Лучший педагог года

Итоговый практико-ориентированный проект «Реализация технологии социального партнерства с родителями»

Надежда Петракова
Итоговый практико-ориентированный проект «Реализация технологии социального партнерства с родителями»

Актуальность темы проекта. Общеизвестно, что период дошкольного детства – это возраст постижения культуры и «выращивания» в ней личности. Поэтому одной из основных задач педагогики является приобщение детей к культурному наследию социума. Именно детскому саду принадлежит ведущая роль в решении этой задачи. Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей: это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей. Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми, равноправие и равно ответственность родителей. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Публикация «Итоговый практико-ориентированный проект „Реализация технологии социального партнерства с родителями“» размещена в разделах

Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовой образовательной программой с учетом возрастных особенностей детей.

Практическая значимость проекта заключается в том, что педагогические коллективы детских садов должны сами проявлять инициативу при организации взаимодействия в микро и макро социуме. О чем говориться в федеральном государственном образовательном стандарте : третья часть «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» пункт №3.2.5,подпункт №5 – взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность,в том числе по средствам создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Нельзя забывать и о том, что в первую очередь в проектировании социокультурного пространства ДОУ должны принимать участие представители главного института социализации ребенка – его родители (Доронова Т. Н. Стратегия согласия //Обруч. - 2012. № 2). Родители и педагоги детского сада – воспитатели одних и тех же детей. Поэтому результат их деятельности может быть успешным только тогда, когда они станут союзниками.

Это сотрудничество должно осуществляться в рамках стратегии согласия и заключается в согласовании того, что может сделать семья, а что – коллектив детского сада. Эффективным механизмом такого взаимодействия может стать система социального партнерства, с помощью которого родители организуют совместную деятельность.

Цели проекта : создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса.

Задачи проекта :

1. Сформировать у ребенка представление о себе, своей семье и социальном окружении.

2. Содействовать улучшению детско-родительских взаимоотношений.

3. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

5. Реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС ДО.

Данный метод предполагает реализацию ряда принципов :

• Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.

• Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в социальную культуру через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.

• Принцип учета возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.

• Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родным и близким, окружающим их людям, труду.

1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ ПРОЕКТА.

Для многих родителей детский сад – это сфера ухода и присмотра за ребенком. Поэтому в решении образовательных задач родители значительно больше доверяют школе. Воспитатели же с опаской относятся к взаимодействию с родителями в силу различных причин, к которым можно отнести их социальный статус в обществе и определенную зависимость от родителей в новой экономической ситуации, когда от количества платных дополнительных услуг, зависит их заработная плата. Очевидно, что проблема изменения позиции воспитателей и родителей особенно остро ставит задачу перестройки содержания и форм общения между ними. Необходимо также учитывать национальные особенности семьи и ее социально-экономическое положение. Социальное партнерство семьи и детского сада необходимо выстраивать на общих интересах, понятных и разделяемых как родителями, так и сотрудниками детского сада.

Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ, для чего необходимо создать следующие условия:

1. Социально-правовые : построение всей работы должно основываться на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, письмах, рекомендациях, а также в соответствии с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности сторон.

2. Информационно-коммуникативные: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ и т. д.

3. Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнюю перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для сотрудников и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов-планов-программ и выборе точек пересечения семьи и ДОУ в интересах развития ребенка.

4. Потребностно-стимулирующие: взаимодействие ДОУ и семьи будет конструктивным, если оно опирается на результаты изучения потребностей и интересов семей; категорий семей; стилей семейного воспитания; ребенка во всех его сферах развития; рейтинга проводимых в ДОУ форм сотрудничества с семьей, позволяющего своевременно корректировать их содержание и структуру проведения. Только в этом случае ДОУ сможет оказать своевременную социальную, психолого-педагогическую медицинскую поддержку семье и ребенку.

Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей: это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей. Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми, равноправие и равноответственность родителей и педагогов доу.

1.1 Принципы взаимодействия с родителями.

В связи с выше изложенным можно выделить принципы взаимодействия с родителями :

1. Открытость детского сада для семьи;

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге». Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

3. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

4. Индивидуальный подход;

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

5. Динамичность;

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Эффективность взаимодействия людей зависит от коммуникативной компетентности (компетентности в общении, т. е. умения устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. Коммуникативная компетентность включает систему знаний и умений (техник, обеспечивающих успешное протекание коммуникативных процессов у человека в различных ситуациях общения. Кроме того, эффективность общения зависит и от того, что А. А. Бодалев (1996) называет «коммуникативным ядром личности», под которым он понимает все, что относится к личности человека и как-то влияет на его общение с людьми, включая черты характера, эмоциональные особенности, перцептивные способности (познание объекта общения, т. е. то, что называют коммуникативными способностями (качествами) (Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб. : Питер, 2009).

1.2 Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Образ Я. Формировать представления о росте и развитии ребенка, его прошлом, настоящем и будущем («я был маленьким, я расту, я буду взрослым). Углублять представления детей об их правах и обязанностях в группе детского сада, дома, на улице, на природе.

Формировать первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные).

Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.

Семья. Углублять представления детей о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории. Дать представление о том, что семья — это все, кто живет вместе с ребенком. Интересоваться тем, какие обязанности по дому есть у ребенка (убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т. п.).

Детский сад. Закреплять представления ребенка о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности с другими детьми. Продолжать знакомить детей с детским садом и его сотрудниками. Привлекать к обсуждению оформления групповой комнаты и раздевалки. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях детского сада.

Родная страна. Продолжать воспитывать любовь к родному краю; рассказывать детям о самых красивых местах родного города (поселка, его достопримечательностях.

Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках. Рассказывать детям о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики).

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155)

2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях»

3. Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного учреждения с родителями : пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М, 2010

4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Е. Н. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд. - М. : Мозаика – Синтез, 2012

5. Телегин М. В. Преимущества советской «Программы обучения и воспитания в детском саду» перед «инновационными» дошкольными образовательными программами // Обучение дошкольников. 2011. №6.

Приложение 1

Реализация проекта :

• проводим родительские собрания в соответствии с перспективным планом работы с родителями детей.

• предлагаем родителям принять участие в проекте :

Тема проекта : «Наша дружная семья! В ней расту счастливым Я!»

Проект должен быть выполнен совместно с ребёнком.

Может быть выполнен в виде:

- коллажа (состаят из рисунка с фотографиями и минимальным количеством текста на листе любого формата);

- маленького фотоальбома (с минимальным количеством текста, добавлением фантазийных моментов);

- либо свой вариант (только в соответствии с темой).

В проекте ребенок может представить свою семью (с бабушками и дедушками и конечно теми родственниками кого пожелает, свой досуг (чем любит заниматься, друзей, игры, увлечения, интересы, всё значимое, что его окружает.

При работе над проектом необходимо заинтересовать ребёнка в совместном создании проекта о нём и его семье. Это поспособствует налаживанию детско-родительских отношений; повысит успешность ребёнка; поможет систематизировать уже имеющиеся знания и новые; полученные в процессе совместной деятельности; ребёнок будет гордиться своей семьёй и собой.

Презентовать проект будет сам ребёнок (с помощью родителей).

Публикации по теме:

Долгосрочный практико-ориентированный проект: «Использование приемов ТРИЗ технологии в развитии речи дошкольников» Автор проекта: Петрова Ирина Владимировна, Воспитатель, высшая категория Содержание Пояснительная записка 1. Теоретическое обоснование.

Практико-ориентированный проект «История теплых варежек»Практико-ориентированный проект «История теплых варежек» ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ «История теплых варежек» Проектирование процесса формирования у дошкольников представлений о истории сознания,.

Практико-ориентированный проект «Я и моя семья» Проект «Я и моя семья» Тип проекта: практико –ориентированный Продолжительность проекта: кратковременный (1 неделя) Участники проекта: дети,.

Информационно-практико-ориентированный проект «Красная книга»Информационно-практико-ориентированный проект «Красная книга» Проект «Красная книга» «. Красная книга – это крик растений и животных о помощи, озвученный языком человека…» Тип проекта: По доминирующей.

Практико-ориентированный краткосрочный проект «Мы любим сказки» Сказка учит добро понимать, О поступках людей рассуждать, Коль плохой, то его осудить, Ну а слабый – его защитить! Дети учатся думать, мечтать,.

Информационно-практико-ориентированный проект «Пожарная безопасность» Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Информационно- практико-ориентированный творческий ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ:.

Проект реализации технологии социального партнёрства с родителями «Если хочешь быть здоровым!» Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя) Тип проекта: познавательно-игровой Участники проекта: воспитатели, дети второй младшей.

Программа социального партнерства с родителями на декабрь в старшей группе «Дошкольное детство» АКТУАЛЬНОСТЬ «Дошкольное детство» уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Одним.

Работа с родителями в рамках семейного клуба «Диалог» как практико-ориентированный подход в условиях реализации ФГОС ДО Работа с родителями в рамках семейного клуба «Диалог» как практико-ориентированный подход в условиях реализации ФГОС ДО Одним из важных.

Взаимодействие педагогического коллектива ДОУ с учреждениями и родителями в рамках социального партнерства Взаимодействие педагогического коллектива ДОУ с учреждениями и родителями в рамках социального партнерства На современном этапе дошкольное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Итоговый практико-ориентированный проект «Реализация технологии социального партнерства с родителями»
Опубликовано: 10 апреля 2018 в 19:42
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД