Папки-передвижки

Итоговый практико-значимый проект «Сказки — несказки» В. Бианки

Раиса Ширяйкина
Итоговый практико-значимый проект «Сказки — несказки» В. Бианки

План.

1. Введение: Жизнь и творчество В. В Бианки

2. Сказки – несказки.

3. Заключение: Значение творчества В. Бианки

Приложение:

1. Конспект занятия в старшей группе

«Знакомство с творчеством В. Бианки. Театрализация сказки «Лесной

колобок – колючий бок».

2. Конспект занятия в старшей группе «Сказка – несказка в. Бианки

«Кто чем поет».

Публикация «Итоговый практико-значимый проект „Сказки — несказки“ В, Бианки» размещена в разделах

«Во мне живёт некая жизненная сила, вижу всё, что у меня было и есть хорошего, светлого в жизни - от этой силы. Благословенна и во мне и в других – в людях, птицах, цветах, деревьях, в земле и в воде».

В. Бианки.

Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном и в этом нам помогают произведения В. Бианки.

Они способствуют умственному развитию детей, их логическому мышлению и развитию речи. Наблюдения служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы. Помогают развивать творческое воображение, фантазию, дают возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывают человека.

За 35 лет творческой работы В. В. Бианки создал более 300 рассказов, сказок, повестей. Всю жизнь он вел дневники и натуралистические заметки. Незадолго до смерти В. Бианки писал в предисловии к одной из своих книг: «Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка».

Виталий Валентинович Бианки – известный детский писатель.

Орнитолог по призванию, исследователь и путешественник по образу жизни, поэт по мироощущению, деятельный и трудолюбивый по натуре. Обладающий незаурядными литературными способностями, хороший рассказчик, и просто добрый, общительный человек.

«Бианки» - фамилия сказочная. Будто и не фамилия вовсе, а имя волшебного героя.

Он обладал редким даром понимания детской души. Обращаясь к детям, он наблюдал жизнь как бы их глазами. Он знал и видел очень много, но лишь самое драгоценное и значительное стремился передать читателям.

Бианки писал о жизни неподражаемого мира животных. Он был лучшим русским писателем – анималистом советского периода. «Переводчик с бессловесного» - так называл он себя. Переводить на язык человеческий и птичий щебет, и всякую другую звериную многоголосицу он научился с детства, как только окунулся в необъятный мир природы и никогда уже не нашел выхода из этого удивительного заповедного мира животных.

Он был страстным охотником, исследователем родного края, влюбленным в красоту лесов и полей, хорошо знающим сложную и многообразную жизнь животных.

Он как охотник всегда был первым разведчиком своего края. Кто знает родные места лучше охотника? Бродит ли он с ружьем или сидит с удочкой на берегу, природа всегда становится источником познания.

Ружье и удочка охотника! Какая удивительная живая сила была заложена в них. Это они поднимали охотника и рыболова чуть свет. Вели в самые глухие дебри, заставляли обшарить все хоженые и нехоженые места.

Счастье тому, кто в своей жизни встречает такого бывалого охотника, мудреца поэта, влюбленного в красоту родных лесов и полей, знающего сложную многообразную жизнь животных и птиц. Посидишь с ним в шалаше на утренней или вечерней зорьке, походишь по болотам, намокнешь под дождем, обсохнешь у костра, и совсем по-другому начинаешь смотреть на природу. Видеть и понимать её станешь лучше, зорче, правильнее. Так соединятся, писали о нем, внутри человека охотник и ученый. И лес перестает быть местом добычи. Ученый будет здесь искать, и находить ключи к её тайнам и богатствам. Ружьё утеряет для него свою привлекательную силу. Разве можно истреблять красоту живого мира? И поэт становится охотником за волшебным словом, о котором мечтал в самом раннем детстве.

Так пришел в литературу В. Бианки и более 35 лет шёл он этой тропой охотника – следопыта – писателя.

Есть среди нас такие люди, которые жадно вбирают в себя голоса природы, шум ветра, пение птиц. Мы не умеем рассказывать о своих ощущениях другим людям. Но среди нас есть редкие люди. Широко раскрытыми глазами ребенка смотрят они на мир. Чутко вбирают в себя все его голоса и всё, что окружающий мир рассказывает им о себе, переводят с языка природы на наш человеческий язык, и мы радуемся их рассказам, всё равно в стихах они или в прозе.

Таким поэтом, воспевающим эту красоту, был В. Бианки. Любовь к природе и интерес к науке сформировались у Бианки ещё с детства. Родился он в 1894 году, в Петербурге, в семье ученого - орнитолога, хранителя отдела птиц в зоологическом музее. С самых малых лет он посещал зоологический музей. Здесь появились первые детские мечты. Дома всегда жило много разного зверья, птиц, был аквариум с рыбками, террариум с черепахами, ящерицами, змеями. Каждое лето семья выезжала за город в деревню. Здесь рыбалка, ловля птиц, выкармливание птенцов, зайчат, белок. И первая дружба с деревенским пастушком – сиротой. С ним строили шалаш, приманивали птиц, приваживали солью косуль. Тут зародилось чувство доброго влечения к птицам, зверятам, насекомым.

Самым первым и главным лесным учителем был его отец. Бианки говорил : «Отец рано начал брать меня в лес. Он каждую травинку, каждую птицу и зверушку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил узнавать птиц по виду, по голосу, по полету, разыскивать самые скрытые гнезда. Учил по тысячи примет находить тайно от человека живущих зверей. И самое главное – с детства приучил всё записывать». Учился в школе, затем в университете. Общался с крестьянами, лесниками, охотниками, лосятниками, медвежатниками – людьми, изумительно знавшими сложную жизнь леса.

А потом первая экспедиция. Шли годы. Его научные знания проникли в старую добрую сказку. Его сказка несет знания. На долгие годы, через всю жизнь Бианки пронёс любовь к сказке. Удивительное в его сказке находится рядом с ним. Добрый волшебник Бианки заставил разговаривать зверей, птиц, насекомых на понятном ребятам языке, заставил действовать по- сказочному. И при всем этом мир живой природы раскрывается здесь с новой точки зрения. Увиденные острым глазом художника и натуралиста персонажи со всеми характерными черточками оживают на страницах сказок.

Но сила и привлекательность ещё и в другом. Если народные сказки пропагандируют активность, стойкость, стремление к достижению цели, утверждают торжество разума и победу добра над злом. Если в основе они всегда оптимистичны – то всё это свойственно и лучшим познавательным сказкам – несказкам В. Бианки.

Бианки – один из самых любимых и гуманных детских писателей о жизни. Он как никто другой, умеет показать настоящую жизнь лесных обитателей – её радости, тревоги и хлопоты, её вечное обновление. Свои рассказы для дошкольников В. Бианки назвал «сказки – несказки». Главная цель писателя – заинтересовать ребят жизнью окружающей их природы, научить любить её, наблюдать за чудесами.

В них перед детьми раскрывается удивительный и неправдоподобный мир живой природы. В них нет волшебных палочек, но чудес в них не меньше.

Бианки раскрыл тайны природы и рассказал нам о них. Он писал о любви к братьям нашим меньшим, научил заботе, милосердию к тем, кто попал в беду.

В его произведениях воссоздан удивительный мир живой природы в каждом столько необычного, чудесного. Поэтому писатель назвал их «сказки – несказки», потому, что с одной стороны, как натуралист он вложил в них научные знания, а с другой стороны

своими «волшебными» словами смог расколдовать многие тайны природы. Вроде бы сказки, а вроде бы нет. Сказка потому, что животные разговаривают, всякий раз появляется новый герой, повторяются сюжеты. Не сказка – узнаем новое о живой природе, о жизни её обитателей, имеем возможность прислушаться. Как выглядит то или иное животное (описание, получаем знания о природе. Произведения, которые очень похожи на сказку, но дают познавательный материал о природе.

Книги В. Бианки о лесе, о его обитателях познавательные, добрые и поэтичные, как сама природа. Уже несколько десятилетий они воспитывают у детей любовь к братьям нашим меньшим. Бережное отношение к родной природе – качества, которые закладываются в детстве, дают хорошие всходы в зрелые годы.

Жизнь зверей, птиц, насекомых полна загадок, разгадывать их не просто. Животные не любят сторонних наблюдателей и хранят свои тайны. Познакомится со всеми тайнами поближе, нам помогает В. Бианки.

С этими историями ребенок с удовольствием окунется в мир родной природы, узнает о повадках животных и научится любить и сострадать. В удивительной форме В. Бианки ведет в гости к настоящим зайцам и ежам, рассказывает о повадках птиц, открывает захватывающие тайны природы.

Стало общим местом повторять, что ребенок – самое пытливое существо на земле, и что большинство вопросов, с которыми он обращается к нам, вызвано насущной потребностью его неутомимого мозга как можно скорее постичь окружающее. Однако, чтобы отвечать на бесконечные детские вопросы, необходимо не только обладать обширными знаниями, но и уметь довести их до ребенка. И здесь, как нельзя кстати приходят книжки Виталия Бианки, одного из самых признанных знатоков живой природы.

Естественно, начинать надо не со знаменитой «Лесной газеты», а с тех небольших произведений, которые сам писатель окрестил «Сказки – несказки».

Чаще всего они построены в форме ответов на закрытые детские вопросы: «От чего у сороки такой хвост?», или «Чей нос длиннее?», «Кто чем поет», «Чьи это ноги?», «Как муравьишка домой спешил?», «Теремок», «Хвосты». В, Бианки знал и помогал малышам раскрывать посильные им тайны.

На основе всех лесных сказок лежат его собственные наблюдения, наблюдениям за жизнью леса и его обитателей. Создавая их, он стремился приучать детей к самостоятельным наблюдениям над родной природой. Нельзя не полюбить милых мохнатых и пернатых героев автора, когда он рассказывает об их повадках, о ловкости, хитрости, умении спасаться и прятаться.

Занимательные сюжеты, симпатичные герои и простой лёгкий слог сделали его «сказки – несказки» первой азбукой лесной жизни, по которой желающий может научиться «читать» окружающий мир. Любимый жанр В. Бианки сказочный, которому писатель дал весьма характерное определение – «Сказки – несказки»т. е. сказки с жёстким реалистическим основанием. Это ведет иногда к весьма неожиданному переосмысливанию сюжетов. Колобок у него, к примеру – ежик «Лесной колобок – колючий бок», вовсе не сказочным, а вполне естественным образом побеждающий своих недругов, попавшего в беду. Муравья лесные собратья не посылают «поплясать», они приходят вовремя на помощь «Как муравьишка домой спешил». «Сказки – несказки» В. Бианки сочетают в себе признаки научно – художественного и фольклорного произведения. Развитие сказочного сюжета дает возможность драматизации, опоры на игровое его исполнение. В связи с народной традицией находится мораль сказок В. Бианки, в которых добро и справедливость всегда оказывается сильнее, но победу одерживает лишь тот, на чьей стороне знание. В сказке «Первая охота» изображен щенок, впервые вышедшей на охоту, и маленький читатель начинает познавать законы природы и секреты её обитателей. Писатель знакомит нас со способами борьбы за жизнь окружающего мира. Кто сливается с фоном. Подражает другим животным и растениям?

Выпь в камышах – «вся в желтые и коричневые полосы раскрашена», удод «лежит на земле, словно лоскут». А каким удивительным теплом родственного внимания к природе согрета сказка о жизни куропачьей семьи и её друге жаворонке («Оранжевое горлышко»). Сколько было пережито трудных, трогательных, опасных, грустных и радостных событий! Как помогли её героям взаимная дружественная поддержка, доброта отношений, забота и товарищество, смелость и умение. Каким светлым чувством пронизана эта сказка. Ведь это те большие человеческие чувства, которые, быть может впервые пробуждает в ребенке прочитанная сказка.

На основе произведений В. Бианки можно не только воспитывать моральные, этические и нравственные качества, но и давать знания о строении, повадках, среды обитания птиц. Наверное, все помнят детскую «Сказку – несказку» В. Бианки «Чей клюв лучше?», где разные птицы убеждали друг друга в преимуществах своего клюва, пока неожиданно появившийся ястреб не прервал этот спор весьма прозаическим образом, скушав несчастного мухолова – зачинателя спора. На основе этой сказки можно познакомить детей со строением птицы. Прежде всего необходимо знать, что клюв важнейшая характеристика птиц, как особого класса позвоночных животных, причем именно разнообразие клювов ложится на основу тематического подразделения. Один вид клюва позволяет нам сразу же сказать, какой корм, где и каким образом добывает обладательница данного «оружия». Клюв – орудие нападения, и орудие защиты при нападении врагов.

В. Бианки очень хорошо понимал детскую душу, он стремился передать им самое значительное из своих огромных знаний.

В «сказках – несказках» В. Бианки просматривается связь с народной сказкой. Наверное из народных сказок пришли в его произведения простота, естественность речи, необходимая для понимания их детьми. В них скрываются огромные знания. Они вводят ребенка в мир живой природы, помогают понять его. В сказках животные рассуждают как люди.

В. Бианки был настоящим мастером литературной сказки. Начиная с «Теремка» и «Лесного колобка» - колючего бока. Это явный намек на устное народное творчество. Только жители теремка В. Бианки звери или птицы в их природной среде обитания, а колобок – ежик, спасающийся от лисы.

Да и мораль сказок, связана с народной традицией. Например, праздное любопытство всегда наказывается.

В «сказке – несказке» «Хвосты» муха докучала и зверям, и птицам, и человеку, чтобы выпросить себе хвост. И в итоге её корова хлопнула хвостом, тем самым избавив всех от назойливой мухи.

В сказке – несказке «Сова» поведано, как тесно связано между собой жизнь птиц, насекомых, зверей и самого человека. Перестала Сова летать на поле, обидел её Старик – и развелось много мышей, покинули поле шмели, некому стало опылять клевер. Не стало хорошего корма корове, корова все меньше стала давать молока. И вот уже нечем Старику забелить чай. Таким образом был наказан Старик Совой. Человек хотя и хозяин природы, но он как никто другой так – же зависит от природы. Из этого произведения дети узнают всё о сове. Чем питается, какую пользу приносит. Так как в сказках скрываются огромные знания, они считаются научно – познавательными.

Создавая свои «сказки – несказки» В. Бианки фактически изобрел новый жанр. Старую сказку писатель наполнил самыми разнообразными знаниями из области природы, но от этого она не перестала быть носительницей морально – этических идей.

Для того, что бы слить в сказке точные знания и фантазию В. Бианки пользуется испытанным средством – антропоморфизмом – очеловечиванием природы, животных. Ребенка не собьешь с толку, что животные в сказках разговаривают, что муха ищет себе хвост для украшения («хвосты», что муравей едет домой верхом на разных насекомых, а птичка – мухоловка выбирает себе лучший нос. Привлекательность сказок В. Бианки еще и в том, что они воспевают любознательность, справедливость, трудолюбие, стойкость, смелость, взаимопомощь, победу добра над злом и многое другое.

В сказках В. Бианки мы почти не чувствуем присутствие автора. В них животные рассуждают и действуют как люди, ведь иначе сказка не была бы сказкой.

Произведения В. Бианки – прекрасный материал для чтения, воспитания и развития детей, особенно сегодня, когда человечество стоит на грани экологической катастрофы.

Творчество В. Бианки имеет огромное значение в воспитании детей, в становлении научно художественной литературы для детей. Писатель разработал новые жанры в детской литературе, новые формы детской сказки. Он был художником слова, умным и зорким наблюдателем. Его произведения дышат свежестью, современностью.

Он сумел отобрать научный материал, незаметно, но последовательно воспитывающий в юных читателях понимание и любовь к природе, постижение окружающего мира. Поражает мастерство писателя в умении собрать богатые сведения в одно динамично развивающееся событие. За кажущейся простотой одного произведения – строгий отбор, обязательный анализ сведений, которые добивались на практике. Ведь нельзя забывать, что В. Бианки был ученым – анималистом.

Его произведения имеют для детей познавательный (получение большого количества новых знаний) и воспитательный (привитие доброты, любви и сострадания) характеры. Мир в его произведениях реален, поэтому он учит детей принимать жизнь реально, такой какая она есть.

«Детство – это пора слепой правды» - писала М. Цветаева. Поэтому детям нужно показывать правду жизни, какой бы она не была, горькой или радостной. А уже на примере этой правды дети должны научиться жить, любить и беречь природу.

В старшей группе часто читаем произведения В. Бианки. Его сказки – несказки очень любимы детьми. Проводили занятия – знакомили с творчеством В. Бианки. (Приложение № 1,2).

Используемая литература.

1. З. А. Гриценко «Литературное образование дошкольников»

4-ое издание Москва Издательский центр «Академия» 2012г.

2. Виталий Бианки «Чей нос лучше?», рассказы и сказки

Москва «Детская литература» 2002г.

3. Виталий Бианки «Лесная газета»

Ленинград «Детская литература» 1983г.

4. Журнал «Дошкольное воспитание» № 3 2002г. стр. 68-71

5. Журнал «Дошкольное воспитание» № 1 1991г. стр. 12-14

Публикации по теме:

«Бианки любим и знаем». Фотоотчет о мероприятии, посвященном творчеству В. В. Бианки«Бианки любим и знаем». Фотоотчет о мероприятии, посвященном творчеству В. В. Бианки Уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас в моем блоге! Хочу поделиться с вами нашими впечатлениями об интересном мероприятии в год Экологии.

Длительный социально-значимый проект для школы первой ступени обучения «Оставь свой след на Земле» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Тарко-Сале Пуровского района Длительный.

Итоговый практико-ориентированный проект «НОД с использованием инновационных педагогических технологий» Тема: «Волшебный мир С. Я. Маршака» «Спокойно. Мудро. С чувством собственного достоинства. Его творчество стало частью души нескольких.

Практико-ориентированный проект «Новогодний сундучок»Практико-ориентированный проект «Новогодний сундучок» В работе с родителями активно внедряю метод проектов, позволяющий совместно с родителями решать образовательные задачи. Так, в канун Нового.

Практико-значимая работа «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста на основе сказки А. С. Пушкина» ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУММАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ.

Практико-значимый проект «Занятие на тему: «Моя семья. Наш род» старшая группа (по УМК Добрый мир)Практико-значимый проект «Занятие на тему: «Моя семья. Наш род» старшая группа (по УМК Добрый мир) ель проекта: - формировать у детей понятие «семья»; представление детей о семье, семейных и родственных отношениях; - расширять представления.

Практико-ориентированный проект «Кубигород» Основопологающий вопрос: как использовать для развития и обучения детей с нарушением речи разные упражнения, созданные на основе объемных.

Проект «Лесные жители» (по литературным произведениям Виталия Бианки)Проект «Лесные жители» (по литературным произведениям Виталия Бианки) Что надо сохранить от ребенка в душе взрослого? Широко раскрытые на мир глаза. Непосредственность. Горячую на все отзывчивость. Чистоту.

Социально-значимый проект «Новогодние хлопоты» Актуальность проекта. С большим нетерпением все дети ждут Новогодний праздник. Даже далеко не все взрослые знают, откуда пошла традиция праздновать.

Социально-значимый проект по разработке и внедрению модели социализации и взаимодействия детей с разными возможностями Паспорт проекта Наименование проекта «Детство, в котором все окна распахнуты в жизнь» (разработка и внедрение модели социализации и взаимодействия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Итоговый практико-значимый проект «Сказки — несказки» В. Бианки
Опубликовано: 28 февраля 2017 в 13:37
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД