Лучший педагог года

История избы

Кадрия Боранбаева
История избы

Давным – давно на Руси люди жили в деревянных избах. Избы строились без единого гвоздя, пилы путем долгого и упорного труда. Располагались они лицом к дороге, реке, озеру. Несколько домов объединялось в одно поселение, которое называлось –деревней.

При строительстве дома тщательно выбирались деревья, ибо они по народному поверью, обладали особой таинственной силой, способной влиять на людей.

Хозяин при строительстве нового дома всегда учитывал, где его расположить: на пригорке или в низине, есть ли поблизости вода, пастбище для скота.

Публикация «История избы» размещена в разделах

Мужчины и женщины носили рубахи – косоворотки, потому что у такой рубахи вырез был сбоку. Она украшалась вышивкой. Рубахи шили из холста. В них ходили на покос. Сверху одевался сарафан – длинная одежда без рукавов. Еще одевалась юбка. У замужних женщин она называлась понева. Поверх юбки или сарафана одевался передник. Девушки носили рубаху с поясом. В прохладную погоду одевалась душегрея – короткая одежда с воротником и рукавами, шитая в талии без меховой отделки, и телогрею – с меховой отделкой. В холод носили рукавицы. На голове женщины носили платок и повой – кусок ткани, которым обматывали голову. Девушки носили ленточки, кички – шапочка в виде рогов, кокошник. Зимой женщины носили меховые шапки.

Мужчины носили рубахи и штаны. Штаны были широкими, темного цвета. Их носили заправленными в обувь.

В каждой избе стояла печь. С ней связан весь быт и жизнь крестьян. Стояла она всегда справа от входа. Основанием печи служит опечек. Около входного отверстия русской печи – устья, помещалась толстая доска- шесток, на которую ставили все, что в печь идет и из печи вытаскивали. Закрывалось устьице заслонкой.

Возле печки всегда стоял ухват – палка, с надетой на нее металлической рогаткой. Ухватом доставали из печи горячие горшки и чугунки. Кочергой перемешивали дрова, которыми топили печь.

У народа существовало поверье, что в доме нельзя было ссориться и ругаться, «а то услышит печь». К печи у народа было особое почтительное отношение. Ведь возле печи обитал дух, охраняющий благополучие в доме.

В каждой избе стояла мебель: стол, лавки, сундуки, этажерки, скамьи. Вечерами изба освещалась лучиною. Пучок лучины вставлялся в кованные светцы. Иногда использовались масляные светильники. На столе располагался самовар, посуда, сделанная из глины и дерева.

В старину особое внимание уделялось столу и правилам поведения за столом. Нельзя было стучать по столу рукой, ложкой, болтать ногами под столом, ругать пищу, приготовленную хозяевами.

На Руси была хорошая традиция – пить чай. В каждой избе на столе всегда стоял самовар. Застав хозяев за чаепитием, гость обязательно говорил: «Чай да сахар вам!», чтобы всегда в доме были, ведь раньше они стояли очень дорого. Часто в качестве заварки народ использовал дары природы: ягоды шиповника, рябины, листья мяты, зверобоя, липы. При этом чай благоухал нежным ароматом и обладал приятным вкусом.

В старину ткань делали из растений конопли, льна. Растения вымачивали и делали нитки. Ткань красили с помощью ягод, коры деревьев, шелухи лука. Бедные люди шили одежду для себя сами, а богатым шил портной. Одежда делилась на праздничную и повседневную.

У носатого у Фоки,

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит

И как зеркало блестит.

В старину все предметы домашнего обихода были изготовлены из дерева и глины. В основном использовалась кора березы. Из нее делали различные короба, коробки. Из древесины – солонки, ложки, тарелки.

В избах можно было увидеть этажерки. Они служили местом, куда ставилась посуда: глиняные горшки, тарелки. Они были простыми и удобными. А изготавливались из дерева.

Из бересты делали лукошки и корзины. Их использовали для сбора грибов и ягод. Они были легкими и практичными. Использовались как взрослыми, так и детьми.

В каждой избе висела детская люлька. Изготовлена была из дерева и висела на веревках. Она была удобна, так как раскачивалась от прикосновения руки. Это ребенка успокаивало, и он засыпал.

В старину люди умывались и мылись в ушате, корыте, лохани. Вытирались вышитыми полотенцами. При этом часто использовали потешки, обращенные к воде, так как считали, что вода обладает особыми свойствами.

Издавна непременными участниками всех праздников были бродячие актеры скоморохи. Их еще называли «шуты». Они играли в гусли, бубны, барабаны. Другие – плясали, шутили.

В тяжелом труде крестьянам помогала лошадь. На возу перевозили различные грузы: сено, дрова, собранный урожай.

Длинными зимними вечерами женщины садились за работу – из льна нитки прясть. Прялка состояла из донца, на которое садилась мастерица. «Зеркало»- к нему привязывали кудель. На веретено накручивали специально заготовленные нитки.

В избах был стацкий станок – кросна. Натягивались нити – основа ткани, и ткали мастерицы холст. На морозе холст морозили, а весной расстилали на траве, на солнышке и сбрызгивали водой. Из серого холст превращался в белый.

На Руси была хорошая традиция – пить чай. В каждой избе на столе всегда стоял самовар. Застав хозяев за чаепитием, гость обязательно говорил: «Чай да сахар вам!», чтобы всегда в доме были, ведь раньше они стояли очень дорого. Часто в качестве заварки народ использовал дары природы: ягоды шиповника, рябины, листья мяты, зверобоя, липы. При этом чай благоухал нежным ароматом и обладал приятным вкусом.

Россия испокон веков гордится своими мастерами, которые и храм могли построить без единого гвоздя и блоху могли запросто подковать. Среди народных умельцев особое место принадлежало мастерам «потешных» дел, игрушечным мастерам, которые дарили людям радость. А материал, из которого изготавливали игрушки, тоже был простой: дерево, глина, солома, тряпки. Промыслы игрушки появлялись там, где хорошо было развито плотничество, столярничество. В народных игрушках отображался быт русского народа, его традиции и устои.

На Руси самой первой игрушкой была каменная. Ее образ едва можно было разглядеть. Да и материал легко можно было найти на берегах рек и озер. Резчики придавали камню более узнаваемый вид. Обтачивая камень, игрушке, придавались характерные черты и особенности.

Кукла, изготовленная из дерева, была наиболее простой. Она не требовала больших усилий для придания формы. В лесу находились ветки, по внешнему виду похожи на какое – нибудь изображение. Расположение веток и сучков придавало игрушке выразительность и особенность.

Соломенные игрушки были наиболее забавными. Люди изготавливали их из соломы, которую получали после сбора урожая пшеницы и ржи. Их называли стригушками, потому что снизу их подстригали ножницами. Когда стригушку ставили на поднос и слегка трясли, то куколка начинала поворачиваться, как бы танцевать. Это вызывало большой восторг у ребятни.

Дымковская игрушка родилась много веков тому назад в деревне Дымково. Изготавливалась игрушка после уборки урожая из глины. Но глина заготавливалась еще с весны. Ее собирали после половодья, смешивали с речным песком. Изготовленную игрушку помещали в печь для обжига. Это позволяло глине затвердеть и не трескаться после обжига. После обжига игрушка приобретала ярко красный цвет. Дымку вытаскивали из печи и отбеливали в молоке. После того, как окунали в молоко, просушивали и только потом начинали раскрашивать.

Герои дымковской игрушки разнообразны: барыни домашние животные, птицы. Яркие и праздничные игрушки возились на многолюдные ярмарки.

Родина матрешки – Япония. История этой игрушки очень интересна. Однажды, мастер игрушки Мамонтова съездила в Японию. Она увидела там игрушку, похожую на матрешку. Эта игрушка была деревянная, и она ей очень понравилась. Когда Мамонтова приехала в Россию, она рассказала мастеру Звездочкину об этой игрушке. Ему стало интересно, и он сделал из дерева (липы) игрушку. Назвал ее матрешкой, потому что в те времена имя Маша, Матрена были самыми распространенными. С тех пор и стали эту игрушку звать Матрешкой. А интересна она тем, что игрушка эта раскладывается и складывается.

Матрешки были разного размера: большие и маленькие. Изображали девушек. В руках обязательно был или букет цветов, или чайник с чашкой, либо платочек. Кроме девушек изображались жених с невестой, дети. Матрешки могли «носить» сарафан с кофтой, шубу с платком. Были яркими, красочными.

В каждой матрешке находилось несколько маленьких. Они вставлялись друг в дружку. Их очень любили дети, так как игрушки можно было разбирать и собирать

Хохлома – старинное торговое село в Нижегородской области. Издавна здесь занимались мастера изготовлением деревянной посуды. Ее смазывали слоем глины или пропитывали льняным маслом, а затем покрывали олифой и металлическим порошком. После этого прокалывали в печи под воздействием высокой температуры. И только потом раскрашивали. Золотистый цвет придавал предметам красочность и торжество.

Узоры, которыми украшали посуду мастера, имела свои названии: травной, под листик. Можно увидеть узоры, состоящие из травинок, кустиков, веревочек, пряников, завитков.

Жители подмосковной деревни Жестово почти двести лет занимаются изготовлением расписных подносов. Первые подносы делали из папье - маше. Украшали их пейзажами: скачущими тройками, сценками чаепития. Позже подносы стали делать из металла и украшать букетами садовых и полевых цветов. Фон подносов разнообразный – черный, красный, зеленый, белый.

Гжельская роспись возникла много лет тому назад в деревне Гжель. Из знаменитой гжельской глины изготавливали различные гончарные изделия: кружки, квасцы, тарелки, кувшины, цветочные горшки. Гжельские изделия сделаны из белой глины и расписаны голубовато – синими широкими мазками, передающие цветочные композиции или сценки из народной жизни. Изготавливались и различные скульптурки: кони, петухи, собаки, кошки. Техника изготовления была такой же, как и в других игрушках: изделия лепились из глины, обжигались в печи, а затем расписывались.

Городец. Это название пошло от названия деревни Городец.

Мастера этой деревни занимались расписыванием деревянных прялок, досок, посудной утвари. Яркие чудо – кони, райские птицы, добры молодцы на коне – все это вызывает большой восторг и восхищение Городецкой росписью.

Филимоновская игрушка родилась в деревне Филимоново. А названа она в честь жителя этой деревни деда Филимона. Филимон в свободное время занимался изготовлением игрушек. Он лепил игрушки из темной глины.

Фигурки были некрасивыми, продолговатыми, отражали быт и жизнь крестьян. Можно встретить различных птиц и животных, людей. Характерной особенностью филимоновской игрушки было то, что она была свистулькой. Роспись представляла собой различные линии, полосы, звездочки, овалы.

На Руси была хорошая традиция – пить чай. В каждой избе на столе всегда стоял самовар. Застав хозяев за чаепитием, гость обязательно говорил: «Чай да сахар вам!», чтобы всегда в доме были, ведь раньше они стояли очень дорого. Часто в качестве заварки народ использовал дары природы: ягоды шиповника, рябины, листья мяты, зверобоя, липы. При этом чай благоухал нежным ароматом и обладал приятным вкусом.

Публикации по теме:

Праздник русского домаПраздник русского дома Давным-давно люди жили в домах, которые назывались избами. В этой избе живет домовенок Кузя. Сегодня он всех Вас приглашает к себе в гости.

Русская изба.Русская изба. Макет избыЧитая русские народные сказки, мы часто сталкиваемся с терминами «изба», «печка», «лавка», «сундук» и др. Чтобы объяснить детям.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
История избы
Опубликовано: 13 октября 2013 в 08:26
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД