Получи документы

История возникновения ложек

татьяна галичкина
История возникновения ложек

Цель: Закрепить устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.

Задачи:

1. Обогатить представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки, о видовом многообразии предмета (размер, форма, материал, внешний вид, функции);

2. Развивать творчество, фантазию, смекалку при изготовлении ложек;

3. Воспитывать бережное отношение к народному творчеству и уважение к людям данной профессии.

ХОД

Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю вспомнить и поговорить о знакомых предметах, которыми мы пользуемся на кухне.

Публикация «История возникновения ложек» размещена в разделах

(показываю картинки с разными по форме ложками)

Ребята, что вы увидели на картинках? (ответы детей)

А как вы думаете, для чего они предназначены? (ответы детей)

А вы знаете, когда появились первые ложки? (ответы детей)

Воспитатель: Очень-очень давно, когда первые люди жили на Земле, они ели руками сырую пищу, у них не было огня и не было никакой посуды. Со временем они научились добывать и сохранять огонь, готовить на нем разную пищу, и в связи с этим появилась необходимость в приборе, которым можно было есть жидкую пищу. Обнаружив глину, люди узнали – что из нее можно лепить разные предметы, которые попадая в огонь, не сгорают, а становятся крепкими, прочными и удобными. Так появилась посуда и самая первая ложка. Первая ложка была сделана из обожженной глины и имела форму полушара с ручкой. (слайд № 1)

Воспитатель: В дальнейшем ложки делали из камня, из кости, а также из дерева: - (слайд № 2)

Воспитатель: Спустя много лет человек научился создавать посуду из разных материалов, для разных видов пищи и поэтому разной формы и разных размеров. (слайд № 3)

Воспитатель: В некоторых странах ложка так и не стала обычным столовым предметом, и люди едят палочками – Китай,Япония;(слайд № 4)

или руками – как в Индии, Казахстане, Киргизии. (слайд № 5)

Воспитатель: Но если сначала ложки были в основном глиняные, деревянные и роговые, то потом приобрели популярность ложки из латуни и меди. (слайд № 6)

Аристократы и короли пользовались ложками из серебра и золота. (слайд № 7)

В дальнейшем ложка превратилась в полное произведение искусств (слайд № 8,9)

Общая черта всех ложек этого времени – необычайная пышность украшений и разнообразие форм рукояток (в виде лотоса, ракушки, скрипки, рыбы) (слайд № 10)

Открытие кофейных и чайных домов привело к появлению новой посуды, необходимой для чая, кофе, горячего шоколада. Культура чаепития положило начало производству кофейных и чайных ложек. И так на Руси появились ложечки разного размера и разной формы предназначенные для разных блюд. Например для первого блюда, горячего супа, каши – столовые ложки: - (слайд № 11)

Для десерта – десертные ложки: - (слайд № 12)

Для чая – чайные: - (Слайд № 13)

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, кто изготовил все эти ложки? (ответы детей) Ой, ребята, я чуть не забыла! Ведь нам утром почтальон принес посылку, интересно, что в ней?

(достаю из ящика разного вида ложки)

Вот это подарок! Кто интересно нам его прислал? (ответы детей) Но здесь ложки все перепутаны, что же делать? А давайте попробуем разложить их по назначению. (Дети при помощи воспитателя раскладывают на разные подносы ложки. На подносах нарисованы схемы для столовых, чайных и десертных ложек.).

Ребята, а почему на этот поднос положили именно эти ложки? и т. д. (ответы детей)

Ребята, посмотрите, а здесь еще какие - то ложки лежат (вынимаю из ящика деревянные ложки)

Как вы думаете, что это за ложки? – деревянные, расписные.

А кто изготовил такие замечательные ложки?

Деревянные изделия не только красивы (слайд № 14) - они изготовлены из экологически чистого материала. Для их изготовления используется древесина липы, рябины, яблони. Пользоваться деревянными ложками не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости.

Посмотрите, как красочно расписаны эти ложки. Что вы видите на этих ложках? Чем они расписаны? (цветами, травами, ягодками). Ребята, посмотрите – какой блеск золота на них, эти ложки ассоциировались с царской роскошью, с драгоценностями носили – подарочный характер. Такие ложки считались праздничными, а по будням люди пользовались простыми – неокрашенными ложками. (слайд № 15)

Россию прозвали «ложкарной страной», так как она славилась своими красочно оформленными ложками. Роспись эта называется – хохлома, хохломской. А оформляли этой росписью в городе Семенов Нижегородского края. Здесь бережно сохраниться, приумножается и передается из поколения в поколение традиционный промысел предков.

Однако это еще не се достоинства изделий из дерева. Деревянные ложки можно использовать как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках.

Ребята, а вы хотели бы поиграть на них? А давайте попробуем, ложки необходимо брать правильно тыльной стороной друг к другу и как музыканты мы с вами попробуем сыграть. (производится игра на ложках под мелодию «Посею лебеду» или «Во поле береза стояла»).

Какие вы молодцы, как красиво вы сыграли, и за это я хотела бы угостить вас всех вареньем вкусным, ароматным…. Ой, а я забыла принести вам всем ложки, что же делать, а? (советы детей).

Действительно, мы ведь можем слепить ее.

Лепка «Красивая ложечка»

Ложка – труженик простой,

Кран подъемный городской.

Набирай скорей на ложку

Кашу, суп или картошку.

Поднимай скорее грузы,

Отправляй их прямо в пузо.

Доедай все сам до крошки,

Чтоб скорей бежали ножки,

Чтоб росли скорей ребятки

Словно овощи на грядке.

(И. Храмова)

Смотрите, ребята, какие красивые ложечки у нас с вами получились. (рассматривание работ и исполнение песни про ложки «Веселые ложки» слова М. Думанян музыка народная, подведение итога занятия).

Прикреплённые файлы:

lozhki_bsvnn.pptx | 856,97 Кб
 
Публикации по теме:

Перспективный план по проекту «Мини-музей ложки» Перспективный план по проекту «Мини-музей ложки»Торжкова Людмила Анатольевна Воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «ЦРР -детский.

Проект «Мини-музей ложки» Видео Проект «Мини-музей ложки» Автор проекта – воспитатель высшей квалификационной категории Торжкова Людмила Анатольевна МБДОУ «Центр развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
История возникновения ложек
Опубликовано: 10 февраля 2015 в 18:05
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД