Итоговое физкультурное занятие с элементами психогимнастики: «Четыре стихии природы»

Евгения Булычева
Итоговое физкультурное занятие с элементами психогимнастики: «Четыре стихии природы»

В нашем ДОУ разработана серия физкультурных занятий с элементами психогимнастики, которые проводятся 1 раз в конце каждого месяца с детьми старшего дошкольного возраста. Представляем вашему вниманию итоговое заключительное занятие этого цикла. Если вас заинтересует наш опыт, обращайтесь.

Программное содержание: закрепить представления детей о 4-х стихиях природы; учить детей согласовывать свои действия с действиями других и в соответствии с указаниями педагога; учить слушать музыку и действовать в соответствии с ней; продолжать учить детей двигательной импровизации, развивать мимику и пантомимику; воспитывать у детей дружеские чувства, чуткое отношение друг к другу, учить любить и понимать природу; способствовать формированию правильной осанки и навыков правильного дыхания, учить снятию зрительного напряжения; закреплять умение расслабляться, снимать усталость и мышечное напряжение.

Ход.

I.

Под лёгкую музыку в зал входят дети, садятся в круг по-турецки.

Звучит сигнал, появляется Мать-Природа - педагог.

Природа: А вот и я, Мать-Природа Магна, и очень рада встрече с вами. Мне приятно видеть, что вы стали здоровее, сильнее, умнее, взрослее. Я очень надеюсь, что это так. А, ну-ка, поведите своими носиками, понюхайте. Чувствуете запах нового, интересного путешествия? Именно так пахнут 4 стихии природы. Догадайтесь, какие? (вода, воздух, земля, огонь). Они научат вас фантазировать, танцевать, правильно дышать и расслабляться. А если вы устанете, то нажмите кнопку на своём животике и тогда к вам придёт волшебный сон, чтобы вы могли отдохнуть и расслабиться.

Итак, все встали. А перед дальней дорогой передайте друг другу в ладошки вместе с теплом своей души добрые пожелания (передают пожелания: здоровья, силы, ловкости, смекалки и т. д.). Теперь мы с хорошим настроением и зарядом бодрости отправляемся в долгое путешествие. В путь!

II.

Дети берутся за руки, цепочкой медленно двигаются по кругу.

Путешествие к Земле.

Звучит фонограмма птичьих голосов.

Появляется Земля (воспитатель).

Природа: Здравствуй, Земля родная!

Земля: Здравствуйте, братья и сёстры мои младшие! Будьте гостями на моей чудесной поляне!

Природа: Расскажи нам, милая Земля, о своих богатствах. Что ты имеешь, и что ты умеешь?

Земля: А имею я в своём хозяйстве горы и равнины, деревья разные, зверей, птиц, рыб, насекомых и многих других животных.

Дети встают к коврикам расположенным по кругу, выполняют упражнения хатка-йоги:

"Сосна" (поза дерева). Руки вверх, спина прямая, подбородок приподнят, дыхание спокойное.

"Ель". То же. Медленные повороты вправо-влево.

"Дуб". Руки в стороны, ладони вверх.

"Ива". Руки в стороны, ладони вниз.

"Равнины и горы" (поза горы). Руки вверх, ладони соприкасаются.

"Аист". Стоя на одной ноге, руки в стороны.

"Лебедь". Стоя на коленях, сесть на пятки, руки за спиной в замок. Выдох - наклон вперёд, лбом коснуться пола, руки поднять вверх. Выдох - и. п.

"Кошка" (поза кошки ласковой и сердитой). Стоя на коленях, голову поднять, спину прогнуть. Голову опустить, спину выгнуть вверх.

"Верблюд". Стоя на коленях, руки опущены. Выдох-прогнуться назад, опираясь руками на пятки, вдох - и. п.

"Змея". Лёжа на животе, руки согнуты в локтях на уровне груди, пальцы ног упираются в пол. Вдох-поднять верхнюю часть туловища, выдох-опуститься.

"Кузнечик" (поза полукузнечика). Лёжа на животе, руки вдоль туловища. Упираясь руками в пол поднять одну ногу-вдох, выдох-и. п. ,

то же другой ногой.

"Рыба". Стоя на коленях, сесть на пол между пятками, лечь на спину.

"Крокодил" (поза отдыхающего крокодила). Лёжа на коврике, расслабиться.

Земля: Полежите спокойно, расслабьтесь на несколько секунд, пока не пройдёт напряжение. Дышите спокойно. А теперь встаньте, улыбнитесь. Вы хорошо отдохнули, пора в путь! Счастливого вам пути! Растите здоровыми, крепкими!

Звучит музыка, дети идут дальше.

Путешествие к Воздуху.

Природа: А теперь наш путь лежит к моему старшему сыну - Воздуху. Он всегда заботится о Земле, Воде, Огне (слышится дуновение ветра). Без него мы не сможем прожить даже несколько минут. Чувствуете, что идти стало трудней? Это Воздух начал двигаться в своём танце. Ощущаете его дыхание? Это ветер.

(дети идут, согнувшись вперёд, прикрывая лицо руками).

-Махнёт ветер одним рукавом - и нас обласкает тёплый, южный ветер (идут прямо, раскинув руки в стороны), махнёт другим - и мы скорее запахнём пальто от холодного северного ветра (обхватить плечи руками, съёжиться).

-Кружится ветер в своём танце - дуют ветра на все четыре стороны (дети кружатся в разных направлениях).

-Но если ветер рассердится - танец его становится опасным, он может много бед натворить.

Дети становятся в круг. Появляется Воздух (воспитатель).

Природа: Здравствуй, Воздух! Поклон тебе низкий!

Воздух: Воз-дух! Воз-дух! Воз-дух! Послушайтесь, как легко я зовусь, словно везде дух летает. Где я - там жизнь. Я лёгок и прозрачен, я быстр и люблю танцевать. Танец отражает моё настроение. Я приглашаю и вас на танец.

Подул холодный северный ветер.

Подул ласковый, тёплый, южный ветер (вдох-выдох-ф-ф-ф).

Подставьте лицо ветру. Пусть он погладит

его нежным дуновением. (вдох-выдох-х-х-х).Танец южного ветра лёгок и приятен (вдох-выдох-с-с-с).

Дети вытягивают шею,поднимают подбородок, руки плавно поднимаются вверх-вниз, губы имитируют дуновение ветра. Двигаются по кругу с флюгерами.

Подул холодный северный ветер (надувают щёки, выдох на звук "ш").

Он пронизывает нас насквозь (дети обхватывают плечи, качаются из стороны в сторону, стоя в кругу).

Танец северного ветра быстр и стремителен, порывист.

Налетел штормовой ветер (надуть щёки, резкий выдох - ш-ш-ш).

Разбушевалось море. Морские волны поднимаются всё выше и выше, бьются о борт корабля, раскачивая его (руки имитируют движения морской волны, поднимаются и быстро опускаются, дети поднимают руки

перед собой и быстро отводят вправо и влево).

Поднялся ураганный ветер (сильный выдох - у-у-у).

Ветер гнёт стволы деревьев, вырывает их с корнями, бросает на землю (руки вверх, раскачивая их вправо и влево. Наклоны корпуса тела вперёди назад. Кружение на месте. Опуститься на колени, лечь на бок).

Воздух:

До тех пор шалю,

Пока сил хватает.

И, устав, на облаках

Тихо отдыхаю.

(Воздух притворяется спящим).

Природа: Уснул ветер, тихо посвистывает во сне - с-с-с.

Упражнение на расслабление (лёжа на боку).

Природа: Успокойтесь и вы, ребята, ложитесь спокойно, погружайтесь в дремоту, как в тёплую ванну. Пусть уйдут посторонние мысли. Вдох-выдох. Приятный ветерок овевает тело и расслабляет мышцы. Расслабляются мышцы лица. Руки полностью расслаблены, вы не ощущаете их. Расслаблены мышцы ног, вы их не чувствуете. Расслабляются мышцы живота и спины. Вы чувствуете слабость и лёгкость во всём теле. Дыхание лёгкое, свободное. Восстанавливаются ваши силы, организм наливается здоровьем.

(повернулись на спину, руки вверх, потянулись, сели, улыбнулись).

Отдохнувшие, с хорошим настроением мы идём дальше. Нас ждёт водная стихия.

Звучит музыка, дети идут дальше.

Путешествие к Воде.

Природа: Чувствуете, как тёплые потоки воды обволакивают ваши ноги, идти становится труднее, толщи воды расходятся перед нами и смыкаются за нашими спинами.

(Ходьба с высоким подниманием коленей с движениями рук - "брасс").

Дети выстраиваются в круг.

Выходит Вода (воспитатель).

Вода:

Что за чумазые лица?

Где так смогли запылиться?

Я - живая вода,

Смою грязь без труда.

Этюд "Живая вода".

Возьмите в пригоршни живой воды.

Руки сложить лодочкой, наклониться,набрать воды в ладони, выпрямиться.

Вода чистая, прозрачная.

Поднести ладони к лицу, слегка наклонить голову вправо-влево.

Посмотритесь в неё, улыбнитесь светло и радостно. Улыбнуться.

А теперь умойте лицо живой водой.

Поднести ладони к лицу, не касаясь его, провести по лицу сверху вниз.

Руки стали мокрыми. Стряхнём капельки воды с рук. Потряхивания кистями рук, руки на уровне пояса.

Вода: А теперь пусть пойдёт дождь. Пусть дождевые капли смоют ваше плохое настроение, усталость с ваших лиц, тяжесть с ваших ног, вольют в вас свежие силы, бодрость, здоровье (подставляют руки дождю). Побегайте по тёплым лужицам, понаблюдайте, как искрятся на ладошках маленькие капельки живой воды (топают по лужам, ловят капельки на одну ладошку, на другую, на две вместе, рассматривают их).

Танец дождя (под музыку) - кружения на месте и в движении.

Путешествие к Огню.

Природа: Ну, вот и закончился дождь. Всем надо обсохнуть. В этом нам поможет мой младший сын - Огонь. А доберёмся мы до него на тучках. Это подарок вам от живой Воды. Тучки мягкие, теплые, как подушки. А если им сказать волшебные слова "тучка-тучка-ай-ай", то они могут превратиться в интересных животных и птиц. В каких, как вы думаете? (ответы детей). Садитесь скорее верхом, управляйте своими облачками как кучера лошадками. Торопитесь, как только закончится волшебная музыка, тучки растают.

(Дети под музыку двигаются по кругу как лошадки, бабочки, кошки, жирафы, пингвины; садятся на скамейки).

Упражнение на расслабление в позе "кучера".

-Укачало наших ребят, уснули кучера. Закройте глаза, успокойте дыхание и постарайтесь расслабиться, оставайтесь в такой позе, пока вам приятно.

-А теперь потянитесь, разотрите ладони до появления тепла, умойте лицо и шею тёплыми ладошками, улыбнитесь себе и скажите: "Я хорошо отдохнул (а). Я чувствую себя прекрасно". Посмотрите вниз, там едва заметно колышется пламя огня (в центре зала зажжена свеча). Оно приглашает нас в гости погреться и обсушиться (дети садятся вокруг огня).

-На огонь можно смотреть бесконечно. Он всегда был помощником и другом человека. На огне готовили еду, спасались от холода. Люди издавна почитали огонь, считали его священным. Огонь свечи своим теплом и светом снимает болезни, усталость. Если вы устали, у вас плохое настроение - зажгите свечу, посидите, посмотрите на её пламя, и силы вновь вернутся к вам. Сейчас огонь свечи полечит наши глаза.

Гимнастика для глаз.

1. Посмотреть на огонь, крепко зажмурить глаза - 4 раза.

2. Смотреть на пламя и быстро моргать - 5 раз.

3. Посмотреть на пламя и на соседа напротив себя - 5 раз.

Природа: Посмотрите на огонь и опишите его.

Появляется Огонь (воспитатель).

Огонь: Я - Огонь, владыка тепла и света, я сильный, красивый, могучий. Я могу быть ласковым и согревающим, но могу становиться злым и жестоким. Я приглашаю вас закружиться в огненном танце.

Этюд "Огонь" (под музыку).

-Давайте превратимся в свечки, наши руки будут изображать пламя.

Огонь только что родился (дети садятся на корточки, опускают голову на колени, ладошки соединены перед грудью).

Он ещё слабый, неуверенный.

Огонь растёт, набирает силу (медленно подниматься, руки двигаются из стороны в сторону, поднимаются над головой).

Его языки колышутся из стороны в сторону, начиная свой огненный танец (с поднятыми над головой руками наклоны корпуса вправо-влево. Разъединяют ладони).

Языки пламени то поднимаются выше, то опускаются ниже (приподнимаются на носки, садятся на корточки. Берут в руки ленточки).

А теперь огонь разбушевался (изобразить мимикой).

Стал злым, безжалостным (резко поднимают руки вверх, опускают вниз).

Поочерёдные махи руками вверх-вниз, круговые вращения руками на уровне пояса с приседаниями, круговые вращения над головой с приседаниями. Выпады вправо и влево. Махи прямыми руками.

Огонь утихает (останавливаются).

Природа: Успокоился огонь, надо отдохнуть и всем нам. Ложитесь на коврики на спину, расслабьтесь, нажмите на волшебные кнопки на животиках, закройте глаза. К нам идёт волшебный сон. А о том, что вы увидите во сне, каким вам представится огонь, потом всем нам расскажете.

(звучит медленная тихая музыка).

Природа: А теперь открыли глаза, подняли руки над головой, потянулись. Просыпайтесь, мои дорогие путешественники! Сели по-турецки. Что же вы увидели во сне? Каким вам представился огонь?

(рассказы детей).

Домашнее задание - нарисовать свой сон - огонь.

Природа: Сегодня мы с вами побывали в гостях у 4-х стихий природы.

Подарил нам Воздух ветер ласковый и нежный, чтобы сон наш был спокоен. Земля подарила нам красоту здорового тела. Вода влила нам бодрость и силы. Огонь - свет и тепло в ваши сердца.

И пусть каждый из вас сохранит эти подарки в своём сердце, не растеряет их, а приумножит. А мы подарим четырём стихиям свою песенку - настроение. Закройте глаза. Какой цвет вам сейчас видится? Выберите цветные полоски в соответствии со своим настроением и выложите на стол. Каждому цвету у нас соответствует нотка, проиграем песенку из этих нот, это и будет нашим подарком всем 4 стихиям природы.

(музыкальный руководитель по выбранным нотам наигрывает мелодию песенки - настроения).

А теперь настала пора прощаться. До свидания, ребята! До новых встреч.

(дети под музыку выходят из зала).

Публикации по теме:

Игра «Фоторобот»Игра «Фоторобот» Эту игру еще можно назвать "Составь портрет ".Такие игры мы делали для реализации одной из линий НРК - "Я и мое здоровье". Игра знакомит.

Пособие «Весёлые прописи»Пособие «Весёлые прописи» Предлагаю вашему вниманию пособие "Весёлые прописи", предназначенные для занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Задания помогают.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Времена года и погода
  • Осень
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Итоговое физкультурное занятие с элементами психогимнастики: «Четыре стихии природы»
Опубликовано: 11 марта 2012 в 17:16
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
День матери в детском саду.
День Матери в детском саду. В конце ноября, мы в своём детском саду чествовали мамочек! Так совпало, что праздник « День Матери» совпал с Неделей...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...