Лучший педагог года

Из личного опыта: «Форма работы с семьей в период адаптации детей 3-го года жизни»

Елена Малафеева
Из личного опыта: «Форма работы с семьей в период адаптации детей 3-го года жизни»

Из личного опыта :

«Форма работы с семьей в период адаптации детей 3-го года жизни»

Каждый человек хранит в себе память о детстве, отрочестве, юности.

«Я» для другого — тот или иной, юный или взрослый.

«Я» для себя самого — единство прожитого и пережитого, сумма всех возрастов и состояний. В памяти и воображении я могу перенестись в любое из них. И хорошо, если память обширна и воображение отзывчиво, а прожитое и пережитое насыщено добротой и мудростью жизни. И это состоится само собой, если в детстве рядом с ребёнком Ум и Сердце взрослого.

Публикация «Из личного опыта: „Форма работы с семьей в период адаптации детей 3-го года жизни“» размещена в разделах

Детский сад - первое общественное воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества этой работы дошкольного учреждения в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Я хочу поделиться опытом работы с родителями в нашем детском саду. Детский сад, в котором я работаю, - это моя семья. В эту семью входят мои воспитанники, их родители и, конечно же, мои коллеги, сослуживцы. Наш детский сад - добрый, тёплый дом, а не место усиленного воспитания. Дети и взрослые едины. Условия жизни детей в нашем детском саду максимально приближены к домашним. Соблюдаются семейные и национальные традиции (совместные праздники, дни рождения, день сказки и т. д.).

Для того чтобы взаимодействие осуществлялось в интересах личности ребенка, семья для нас не должна выступать как объект воздействия. Я объясняю родителям, что семья для дошкольника — жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития личности. Для себя мы определили следующие цель и задачи:

Цель: Обеспечить заинтересованность родителей в создании комфортных условий в период адаптации ребенка к детскому саду.

Задачи:

1. Обеспечить психоэмоциональное благополучие ребенка.

2. Повышать эмоциональную чувственность взрослых к значимым переживаниям ребенка.

3. Реализовывать принципы взаимодействия педагогов с родителями.

4. Установить доверительные и партнерские отношения с родителями.

5. Создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

6. Вовлечь семьи в жизнедеятельность группы.

7. Создать развивающую среду в соответствии с личностно-ориентированной моделью взаимодействия взрослых и детей.

Содержание и формы организации работы с родителями

Работа детского сада с родителями по своему содержанию и формам организации очень разнообразны. Это, конечно же, индивидуальная работа с родителями :

работа с родителями, впервые определяющими детей в детский сад,

посещение детей на дому и знакомство с условиями их семейной жизни и воспитания,

индивидуальные беседы с родителями и консультации. Работа с коллективом родителей:

групповые и общие родительские собрания,

родительские уголки,

родительский лекторий,

открытые родительские дни и занятия,

совместные праздники,

работа с родительским комитетом,

родительские конференции,

день открытых дверей, ^ фотовыставки,

творческие совместные выставки,

информационная корзина,

день открытых дверей,

«Неделя здоровья»,

«Деловая гостиная»,

Летопись (альбом) «Наши дети»

Основные направления деятельности педагогов

Я тесно взаимодействую со всеми структурными подразделениями детского сада: медсестра, педагоги дополнительного образования, психолог, музыкальный руководитель, руководитель физкультуры.

Основными направлениями деятельности педагогов детского сада являются:

1. Изучение потребностей родителей в образовательных услугах (для определения содержания и форм работы,

2. Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Характеристика семейных отношений в современной семье.

Изучая современную литературу, периодическую печать, специальную литературу, статьи дошкольных изданий, я сделала вывод, обобщающий характеристики семейных отношений в современной семье :

1. Современные родители — это родители, воспитанные поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не на эмоциональное развитие, не на развитие внутреннего мира чувств, переживаний.

2. Особенность современной семьи связана с поиском заработка, перегрузкой на работе, сокращением свободного времени у родителей — все это приводит к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости и стрессам.

3. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенку ставят как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.

Хочу вам предложить основные принципы, которых я стараюсь придерживаться в работе с родителями :

1. Умение создать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу.

2. Внимание к проблемам родителей, к их субъективным переживаниям.

3. Гибкость, подвижность образовательной стратегии.

4. Способность к оказанию психологической поддержки.

5. Ориентация на стимулирование самообразования родителей.

6. Способность видеть малейшие достижения и вселять уверенность в успехе.

7. Положительный настрой на беседу с родителями по любой проблеме (даже самой острой).

8. Проявление педагогического такта и морально-этических норм при работе с родителями.

9. Искреннее желание помочь родителям в сложной педагогической ситуации.

10. Недопустимость сравнения провинившегося ребенка с другими. При рассмотрении конфликтных ситуаций разбор самих ситуаций, а не личностных качеств ребенка и его родителей.

Для выстраивания дальнейшей работы я провожу анкетирование с целью выяснения образовательных потребностей родителей. Получив реальную картину о каждой семье воспитанников, я вырабатываю тактику своего общения с каждым родителем и планирую свою работу с ними.

Поэтому на этот учебный год я определила для себя задачу: «Система работы с семьёй по социально - бытовой адаптации детей первой младшей группы в детском саду».

С заведующей, старшим воспитателем и медицинской сестрой мы составили план по работе с родителями на текущий год. В плане отразили всю тематику групповых собраний, праздников, открытых занятий для родителей и т. д.

Моя группа обычно комплектуется постепенно, поэтому у меня есть возможность предварительно посетить семьи моих будущих воспитанников. Обычно я это делаю так: отправляясь в первый раз в семью будущего воспитанника, я уже познакомилась с родителями (или с одним из них) в период первого посещения семьи детского сада.

Если я решила посетить данную семью, согласовываю с родителями, когда удобнее мне встретиться с ребёнком в домашних условиях. Важно, чтобы родители поняли, что я приду в семью именно с этой целью. В домашней обстановке мне легче найти контакт с ребёнком. Обычно дети охотно отвечают на мои вопросы:

- С кем ты живёшь?

- Как зовут твоих кукол?

- Хотят ли они в детский сад?

- Что они будут делать, когда ты пойдёшь в детский сад?

- Кто тебя будет приводить в детский сад?

- Какую игрушку возьмёшь с собой?

- Что ты оденешь, когда пойдёшь первый раз в детский сад?

Прошу у ребёнка одну из игрушек, чтобы поместить её заранее в группу. Приход ребёнка в детский сад будет ожидаем.

Родителям при посещении детского сада предлагаю принести семейную фотографию в группу, объясняю, дети быстрее будут знать, - чья это мама. Всё это облегчит ребёнку период адаптации.

Из личных бесед с родителями я выясняю, какие привычки сложились дома в процедурах еды, отхода ко сну, пользования туалетом и т. п. Какие требования предъявляют к ребёнку при этом родители. Это помогает мне вести успешнее работу на начальном этапе адаптационного периода.

Знакомство с родителями группы продолжаю социологическим обследованием. В анкету включила такие вопросы как: состав семьи, её культурный уровень, интересы родителей и другие. Выяснение этих вопросов было необходимо для проведения дальнейшей работой с родителями, а также было необходимо знать в каких условиях живут семьи, с какими группами родителей мне предстоит работать в дальнейшем, как помочь ребёнку в первые дни его пребывания в детском саду, как лучше наладить контакт с родителями.

Чтобы узнать лучше детей, которые поступили к нам в детский сад, мы проводим анкетирование «Что вам нужно узнать обо мне».

Эта анкета необходима была мне для того, чтобы уже с первых дней пребывания в детском саду исключить сильные стрессовые переживания, продумать индивидуальный дифференцированный подход к каждому ребёнку и родителю.

Период адаптации протекает у каждого ребенка по-своему. Адаптационные листы, рекомендованные Алямовской В. Г., во многом облегчают мне работу в этот нелегкий период.

Приём детей я провожу вместе с родителями с целью смягчения периода адаптации. Мама остается с ребёнком в первые дни пребывания в детском саду столько, сколько необходимо ребёнку, в основном это было 4-5 дней. Считаю, что такой приём помогает мне ближе познакомиться с ребёнком, его мамой, больше узнать о семье ребёнка. Вместе с мамой мы оказываем ребёнку психологическую помощь при вхождении в новую социологическую ситуацию.

Такое уважительное отношение к ребёнку и его родителям располагает родителей и у них рождается симпатия к педагогам детского сада, а это в свою очередь передается и ребёнку, что и облегчает его адаптацию к новым условиям.

В первых числах октября мы проводим совместный праздник «Здравствуй, новичок». Радуются и веселятся все и взрослые, и дети, а потом - чаепитие. Перед праздником проводится родительское собрание. Я рассказываю о том, по какой программе будем работать с детьми, какая помощь в воспитании и обучении потребуется от родителей, как много нового и интересного узнают их дети в нашем детском учреждении. Знакомлю родителей с членами педагогического коллектива. Рассказываю, что в нашем детском саду всегда готовы встретиться с вами и детьми специалисты (дефектолог, логопед, медперсонал).

В заключении, хочу сказать благодаря такому подходу к работе, наши дети многому научатся в течение учебного года, благодаря совместным усилиям родителей и педагогического коллектива группы. Но самое главное, что дети с удовольствием посещают детский сад; родители идут к нам со своими печалями и радостям, мы становимся дружной семьёй — дети, родители и работники детского сада. Хочется ещё раз подтвердить народную мудрость:

«В семье лад - не нужен и клад».

Публикации по теме:

Организация работы с родителями детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению Поступление ребенка в детский сад - новый период не только в жизни ребенка, но и семьи в целом. Для малыша – это, прежде всего, первый.

Организация работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ «Организация работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ» Начав работу, поставила перед собой следующие задачи: - знакомство с режимом.

Интересная форма работы с семьей. Семейный конкурс «Родительский дом, начало начал» Цель: Создать семьям воспитанников условия для проявления их творческих способностей, нравственно-патриотического воспитания. Задачи: •Привлекать.

«Родительские собрания как инновационная форма работы с семьей в условиях современных требований» (из опыта работы) Родители - самые главные воспитатели в жизни своего ребёнка. А дошкольные учреждения, школы, ВУЗы направляют, поддерживают детей в их дальнейшей.

Модель организации адаптации детей раннего возраста средствами фольклора (из личного опыта) Поступление ребенка в детский сад – сложный и ответственный период в жизни ребёнка и взрослых. В этот период происходит адаптация малыша.

Обобщение опыта работы «Разнообразные формы работы с семьей для создания единого пространства» Условия возникновения опыта Контингент моих воспитанников разнообразен и представлен разными социальными слоями. Итоги наблюдений, анализ.

Организация работы по обеспечению благоприятных условий для адаптации детей к детскому саду (Из опыта работы) В настоящее время невостребованные в 90-х годах ясли переживают настоящий «бэби бум». Родители вынуждены записывать своих детей в очередь.

Особенности логопедических занятий в период адаптации ребёнка к условиям детского дома (из опыта работы) Ноябрь 2014 г. Работа логопеда на первом этапе с вновь прибывшим ребенком начинается с наблюдения за поведенческими реакциями ребенка, его.

Занятия с элементами тренинга с родителями и детьми в период адаптации к условия детского сада (из опыта работы) ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптация - это приспособление.

Значение правового воспитания в жизни ребенка из личного опыта Ребенок приходит в мир беспомощным и беззаботным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых. Антуан де Сент – Экзюпери писал:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из личного опыта: «Форма работы с семьей в период адаптации детей 3-го года жизни»
Опубликовано: 13 июля 2015 в 12:43
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД