МААМ-картинки

Конспект занятия «История возникновения родного города — Саранска»

Раиса Федотова
Конспект занятия «История возникновения родного города — Саранска»

Программное содержание: Закрепить знания детей о родном городе (название города, основные достопримечательности). Познакомить с историей возникновения города и его названия, древними, старинными постройками. Воспитывать интерес к истории родного города и страны.

Словарная работа: познакомить о словами «Сар» - Саранск, Сарлей, Сарга, Инсар, Сарема.

Материал: иллюстрации, фотографии, план старинного города, план современного города, фонограмма с плачем новорождённого, атрибут для игры «Мак –семена, цветок-плод».

Публикация «Конспект занятия „История возникновения родного города — Саранска“» размещена в разделах

Методические приё мы: беседа по вопросам. Рассматривание иллюстраций, рассматривание плана города – как военная крепость, как любимый, современный Саранск, чтение произведений мордовских писателей А. Моро; Ф. И. Беззубовой; З. Александровой, загадки, слушание фонограммы, игра-старинная «Маки-таки».

Предварительная работа: Беседа о родном городе Саранск. Экскурсия по Бульвару Эрзи, по улице Т. Бибиной; чтение мордовских сказок, игры мордовские-народные, заучивание потешок, дразнилок. Рассматривание иллюстраций, рассматривание национальной одежды, рисование, аппликация.

Словарная работа: познакомить о словами «Сар» - Саранск, Сарлей, Сарга, Инсар, Сарема.

В: Шумбрачи тенк вечкевикс ялгат!

- Доброго здоровья Вам дорогие гости!

(Обращается к детям)

- Эйкакшт, поздоровайтесь с гостями.

Д: - Шумбратадо!

Воспитатель: А теперь представтесь гостям.

Мон Вика Воеводина, Мон тейтерькан.

Мон Ксюша Фадеева, Мон якан эйкакшонь кудов.

Мон Полина Разуменкова, Монь ием вете.

Мон Никита Калявин, Мон цёрынян.

Мон Оксана Козеева, Монь ули авам.

Мон Настя Черясова, Мон якан эйкакшонь кудов, Мон тосо налксян.

Мон Лера Войнова, Мон тейтерькан.

Мон Ваня Данилкин, Монь ули тетям.

Мон Настя Сульдяйкина, Монь ули лелям, Лемезэ Дима.

Мон Глеб Першиков, Монь ули авам.

Мон Оксана Королькова, Монь ули бабам.

В: - Эйкакшт ютадо и озадо.

В: - Дети проходите и садитесь.

В: - Каждый человек отмечает этот праздник только раз в году, что это за праздник?

Д: - Это День рождения.

В: - Правильно. День рождения отмечают не только дети и взрослые, но и города.

В: - Наш город тоже отмечает свой день рождения, когда это бывает?

Д: - Летом. В июне – 12 числа.

В: Сегодня ми с вами и поговорим о нашем городе.

- А кто помнит, как называется наш город?

Д: Наш город называется Саранск!

Воспитатель: А кто его покажет на карте? (один из детей показывает)

Воспитатель: Что Вы сможете рассказать о своём городе? Какой он?

Д: - Наш город красивый и уютный!

Д: - Наш город тёплый и чистый!

Д: - Наш город высотный!

Д: - Наш город богатый и большой!

Д: - Наш город интернациональный! (живут мордва, татары, русские и другие национальности)

Д: - Наш город исторический!

Д: - Наш город старинный!

Д: - Наш город орденоносный!

Д: - Наш город достопримечательный!

В: - Хорошо, давайте посмотрим, какой наш город. (Воспитатель выставляет иллюстрации с новыми постройками, памятниками (Советская площадь) и т. д.

Воспитатель: Вы узнаёте это место? (Показывает на Советскую площадь).

Д: - Да, это Советская площадь!

Д: - Здесь находится Музыкальный Драматический Театр. Там показывают театры-спектакли, концерты.

Д: - Там есть фантаны.

Д: - Там есть памятники.

Д: - Там строится новый собор.

Д: - Здесь на Советской площади проводятся разные мероприятия (Новогодняя ёлка, концерты, праздники).

В: - А кто помнит, как раньше называлась эта площадь?

Д: - Раньше она называлась «Базарная».

В: - А почему?

Д: - А потому-что, здесь все продавали и продукты и вещи.

В: - Про наш город можно сказать, что он очень красивый, а ещё можно сказать, что он старинный, исторический. (Выставляет план-рисунок старинного города).

В: - Наш город возник в 1641 году, как военная крепость – на юго-восточной сторожевой черте Московского государства. Основан на перекрёстке больших гужевых трактов, соединяющих Астрахань с Москвой, Крым с Казанью. (Тракт – большая дорога, гужевой – на лошади в повозках-зимой на санях, летом на телегах).

В: - Наш город имел четырёхугольную форму, с большими башнями – построен на левом берегу реки Саранка (Сарлей – старое название).

Сарлей, Саранка, Саранск, ИнСар, Сарга происходят от слов «Сар», «Сарема» - что означают на русском, мордовском языках сырое, заболоченное место с множеством ручьёв и родников. Такой и была в те давние времена местность, где протекали река Инсар и Саранка. Внутри города находились : караульные поста, церковь, осадные избы, солёные амбары, воеводческий двор.

Крепость и военное население управлялось воеводами. Одним из первых воевод Саранска были Савва Козловский и Пётр Лермонтов (предок М. Ю. Лермонтова).

Воспитатель: Как Вы думаете, что могло привлечь сюда людей?

В: - Почему они здесь стали строить дома?

Д: - Здесь были леса

В: Лес – это?

Д:- Где много деревьев, ягод, птиц.

Д: - Из брёвен строили дома.

Д: - Здесь была рядом вода, а в реках – рыба.

В: - И земли здесь были плодородные – можно было пахать, сеять, сажать пшеницу, овощи.

В:- Вот какое было время.

В:- А хотите попасть в старину?

Д: -Да, хотим.

В: -Давайте поиграем в игру мордовскую-народную «Маки-Маки» (с помощью считалки выбирают деда или бабу).

Вейке, кавто, колмо, ниле

Мон кундынь нумолонь пиле!

Игра – за место фискульминутки.

В:- Вот так играли в старину.

В:- Само слово город – произошло от слова городить – городить значит огораживать, ставить ограду, стену. Как вы думаете, сохранился ли старый Саранск?

Д: - Нет, он много раз горел и перестраивался.

В:- И так, наш город строился и перестраивался и расширялся: из военной крепости он превратился в торгово-промышленный центр (с крестьянским укладом жизни). А через два с половиной века он превратился в красивый, богатый город.

О нашем городе писали. Все кто в нём жили, очень любили свой город. Поэты писали о нём стихи, художники запечатлевали его на картинах. Вот как писал о нашем городе мордовский поэт А. Моро:

Читают дети.

Я – гляжу на город и не мало, Нахожу огромных перемен.

Вырастают новые кварталы, Льются песни заводских сирен.

В: - А вот мордовская, народная сказительница Ф. И. Беззубова В сказке «Саранск» отпевала:

Читают дети.

В светлом городе интересно жить

Есть где песню спеть, силу приложить.

Из конца в конец он раскинулся,

Устремился ввысь, в ширь раздвинулся.

(Воспитатель показывает план современного города).

В: - Наш город раздвинулся в ширь и ввысь. Есть микрорайоны – Светотехстрой, Юго-запад, Центр иХхиммаш. Химмаш – это наш микрорайон. (Показывает на схеме свой детский сад).

Воспитатель: Что ещё есть у нас на Химмаше?

Д: - Завод резинотехника.

Д: - Школы.

Д: - Детские сады.

Д: - Профтехучилище.

Д: - Магазины.

Д: - Банки.

Д: - Бульвар Эрзи.

Д: - Улица Тани Бибиной.

Д: - Родильный дом.

Воспитатель показывает родильный дом и говорит, что многие из вас здесь родились (хорошо бы послушать плач ребёнка).

В: - Вот с такими словами появились и мы с вами.

В: - Дети, как вы понимаете слово Родина?

Д: - Это то место, где мы живём.

