Папки-передвижки

История Смоленщины как средство приобщения детей к русской национальной культуре

Нина Мейлун
История Смоленщины как средство приобщения детей к русской национальной культуре

МБДОУ ЦРР №25 «Пчелка»

Проект

для старшего дошкольного возраста

Автор проекта:

воспитатель группы № 12

Мейлун Нина

Викентьевна

«Детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия» В. А. Сухомлинский.

Паспорт проекта:

Вид проекта: познавательно – творческий;

Тип проекта: Ребенок и общество и его культурные ценности;

межпредметный.

Продолжительность проекта:

долгосрочный;

Участники проекта:

Публикация «История Смоленщины как средство приобщения детей к русской национальной культуре» размещена в разделах

воспитатели группы «Крупиночка»,

музыкальный руководитель;

инструктор по физической культуре;

воспитанники группы;

родители;

Интеграция образовательных областей:

• Познавательно-речевое развитие;

• Художественно – эстетическое развитие;

• Социальное развитие;

• Физическое развитие

• Музыка.

Актуальность:

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

«Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже с раннего возраста почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее» Д. С. Лихачев.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

Каждый человек имеет свою малую Родину. Чаще всего любимым городом является то место, где человек родился и вырос. Для формирования у детей основ гражданской культуры, социально - нравственного развития личности, необходимо получение детьми знаний об их родном городе, родном крае. Поэтому я обратилась к этой теме.

Цели проекта:

• Развивать начала нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истории родного края, ознакомление с прошлым и настоящим;

• Воспитывать интерес к национальной культуре родного края, вызвать положительные эмоции и чувства детей в процессе познания;

• развивать творческие способности.

Задачи проекта:

Расширять и углублять знания детей о:

• истории, культуре и достопримечательностях Смоленщины;

• о разнообразии русского народного искусства и художественных промыслов Смоленского края ;

Развивать:

• нравственно-патриотические качества личности ребепнка ;

• творческие способности;

• желание сохранять и преумножать богатства родного края;

Воспитывать любовь к Смоленщине посредством изучения :

• ее истории, некоторых смоленских традиций, культуры,

• изделий народных умельцев,

• биографий знаменитых людей Смоленщины.

Предполагаемый результат:

Сформированность у детей знаний о:

• Героическом прошлом Смоленщины;

• и жизни и деятельности знаменитых людей края;

• ее истории, культуре и достопримечательностях;

• о разнообразии русских (смоленских) художественных промыслов ;

Овладение знаниями и умениями при изготовлении простейших народных поделок (игрушек);

Углубление жизненного опыта ребенка;

Наличие у детей нравственно патриотических качеств личности.

Предварительная работа:

• сбор информации;

• работа с методической литературой;

• составление плана работы над проектом;

• подготовка к выступлению на родительской встрече на тему: «Значение духовно-нравственного воспитания для детей старшего дошкольного возраста»;

• анкетирование по проблеме.

Роль родителей в реализации проекта:

Родители деятельные участники и помошники в реализации проекта.

Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта:

Участие в экскурсиях;

Проведение музыкального вечера развлечений ко дню 1150 – летия города Смоленска «Люблю тебя мой город славный»

Проведение занятий по:

• краеведению;

• экологических (природа и животный мир смоленского края)

• чтению прозы и стихов знаменитых людей Смоленщины.

Методическая помощь в работе.

Работа с воспитателями:

• Занятие «Смоленский народный костюм» с привлечением работников музея;

• Мастер – класс для педагогов ДОУ «Учимся рисовать смоленский костюм»;

• Презентация «Составляем семейный альбом» (Любимые места Смоленска)

Продукт проектной деятельности:

Конспекты занятий :

• познавательно-речевого цикла;

• художественно - эстететического цикла;

• комплексные и интегрированные занятия (ОО познание, речевое развитие, социальное развитие, физическое развитие);

• Мультимедийные презентации о:

• знаменитых людях Смоленщины;

• истории города, обычаях наших предков,

• истории одежды;

• о смоленских сказках,

Мультимедийная презентация для педагогов и родителей.

Содержание:

•ознакомление с краеведческим материалом;

•ознакомление с устным народным творчеством;

•ознакомление с бытом и традициями древних русичей (смолян);

Ознакомление со смоленскими народными играми;

Дидактические игры.

Формы представления результатов:

Анкеты для родителей:

• «Знаешь ли ты свой край?»

• «Приобщение детей к истокам русской культуры»;

Диагностика детей старшего возраста с целью выявления знаний детей о русской национальной культуре;

Схема реализации проекта:

Формы и методы работы:

• экскурсии;

• дидактические игры;

• викторины;

• художественная мастерская;

• презентации;

• беседы;

• праздники, развлечения, досуги.

Игровая деятельность:

• Изучение народных смоленских игр.

Социально – нравственное воспитание:

•Изучение русских народных традиций (некоторых традиций Смоленщины) ;

Речевое развитие:

•Знакомство с русским (смоленским) народным фольклором (потешки, сказки, пословицы, поговорки)

Художественная литература:

• Знакомство с произведениями знаменитых писателей и поэтов Смоленского края:

• Исаковским, Твардовским, Рыленковым и Мишиным.

Изучение русского народного декоративно-прикладного искусства:

• Знакомство с народной игрушкой;

• •Изучение истории а также способов и приемов изготовления смоленской керамики

Музыка:

• Вечер развлечений «Любимый мой город Смоленск!

• Слушание музыкальных произведений М. И. Глинки(«Камаринская», «Жаворонок», отрывков из оперы «Руслан и Людмила»

• Слушание песен о Смоленске (патриотической направленности)

Этапы работы над проектом:

Подготовительный

• Совместное планирование деятельности.

• Подбор методической литературы.

• Составление планов работы.

Практический

Обеспечение условий для реализации проекта:

• Разработка образовательных маршрутов для участников проекта (музеи, экскурсии);

• Совершенствование и расширение уголка «Моя Смоленщина»;

«Родительский всеобуч»:

• (просвещение родителей по вопросам воспитания национального самосознания ;

• привитие гордости за свой край, желание приумножить его красоту и богатства.

• Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме.

Заключительный (аналитический):

• Обработка результатов по реализации проекта;

• Диагностика для выявлений детей знаний о национальной культуре.

Проект построен на следующих положениях:

• Сферы личности ребенка тесно взаимосвязаны в процессе познания национальной культуры. Полученные ребенком знания должны вызывать эмоции, чувства, отношения. Работу с детьми необходимо начинать с информативного материала, который направлен не столько к разуму, сколько к его чувствам, личному опыту.

• Полученная ребенком информация о национальной культуре должна найти отражение в разнообразной деятельностной сфере. Знания должны стимулировать детскую активность, сочетаться с практической деятельностью;

• Проект предусматривает последовательное ознакомление ребенка с культурой Смоленского края с учетом его индивидуальности;

• Тактика деятельности взрослого и ребенка – сотрудничество.

Познавательно-исследовательская деятельность:

• Серия занятий познавательного цикла «История родного края»;

• Серия занятий на тему «Город древний, город славный»;

• Занятия по ознакомлению с русским (смоленским народным костюмом) Беседы и экскурсии.

• Серия познавательных бесед по ознакомлению детей со знаменитыми земляками «Прославленные имена Смоленщины»;

• Серия занятий по ознакомлению с русскими народными промыслами (народной игрушкой);

• Серия занятий «Знакомство со смоленской керамикой»

Музыка:

• Вечер развлечений «Любимый мой город Смоленск!

• Слушание музыкальных произведений М. И. Глинки;

• Слушание песен о Смоленске (патриотической направленности)

Коммуникативная деятельность:

• •Знакомство с фольклором народов России (потешки, сказки, пословицы, поговорки, прибаутки о народном быте и гостеприимстве);

• Знакомство с творчеством поэтов и писателей Смоленщины;

• «Добрые сказки» совместное творчество детей и воспитателя (Тексты).

Продуктивная деятельность:

• Рисование дымковских, филимоновских, городецких узоров;

• Рисование элементов смоленской вышивки;

• Рисование «Русский народный костюм»;

Игровая деятельность:

• Русские народные;

• Смоленские игры.

• Игры – состязания: «Богатырская силушка», «Гостеприимная хозяюшка»;

• Дидактические игры:

• «Русский народный костюм»;

• «Сложи произведение русского художника» (кубики)

• Сюжетно – ролевые игры:

• «Ателье народных костюмов»

Чтение художественной литературы:

• «Сказки Смоленского края» Смядынь; составитель А. Мишин;

• «Василий Теркин» Твардовский (отрывок);

• Отрывки произведений Исаковского и Рыленкова;

• Знакомство с содержанием книги «Музей скульптуры Коненкова» художник РСФСР 1974г. ;

К концу реализации программы дети могут:

• Знать и узнавать основные социальные объекты и достопримечательности города и области.

• Знать знаменитых людей края и Г. Смоленска.

• Знать свой домашний адрес, название города, области.

• Узнавать на фотографиях достопримечательности города и области, уметь рассказать о них.

• Знать профессии своих родителей.

• Знать краткие сведения об истории города и края.

• Знать символику города Смоленска и Смоленской области.

• Знать имена и названия произведений смоленских авторов;

• Понимать сопричастность к социальной среде, осознавать себя полноправным членом общества.

Литература:

• Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”, основной целью которой было создание системы патриотического воспитания;

• Примерная комплексная Программа «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой;

• Программа О. Л. Князевой. И М. Д. Маханевой. «Приобщение детей к истокам народной культуры».

• Программа И. А. Кузьмина по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Истоки».

Публикации по теме:

Проект «Моя Родина — Россия!»Проект «Моя Родина — Россия!» «Детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты.

Выступление-презентация из опыта работы на тему: «С чего начинается Родина?» Одна из важнейших задач современного общества – гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Гражданско-патриотическое.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
История Смоленщины как средство приобщения детей к русской национальной культуре
Опубликовано: 12 ноября 2014 в 11:16
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД