Получи документы

Непосредственно-образовательная деятельность «История русского костюма»

Елена Хохлова
Непосредственно-образовательная деятельность «История русского костюма»

Непосредственно-образовательная деятельность : познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы.

Тема: «История русского костюма».

Цель: Познакомить детей с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида; учить детей сравнивать, описывать, делать выводы; способствовать развитию речи; воспитывать интерес и уважение к русской культуре.

Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность „История русского костюма“» размещена в разделах

Материалы: Иллюстрации с изображениями русских национальных костюмов, куклы в русских костюмах, детские и взрослые русские национальные костюмы, лапти, валенки, головные уборы – женские и мужские. Аудиозаписи русских народных песен.

Ход занятия:

1. Введение в игровую ситуацию.

Вспомните, дети, как у нас в саду побывала выставка мастеров народно-прикладных искусств. Некоторые игрушки и предметы у нас остались в группе. Поглядите на них. Это дымковские и филимоновские барышни. А есть ещё и другие нарядные игрушки – это матрёшки. Все игрушки красивые, одеты в нарядные одежды. Сегодня, ребята, мы будем беседовать об одежде людей, которую носили в старину, много-много лет тому назад.

- 2 –

2. Актуализация знаний детей.

Игра «Подбери слова».

- Как вы думаете, когда человек начал носить одежду? Это произошло давным-давно, но тогда одежда служила только для защиты от холода и жары. Постепенно одежда стала приобретать всё большее значение в жизни человека. Давайте вспомним названия одежды, которые состоят из 2-х слогов. ( Дети вспоминают слова: брюки, кофта, шуба, шорты, пальто, шапка, платье, берет, майка, носки, свитер, костюм и др.)

3. Затруднение в игровой ситуации.

Игра: «Загадочное слово – кафтан».

- Я тоже знаю одно слово, которое вы не вспомнили, но можете подсказать, если отгадаете загадку: «По горам, по долам ходят шуба да … (Кафтан.)

- Что такое кафтан? Дети, вы знаете? (Предположения детей.) Если вы не знаете, а хотите узнать, то надо спросить у того, кто знает.

4. Открытие нового знания.

4.1. Игра «Мужская русская национальная одежда».

- Дети, кафтан – это старинная верхняя мужская одежда. (Показ иллюстрации.) На какую современную одежду похож кафтан? (На пальто.) Есть такая русская поговорка : «Рад Епифан, что нажил себе серый кафтан». Кафтаны были разные, под стать своему хозяину. У бедных людей – серые и чёрные сермяжные кафтаны и балахоны, а у зажиточных – кафтаны синего цвета или сшитые из козлиных шкур, но самые богатые люди шили из тонкого сукна, привезённого купцами из далёких стран.

- 3 –

Мужчины не ходили по улице с непокрытой головой. Летом носили шапки круглой формы или колпаки, а зимой – тёплые шапки из овчины.

Но главными частями мужской одежды были рубахи и порты. Рубаху делали длинной и подпоясывали, иногда рубаху называли косовороткой. (Демонстрация мужского русского национального костюма.) С наступлением холодов доставали овчинную шубу, а богатые и знатные люди – песцовые, лисьи, бельчьи шубы. Вспомните, в какой сказке старик своей жене лису на воротник? (Лиса и Серый волк.)

На руках обязательно носили длинные, доходившие до локтя, кожаные рукавицы, а в лютые морозы под них надевали ещё шерстяные валешки или вариги (вспомните современное слово «варежки»).

4.2. Игра «Женская русская национальная одежда».

- Девочкам наверное хочется узнать, что же в старину носили женщины и девушки, какую одежду?

Основной одеждой женщины была длинная сорочка. Как говорилось в русской пословице : «Бабьи рубашки – те же мешки, рукава завяжи да что хочешь положи». Поверх сорочки надевали сарафан. Поверху повязывался передник. Он был одной из важных частей женского костюма. Информация о минувшей жизни читалась по вышивке на подоле, свои пожелания и мечты женщина выражала в орнаментах: выше к поясу, как бы приближая к сердцу. Сарафаны были синие и китайчатые, а богатые – рядились в одежды кумачовых расцветок (красные). «Красна девица до гряд: в сарафане до пят». (Показ иллюстраций и демонстрация женского сарафана.)

- 4 –

Сверху на сарафан надевали душегрею, а ещё телогрейки и шубейки. В зимнее время женщины поверх телогреи надевали ещё шубу из овчины, покрытую тканью, а по праздникам – шубы из заячьего меха.

Головной убор во все времена оберегал женщину от потусторонних сил. Головные уборы были разными для девушек и для замужних женщин. До замужества девушка повязывала голову обручами, венцами, полотенцами так, чтобы макушка всегда оставалась открытой. У женщин было большое разнообразие головных уборов. Они носили кокошники, сороки и чепцы. «Вот тебе кокуй, с ним и ликуй». Богатые женщины вышивали головные уборы богато – золотыми и шёлковыми нитями и гарусом (шерстяная нить). Для пущей красоты подвязывали платками с расписным узором из кашемира.

4.3. Игра «Старинная обувка».

Предметом особой заботы была обувь. Самыми незамысловатыми обутками были лапти. Они считались повседневной, и для многих крестьян – праздничной обувью.

Лапти плели из берёзового и липового лыка. Есть такая русская народная песенка : «Лиса лыко драла, лиса лапти плела». Что же такое лыко? Лыко – это волокна под корой дерева. Про лапти русские люди сочинили много шутливых песенок. Послушайте одну из них: «Эх лапти мои, лапоточки мои,

Растопталися, расшаталися,

Были новые, да кленовые,

Пляши Андрей, не жалей лаптей!

Сходим лыка надерём,

- 5 –

Лапти новые сплетём».

5. Введение нового знания в систему знаний.

5.1. Игра «Кто внимательней?»

Посмотрите, дети, кто к нам в гости пришёл – куклы Алёнушка да Машенька. Они одеты в русские национальные костюмы. Одежда у них разная, красивая. (Рассматривание костюмов : как и во что они одеты. Дети рассказывают об их нарядах, вспоминают слова: сарафан, сорочка, рубаха, порты, косоворотка, кокошник, венец, кафтан, передник, лапти и прочее.)

- Алёнушка и Машенька хотят послушать, какие вы знаете русские народные песенки или потешки. («Гуси, вы, гуси», «Петушок – золотой гребешок», «Солнышко – вёдрышко», «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор», «Стучит, бренчит по улице, едет Фома на курице» и другие) Предложить послушать ещё одну потешку:

«У Матрё шкиной сетрицы по деревне небылицы:

Ходит утка в юбке, в тёплом полушубке,

Курочка – в жилете, Петушок – в берете,

Коза – в сарафане, Заинька – в кафтане,

А всех их пригоже Корова в рогоже».

- Дети,вспомните названия одежды и головных уборов, прозвучавшие в потешке.

5.2. Игра «Что лишнее?»

Предложить детям найти среди предложенных карточек с изображением различной одежды, только старинную русскую одежду. Самостоятельная деятельность детей.

- 6 –

6. Итог занятия: Дети вспоминают, чем они занимались, какие задания выполняли, что узнали нового и интересного. Оценить деятельность детей.

Используемая литература:

1. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова. «Здравствуй, мир!»

2. Н. В. Алешина. «Знакомство дошкольников с родным городом и страной».

3. Н. В. Нищева. «Конспекты логопедических занятий в старшей группе детского сада».

4. «Куклы в народных костюмах». Журнал №1, 2012 г.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в сказочный мир старинного русского народного костюма» Цель занятия: познакомить воспитанников с особенностями русского народного костюма. Задачи: Образовательные • Познакомить с элементами русского.

Конспект занятия «Путешествие в сказочный мир старинного русского народного костюма» Цель занятия: познакомить воспитанников с особенностями русского народного костюма. Задачи: Образовательные • Познакомить с элементами.

«Элементы женского русского народного костюма» Конспект НОД для детей 6–7 лет по окружающему миру «Знакомство с женским русским народным костюмом»Занятие № 1 Тип проекта: информационно-познавательный, долгосрочный Название проекта:.

Игровая образовательная деятельность с детьми подготовительной группы «Страна времени. История изобретения часов» Цель: познакомить детей с историей изобретения часов. Задачи: Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении.

«Оденем Ваню в русский костюм». Конспект НОД по рисованию на тему «История русского костюма»«Оденем Ваню в русский костюм». Конспект НОД по рисованию на тему «История русского костюма» Тема: «История русского народного костюма» «Оденем Ваню в русский костюм» Педагогическая цель. Показать детям неразрывную связь между.

Конспект организованной образовательной деятельности «История пожарного костюма» Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область: «Познавательное развитие» в старшей группе для детей с задержкой.

Мастер-класс по изготовлению русского народного костюма южных регионов (поневный тип)Мастер-класс по изготовлению русского народного костюма южных регионов (поневный тип) Русский народный костюм представляет собой сложную систему мироздания,это космология крестьянской жизни. Народный костюм сложный,интересный.

Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе «История книги» Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе на тему «История книги» Задачи: -формировать бережное отношение.

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе НОД «Растения вокруг нас» старшая группа ЦЕЛЬ: Уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях. Учить детей описывать комнатные.

Конспект занятия по приобщению детей к русской народной культуре «Рассматривание русского народного костюма» Цели: приобщение детей к русской народной культуре; познакомить детей с русским народным костюмом, научить называть предметы костюма; познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Непосредственно-образовательная деятельность «История русского костюма»
Опубликовано: 2 февраля 2018 в 16:17
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД