование проектной деятельности в младшей группе на март (часть седьмая)
Дата: 1-ая неделя ( 6. 03 - 10. 03) Тема: «Очень, очень я люблю маму милую мою» Содержание работы: Цель проекта: Воспитание у детей чувства глубокой...
Коллективная работа «Весеннее настроение»
Мои ребята, очень любят рисовать, а нетрадиционными способами в особенности. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в...
Фотоотчёт «Весенние наблюдения»
Каждое время года уникальна и неповторима. Сколько стихов, картин, музыкальных произведений посвящено временам года ! Весна - какое красивое и...