Д: - Это там, где мы родились.

В: - Правильно, Родина, это то место, где мы родились, где мы живём и это наш любимый город Саранск.

В: - Эйкакшт, давайте послушаем песню мордовского поэта Баркова. Он сам сочиняет слова и музыку и сам поёт. Песня «Мой город – Саранск». Вот какие добрые и ласковые слова в песне.

А вот Полина и Ксюша расскажут стихотворение «Родина» З. Александровой.

В: - Эйкакшт, как вы понимаете две строчки «Родина бывает разная – но у всех она одна!»

(Высказывание детей)

В: - Эйкакшт, вы мне сегодня очень понравились, хорошо отвечали и много узнали, а что именно?

- Мы узнали, что наш Саранск – старинный.

- Мы узнали, что Саранск был как военная крепость.

- Саранск возник на реке Сарлей – Саранка, и наш город раньше назывался Саранеск.

Молодецтадо, настоящие патриоты своей Родины и за это я вас хочу наградить медальончиками – восьмигранняя – звёздочка, пусть она освещает всегда ваш долгий путь в жизни. Шумбра чи всем! Доброго здоровья всем!

Используемая литература:

«Биография Саранских улиц» - В. Н. Куклин

«Моя страна» - В. И. Натарова

«Социальный мир и ознакомление дошкольников с окружающей действительностью» Н. В. Алёшина

Журналы «Дошкольное воспитание» № 5 и № 7 1985 год.

Публикации по теме:

«История возникновения загадок». Консультация для педагогов История возникновения загадок. Загадка — это замысловатый вопрос с неким намеком, требующий ответа. Все загадки составляются в краткой и.

История возникновения города ВолгодонскаИстория возникновения города Волгодонска Волгодонск один из самых молодых городов Российской Федерации. Его основание связано со строительством Волго-Донского судоходного канала.

Конспект комплексного занятия «Деревья на аллеях родного города. Цветущая ветка каштана»Конспект комплексного занятия «Деревья на аллеях родного города. Цветущая ветка каштана» Образовательные области: познание (формирование целостной картины мира, коммуникация, художественное творчество (аппликация). Цели: Воспитывать.

Конспект НОД по обучению основам финансовой грамотности для детей подготовительной группы «История возникновения денег»Конспект НОД по обучению основам финансовой грамотности для детей подготовительной группы «История возникновения денег» Конспект НОД по обучению основам финансовой грамотности "История возникновения денег" для детей подготовительной группы. Цель. Знакомство.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Виды транспорта. История возникновения транспорта» Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Виды транспорта. История возникновения транспорта». Цель: Познакомить.

Конспект занятия по краеведению «День города Березники 2017 г. — 85 лет. История моего города Березники»Конспект занятия по краеведению «День города Березники 2017 г. — 85 лет. История моего города Березники» Образовательная область: «Познавательное развитие». Раздел: Ознакомление с социальным миром. Тема: «День города Березники 2017 г. - 85.

Консультация «История возникновения фейерверка» Фейерверк Возникший с пустой суеты, Из темных проталинок ночи, Достиг фейерверк красоты, Такой, что любуются «очи». Вонзается сердца восторг.

Стенгазета  «История возникновения праздника 8 Марта»Стенгазета  «История возникновения праздника 8 Марта» УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! ПРИГЛАШАЮ ВАС ОЗНАКОМИТЬСЯ СО СТЕНГАЗЕТОЙ - ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАЗДНИКА 8 МАРТАСтенгазету, я выпустила в преддверии.

Занятие по финансовой грамотности «Деньги. История возникновения»Занятие по финансовой грамотности «Деньги. История возникновения» Цель: ознакомление учащихся с историей денег, формирование начальных представлений о деньгах как средстве приобретения товаров, интереса.

Занятие в старшей группе «Знаменитые улицы нашего города Саранска» -Всю планету обойдете Лучше места не найдете Вместе дружно мы живем! Ведь Саранск наш общий дом! -Город мой любимый Мой Саранск родной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «История возникновения родного города — Саранска»
Опубликовано: 17 декабря 2014 в 21:53
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД