Папки-передвижки

Истоки и современное развитие традиционных художественных промыслов России

Марина Викторовна Савина
Истоки и современное развитие традиционных художественных промыслов России

Конспект

Непосредственно образовательной деятельности.

Проектировочный компонент.

Тема: «Истоки и современное развитие традиционных художественных промыслов России»

Подготовительная группа.

Цель: воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство высокой человеческой духовности, чувство уважения к мастерам народного творчества.

Программные задачи:

Публикация «Истоки и современное развитие традиционных художественных промыслов России» размещена в разделах

Образовательная задача:. Приобщать детей к истоком используя фольклор во всех его проявлениях; сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки,

дразнилки, хороводы.

Формировать у детей уважение и интерес к красоте народного

искусства. Закрепить знание детей, что для каждой местности, каждого народа характерны свои традиционные узоры, орнаменты.

Развивающая задача : развитие умения выполнять орнаментальные композиции на основе народных росписей России, выполнять зарисовки кистью и гуашевыми красками, пользуясь техническими приемами выполнения мазка (всем ворсом кисти с постепенным поворотом и рисованием концом кисти); закрепление навыков кистевой росписи.

Воспитательная задача: воспитание эстетического вкуса и аккуратности в работе.

Предварительная работа:

Знакомство с русскими народными промыслами; Гжель, Хохлома, Городец. (Цикл занятий)

Разучивание потешек, прибауток, дразнилок, загадок.

Разучивание русских народных игр, хороводов, песен.

Привлечение родителей к пошиву костюмов к русским народным

сказкам по персонажам; Иван Царевич,

царевнаЛебедь, Дымка, Хохлома, Гжель.

Беседы: «Золотая хохлома», «Сказочная голубая гжель», «Чудо-Кони, чудо - птицы», Прорисовка элементов росписи на плоских образцах, составление узоров из элементов, рисование «Гжельский сервиз»,». Подбор и рассматривание иллюстраций с разными видами росписи. Чтение художественных произведений, заучивание стихотворений, пословиц и поговорок по теме.

Просмотр презентаций по декоративно - прикладному искусству. Изготовление дидактических игр. Подготовка совместно с родителями

Экспонатов для мини-музея народно-прикладного творчества. Экскурсия в библиотеку. Оформление информационных стендов для родителей

«Мастера-художники родного края», оформление выставки «талант наших мастеров».

. Материал и оборудование: мультимедийный проектор, бумага белая, краски гуашевые, палитра, карандаш простой, кисти 2, 3, 4, таблицы с элементами росписи, аудиозапись с русской народной мелодией

Словарная работа: изделия хохломских, гжельских, дымковских, городецких мастеров.

Организационный компонент.

Дети под музыку (Н. Кадышева. «Россия! Русь!») входят в зал.

Воспитатель: - Здравствуйте, наши дорогие гости, уважаемые коллеги и наши воспитанники!

1. Психологическая разгрузка.

-Сегодня к нам в детский сад пришли гости

Гости дорогие

Важные такие,

В зале здесь у нас сидят

Строго так на всех глядят.

Вглядитесь в лица наших гостей. Они действительно строгие и серьёзные? Нет? А какие? (спокойные, улыбающиеся, внимательные, добрые, светлые, открытые)

И не строго, а с улыбкой,

Очень тёплой и простой,

Гости нас встречают с вами

Чем ответим? Доб-ро (той)

И скажем им «Доброе утро»

Сегодня мы с вами совершим путешествие по городам и селениям нашей необъятной России, где встретимся с народными умельцами и мастерами. А помогут нам в этом сказочные герои А. С. Пушкина.

Народная культура возникла и развивалась ещё в древней Руси.

Звон колоколов» Колокола Руси» (праздничный звон)

Воспитатель: Русь великая.

Русь могучая.

Русь народная.

Русь певучая

.До сих, пор умельцами славится.

На земле нашей русской рождаются.

Проходят эпохи, столетья, года.

Народ и культура едины всегда

(дети садятся на стульчики).

Ребё нок:

Музыка скромной российской природы

Кружит и водит свои хороводы.

В нежном узоре сплетаются краски,

И с волшебством в дом приходит к нам сказка

Воспитатель: Три девицы под окном пряли поздно вечерком, (обращается к трём девочкам, которые заняты рукоделием)

1. девочка: «Кабы я была царица, - (говорит одна девица)

Я для батюшки – царя рукодельницей была

2. девочка: «Кабы я была царица, - (говорит её сестрица)

Я для батюшки – царя вышивала и ткала

3. девочка» Кабы я была царица (третья молвила сестрица).

Я для батюшки – царя мастерицею была

Воспитатель: Что ж красавицы сестрицы, собирайтесь в Град-столицу. Шить, вязать и вышивать и столицу удивлять.

Дети, а какие вы знаете пословицы и поговорки о мастерах и мастерстве?

Дети: Хорошая работа два века проживёт Умелец да рукоделец и себе, и людям радость приносят. Красна птица пеньем, а человек – уменьем!».

Воспитатель: На Руси было много мастеров, которые прославили своим уменьем и талантом землю русскую

Физминутка:

Море, море-шум какой? (фонограмма моря)

Брызги, чайки и прибой.

А над морем-мы тобой.

(Круговые движения рук)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе

Глядь поверх текучих вод.

Лебедь белая плывёт.

Лебедь тихо подплывает.

И нас в сказку приглашает.

(имитация плывущих по воде)

Ребёнок (лебедь) :

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ж ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?«—

Воспитатель: Говорит она ему

Ребёнок (Гвидон)

«Грусть-тоска меня съедает;

Чудо чудное завесть

Мне б хотелось. Где-то есть

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле

Из-под белого снежочка

Растут синие цветочки.

Лебедь:

Это чудо знаю я;

Полно, князь, душа моя,

Не печалься; рада службу

Оказать тебе я в дружбу».

Воспитатель:

С ободренною душой

Князь пошел себе домой;

Лишь ступил на двор широкий —

Что ж? он видит.

Гвидон: Чудеса!

Вот как художники из Гжели

На снег наносят небеса!

(рассматривает изделия из гжели)

Воспитатель: Сейчас ребята расскажут о гжели

Рассказы детей о гжели

1. Говорят, что небо гжельское, как нигде в России синее-синее. Вот и перенесли мастера эту синеву на свои изделия. По белому фону изделия рука художника ведет кисточку с синей краской.

2. Чего только не делают в Гжели! Чайные и столовые сервизы, чашки, чайники, сахарницы, масленки, подносы, вазы. Все изделия гжельских мастеров удивительно красивы.

3. Рисовали на посуде художники-мастера различные узоры из сеточек, полосочек, цветов, листочков. Изображали художники сказочных животных, птиц. Очень затейливая, нарядная получилась роспись.

4. Полюбилась людям красивая посуда и стали называть ее нежно-голубое чудо. На весь мир прославили мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

Исполнение песни “Гжель” под мелодию песни “Осенняя”.

Хоровод.

1. Что случилось? Бело вокруг.

Лишь голубые цветы встали в круг.

Синий цвет и белизна. …Это Гжель к нам пришла. 2 раза.

2. Белое поле, цветок голубой,

Как хорошо мне рядом с тобой.

Синяя речка, берёза бела. …Ой, до чего же ты, Русь, хороша 2 раза

3. Белая глина, белый фарфор,

Синяя краска, синий узор.

Это ты, Гжель, родная моя.

Спасибо, что к нам ты пришла! 2 раза.

Воспитатель.

Ставьте ушки на макушки,

Мы про Гжель споём частушки.

Дети исполняют частушки.

1 ребенок.

Юбку белую надела,

Синю ленту заплела,

Вот какая стала я –

Полюбуйтесь на меня!

2 ребенок.

На окошке два цветочка

Синенький да беленький.

Когда, мама, подрасту,

Подарю их миленькой!

3 ребенок.

Я в окошко смотрю.

На берёзку и ель.

Приглашу с собой Кирилла.

На экскурсию в Гжель.

4 ребенок.

Мыла гжельскую посуду,

Разлетелись брызги всюду.

Брызги вытру – не беда!

Ох, посуда хороша!

Вместе:

Мы пропели вам частушки,

Хорошо ли? Плохо ли?

А теперь попросим вас,

Чтоб вы нам похлопали!

Воспитатель. А, Дима, знает стихотворение про гжельских умельцев:

В тихом Подмосковье река Гжелка бежит.

Вдоль этой речушки деревенька стоит.

Резные оконца, на крыше конёк.

Из чистого колодца водицы глоток.

Заросли ивы вдоль речки бегут,

Умельцы в той деревеньке живут.

Расписную посуду они мастерят,

Синим по белому, чудо творят.

Воспитатель: Ребята, мы для царевича-Гвидона сделаем своими руками подарок «Чудо-лебедь»

Разукрашиваем вырезанную ладошку гжельской росписью.

Дети, давайте представим, что мы находимся в художественной мастерской.

– Давайте вспомним приемы, которые вы будете использовать в росписи ладошек Рисуем концом кисти, всем ворсом, приманиванием рисуем листочки (мазки).

– Посмотрите на ваши краски. Все необходимые краски есть на ваших столах?

– Какого цвета не хватает? Голубого.

– Как получить голубой цвет? Надо взять на кисточку немного белой гуаши и положить на палитру. Затем вымыть хорошо кисточку водой и только после этого набрать на нее синей краски и смешать два цвета между собой. Получится новый волшебный цвет – голубой. Цвет моря и неба.

При выполнении работы вы должны быть аккуратными.

– Давайте вспомним технику рисования красками. Лишнюю краску отжать о край банки. Промыть кисть в воде, прежде чем обмакнуть ее в другую

– Дети, обратите внимание на таблицу с элементами гжельской росписи.

Каждый может украсить свою ладошку любым узором из тех, что изображены на таблице, но можно и самим придумать необычный узор. Однако в узоре обязательно должны сочетаться

голубые и синие цвета.

1. Прикладываем руку ребенка к листу бумаги, обводим и вырезаем по контуру. Таких ладошек нам понадобится достаточно большое количество. Наклеиваем «ладошки» на подготовленную основу лебедя, размещая их в несколько рядов.

Вот такой примерно лебедь у вас должен получиться.

В конце НОД дети дарят Чудо-лебедь царевичу Гвидону.

Рефлексивный компонент.

Воспитатель:

-Вы все расписали по одному предмету, а вместе получился красивая Чудо-лебедь. Вам нравится? У русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит».

-О каком промысле мы сегодня беседовали? (ответы детей)

- Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи? (используется только синяя краска на белом фоне.

-Что вы можете сказать о своих работах? Всё ли удалось, почему?

-Все молодцы, хорошо потрудились, а самое главное-вы попробовали себя в роли мастеров гжельской росписи!

Ребё нок:

Родная земля

Холмы, перелески,

Луга и поля -

Родная, зелёная наша земля.

Земля, где я сделал свой первый шажок,

Где вышел когда-то к развилке дорог.

И понял, что это

Раздолье полей -

Частица великой

Отчизны моей.

Звучит музыка.

Под музыку дети уходят в группу.

Публикации по теме:

Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольников посредством традиционных народных праздниковФормирование духовно-нравственных качеств личности дошкольников посредством традиционных народных праздников Ценность народного праздника заключается главным образом в коллективно-творческой деятельности, в которой могут объединяться действия людей.

«Ознакомление дошкольников с историей художественных промыслов Нижегородской земли» «Ознакомление дошкольников с историей художественных промыслов Нижегородской земли» Работая в составе рабочей группы МБДОУ, по теме: «Ознакомление.

Современное воспитание в речевой культуре дошкольников Наши дети начинают познавать мир взрослых в первую очередь через живое богатство речи, принимая и понимая со свойственной им любознательностью.

Конспект занятия «В гостях у мастеров народных промыслов» Цель: Обобщить представления о народном промысле декоративно – прикладном искусства. Развивать зрительную память, эстетическую культуру.

Мастер-класс для воспитателей «Использование традиционных и нетрадиционных методов развития мелкой моторики» Тема: Использование традиционных и нетрадиционных методов развития мелкой мото-рики. Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе,.

Мини — музей народных промыслов. Развивающая среда в ДОУ.Мини — музей народных промыслов. Развивающая среда в ДОУ. Здесь находятся достижения Народных промыслов иль увлечений, Ты любуйся и глазей, А пришли мы с вами в музей… Таким словами я начинаю.

Подарок на 8 марта. Рисование по стеклу традиционных тюльпанов.Подарок на 8 марта. Рисование по стеклу традиционных тюльпанов. Одна из главных традиций 8 марта - это цветы. Мы решили подарить мамам нарисованные на стекле тюльпаны. Тюльпаномания уже много веков царит.

Развитие художественных способностей дошкольников посредством пластилинографии Ионина А. В. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – «Детский сад № 44 «Веселые нотки»,.

Развитие художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с полимерной глиной В последнее время большую популярность и спрос приобрели изделия handmade, что в переводе с английского означает – рукоделие, или своими.

Конспект занятия по реализации национально-регионального компонента «Знакомство с куклами в традиционных нарядах» Знакомство с куклами в традиционных нарядах Цель: Знакомить детей с особенностями национального бурятского, русского и татарского костюма.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Истоки и современное развитие традиционных художественных промыслов России
Опубликовано: 5 октября 2015 в 22:36
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД