Лучший педагог года

Из опыта работы. Арт-терапия

Юлия Облавацкая
Из опыта работы. Арт-терапия

Из опыта работы по теме. 2016-2017 года.

Внутренний мир ребенка с особыми образовательными потребностями сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды. Познать свое «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своем здоровье? Из многих, используемых в работе техник и методов работы, я поделюсь опытом работы в синтезировании наиболее эффективных арт-терапевтических техник в рамках деятельности по развитию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Публикация «Из опыта работы, Арт-терапия» размещена в разделах

Я решила, что необходимо использовать эффективные технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие особых детей, коррекционное и диагностическое. Одной такой технологией, несущей коррекционные и развивающие возможности, на мой взгляд, является арт-терапия. На протяжении 7 лет я использую элементы разновидностей арт-терапии с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Особому ребенку приходится преодолевать многие трудности в общении, и прежде всего — со сверстниками. Дети сталкиваются с разной природной энергетикой, с разной культурой речевого и эмоционального общения сверстников, с разной волей и отличным чувством личности. Столкновения эти приобретают выраженные экспрессивные формы, например, агрессивные реакции, плаксивость, двигательную расторможенность.

Ребенок, с особыми образовательными потребностями находится в большой эмоциональной зависимости от родителей, воспитателей, психолога. Так называемый эмоциональный голод — потребность в положительных эмоциях значимого взрослого— во многом определяет поведение ребенка.

Одной из наиболее распространенных и серьезных педагогических проблем является проблема эмоциональной неустойчивости, неуравновешенности детей. Родители и педагоги не знают, как себя вести с детьми чрезмерно упрямыми, обидчивыми, драчливыми или, например, с детьми, слишком болезненно переживающими любое замечание, плаксивыми, тревожными, что является характерными чертами большинства детей с психическими нарушениями.

Таким образом, дефектолог при взаимодействии с ребенком должен постоянно помнить об особенностях его эмоциональной сферы, способствуя аффективной регуляции ребенка и оптимальным способам его социализации. И помогать родителям и педагогам понимать и принимать, уметь находить оптимальные пути общения и взаимодействия со своим маленьким счастьем.

В основе работы с детьми лежит психологическая помощь, которая обеспечивает необходимое ощущение психологической защищенности каждому особому ребенку в отдельности и группе детей в целом; предполагает особое внимание к личностным проблемам ребенка, так как успех обучения и воспитания зависит от эмоционального благополучия маленькой личности. Существует немало способов реализации этой задачи. Я определила ля себя свой путь – арт-терапия, в частности цветотерапия - «общение цветом».

Цветотерапия имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет менять дидактические подходы к процессу коррекции и обучения, воспитания и развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности дефектолога (психолога) и воспитанника с особенностями развития. Использование средств арт-терапии дает возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных видах деятельности.

Каждый ребенок с особенностями в развитии может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности.

Я преследую определенные цели:

Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети (как с особыми образовательными потребностями, так и дети с нормой развития) учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с дефектологом.

Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который чаще деформирован, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими. Хорошие результаты достигаются в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности.

Психотерапевтические. “Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.

Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка, с ограниченными возможностями здоровья. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Арт-терапия выявляет и внутренние, глубинные проблемы личности. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам.

Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

Дело в том, что психика человека состоит из двух частей: сознательной и бессознательной. И детская психика не исключение. Все переживания, травмирующие события, неприятные эмоции, если они не были гармонично прожиты, через какое-то время перемещаются из сознания в бессознательное. Оттуда они появляются в виде страхов, кошмаров, повышенной капризности или возбудимости. И это состояние у детей с психическими нарушениями умножается. Поэтому так важно своевременная и эффективная помощь.

И еще есть защитные механизмы психики, которые, как воины, оберегают от постоянного осознания неприятных переживаний. Но они же и мешают с ними работать. Ведь особому ребенку порой невозможно объяснить, что бояться врачей не стоит, что страшных монстров на самом деле нет. Так вот для работы с такими «неприступными» переживаниями и нужна арт-терапия. Она позволяет мягко и деликатно, в игровой форме обойти защитные механизмы, понять: какие переживания есть у ребенка и также ненавязчиво их скорректировать, показать новый способы общения и самовыражения.

Еще одним неоспоримым плюсом в данном случае является возраст «клиентов». Дело в том, что взрослый человек уже скован имеющимися у него установками: «я рисовать не умею», «слон должен быть обязательно похож на слона», «если я это нарисую, то все сразу поймут, что со мной что-то не так». Он защищается от вторжения в свой внутренний мир, так как боится показаться смешным, нелепым или слабым.

Так поступают взрослые, но только не детки! Если они еще не успели приобрести взрослые установки, то будут с восторгом рисовать слона на двух ногах с ушами, как у зайца; будут лепить домик, и неважно, что он получается косым. Они еще не боятся показаться какими-то не такими. И в этом их огромное преимущество: они открыты для изменений.

Также именно благодаря юному возрасту, терапия цветом оказывается для них столь эффективной. Они действительно ощущают цвет, «вживаются» в роль, которую играют в специальной сказке, они действительно верят, что если нарисовать свой страх, а потом спрятать его в «ловушку для страхов», то он там и будет. И ведь они совершенно правы! Главное, это вера в достижение успеха. А если она есть, то любой метод будет эффективным.

Работа с цветом, в рамках арт-терапии, предполагает следование принципам:

1. Занятия арт-терапией предполагают использование ребёнком разнообразных изобразительных средств с целью выражения с их помощью содержания своего внутреннего мира.

2. Работа ребёнка протекает в определённых условиях, помогающих создать у него ощущение безопасности и способствовать свободному выражению содержания своего внутреннего мира.

3. Рисование происходит в присутствии специалиста, обладающего достаточным знанием природы художественного творчества и способного понимать психологическое содержание рисунков ребёнка и выступать в качестве посредника в «диалоге» ребёнка со своим рисунком.

4. Арт-терапевтическая деятельность предполагает использование определённых приёмов, помогающих ребёнку осознать отражённые в его рисунке содержания его внутреннего мира.

Организация работы

• Открытое участие и поддержка, но не руководство и вмешательство.

• Специально выбранное время. Для детей с нарушениями в развитии лучше выбирать время с 9: 00 до 11:00

• Подготовленное пространство.

• Нет критике и оценке!

• Важна рефлексия, самоанализ.

В работе я использую следующие арт-терапевтические техники (фотоотчет на моей страниц Международного образовательного портала MAAM.RU - https://www.maam.ru/users/ltdjxrfvfhcf)

• Техника «мандала» (рисование в круге) – включает в себя спонтанную работу с цветом и формой внутри круга, способствует изменению состояния сознания ребенка и открывает возможность для личностного роста.

• Техника направленной визуализации – стимулирование и направление потока воображения ребенка в определенное русло.

• Техника образа и пластики настроения – работа с пластилином, тестом или глиной используется для снятия мышечного напряжения, а также способствует развитию навыков самоконтроля, формирует творческую активность. Особенно часто стараюсь использовать данную технику в работе с детьми с ДЦП, с низким мышечным тонусом.

• Техника работы с песком – такая работа дает возможность для выражения самых разных чувств, хорошо снимает агрессию.

• Техника каракулей – использую в работе с гиперактивными детьми как инструмент развития ценных социальных качеств, повышение самооценки. Каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают мышечное напряжение.

• Техника «Волшебный клубочек» - помимо того, что данная техника развивает воображение и фантазию, она хороша еще и тем, что идеально подходит для робких и застенчивых детей.

• Техника телесно-ориентированной терапии.

• Рисование пальцами

Почти во всех перечисленных выше способах создания изображений происходит спонтанный переход детей на рисование пальцами и ладонями.

Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь — плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок. Это целый ритуал!

• Кляксография (дорисовывание клякс). Используется при повышенной возбудимости.

• Рисование двумя кисточками одновременно. При повышенной возбудимости.

• Рисование мыльными пузырями, смешенными с гуашью. Детям предлагают выдувать пузыри через трубочку для вытеснения агрессии.

• Точечный рисунок (ватными палочками, пробками, крышками) для снижения агрессии.

• Монотипия – рисование на одной стороне бумаги, которую потом складывают пополам. Используется для снижения агрессии.

• Оттиск мятой бумагой. Для снятия негатива, выплеска эмоций.

• Рисование на мятой бумаге. Для робких и тревожных детей.

• Рисование ватными шариками. Ребенку предлагают окрасить ватный шарик в краске, положить на бумагу, лежащую на подносе, и шевелить поднос, чтобы шарик перекатывался. Используется при коррекции повышенной возбудимости и истерических состояний.

• Рисование на марле (капель). Коррекция истерических состояний.

• Рисование цветными карандашами, скрепленными резинкой или скотчем. Используется при коррекции истерических состояний.

• Музыкальная терапия, музыкальная релаксация.

• Включение в работу элементов темной сенсорной комнаты.

Наибольшего эффекта достигаю, используя техники в сочетании с музыкотерапией: мелодии релаксации, мелодии активации и др.

Учитывая особенности развития и формирования познавательных процессов особых детей, подбираю простые техники и приемы, Интересными и привлекательными для конкретного ребенка, подбирая нетрадиционные способы рисования и работы с цветом. Новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации. Особые дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом, например, с помощью сухих листьев или ниток.

Сочетая в своей работе проверенные временем техники и инновационные, достаточно быстро добиваешься положительного результата, так как для дошкольников подобная деятельность является очень необычной, интересной и увлекательной, а это в свою очередь, помогает дефектологу наладить взаимодействие и достичь желаемого эффекта.

Арт-терапия включает в себя как изотерапию, так и хромотерапию, изучающую свойства цвета. Издавна было замечено, что цвет оказывает благотворное или негативное воздействие на ребенка, так как зрение является одним из важных видов чувств. Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативную, влияющую на поведение. Даже если ребенок с нарушением зрительного анализатора, опираясь на остаточное зрение, добиваемся тех же эффектов.

Например:

• Синий цвет - оказывает успокаивающее воздействие, помогает расслабиться, способствует снятию напряжения. Используется при коррекции невротических реакций, беспокойства, повышенной возбудимости и агрессии.

• Зеленый - успокаивает, способствует улучшению настроения, оказывает благотворное влияние на соматически ослабленных детей и детей с ослабленным зрением. Используется при коррекции повышенной возбудимости, тревожности, гиперактивности.

• Розовый – оказывает тонизирующее воздействие при подавленном состоянии. Используется при коррекции неусидчивости, невротических реакций, переутомлении.

• Желтый - это цвет радости и в тоже время покоя, он способствует нейтрализации негативных действий. Используется при коррекции гиперактивности, при формировании самоконтроля и для повышения самооценки.

• Красный – активизирует ребенка, стимулирует многие психические процессы, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты. Однако изобилие красного цвета может спровоцировать раздражение. Красный цвет рекомендуется использовать при коррекции страхов, инертности и апатии.

• Фиолетовый - оказывает угнетающее действие, снижает настроение, поэтому он используется как вспомогательный цвет.

• Коричневый – способен вызывать чувство вины, соответственно тоже используется как вспомогательный.

• Черный оказывает угнетающее действие, вызывает страх. Используется с осторожностью и при полном доверии и открытости ребенка.

Безусловно, дефектологу, психологу, воспитателю и даже родителю необходимо владеть информацией о цветотерапии и использовать эти знания в воспитательно–образовательном и коррекционно – развивающем процессе детей, с ограниченными возможностями здоровья. Зная проблемы ребенка, его особенности, можно подобрать краски нужных цветов и предложить вместе их смешать, чтобы затонировать бумагу, а потом на ней порисовать. Детям агрессивным или с повышенной возбудимостью лучше предлагать рисовать на голубом фоне. Детям замкнутым, застенчивым лучше рисовать на оранжевом фоне. Ослабленным детям хорошо предложить для рисования розовый фон. Затем выполнять рисунки соответствующими цветами и т. д.

Кроме систематической работы с детьми, проводится работа с родителями : информационные стенды, буклеты, круглые столы; а так же работа с педагогами : лекции, селекторы и тд. (часть работы представлена в приложениях, а так же на CD-диске и на моей страниц Международного образовательного портала MAAM.RU - https://www.maam.ru/users/ltdjxrfvfhcf

На протяжении семи лет работы в данном направлении, я вижу следующие результаты:

Обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придает ребенку (даже в случае агрессивного поведения) социально приемлемые, доступные формы.

Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей с ограниченными возможностями.

Дает возможность невербального контакта, способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.

Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции.

Эффективная, непринужденная диагностика.

Оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.

В течении учебного года в группе выполнено:

o Создание центра Цвета,

o Работа с ИКТ : «Возвращение цвета», «Радуга-дуга», «Радуга поведения», «Вежливая история», «Эмоции Диснея»,

o «Психогимнастика в ДОУ» - выступление на районной педагогической конференции,

o «Влияние двигательной активности на психику ребенка» - выступление на методическом объединении,

o «Цветотерапия, как стимул интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста» - выступление на педагогическом совете.

o Реализация кратковременных педагогических проектов.

o Работа с родителями :

- разработка буклетов «8 способов избежать конфликтов с ребенком», «Стили семейного воспитания и их влияние на поведение ребенка», «Что скрывается за детскими рисунками».

- памятки: «Комплекс игр в домашних условиях», «Возрастные особенности ребенка», «Индивидуальные особенности ребенка»,

- консультации: «Что скрывается за детскими рисунками», «Как помочь ребенку избежать негативных эмоций», «Язык детского рисунка», «Влияние цвета на ребенка»,

- родительское собрание «Круглый стол, по теме «Семья – залог здоровья, основа жизни»,

- родительское собрание «Родители, пример для подражания».

o Работа с педагогами :

- «Нетрадиционные изобразительные техники» - методическая разработка,

- «Как окружающие цвета влияют на психику ребенка» - консультация,

- «Формирование цветовосприятия и цветоразличения у детей с различными нарушениями развития» - консультация,

- "Цветорелаксация» – мастер –класс.

Публикации по теме:

Арт-терапия как лекарство Арт-терапия как лекарство Нелюбовь к себе легко получить в наследство от таких же не любящих себя родителей, или напротив, от родителей-нарциссов,.

Арт-терапия в детском садуАрт-терапия в детском саду В каждом ребенке от рождения заложен интерес к познанию и созиданию. И, познавая, дети неизбежно созидают: новые слова, новые игры, новые.

Арт-терапия в коррекции РАС Основные преимущества арт-терапии при аутизме заключается в коррекции поведенческих реакций. У детей с РАС обычно возникают проблемы с самовыражением.

Детское занятие по групповой арт-терапия «Завтрак-обед-ужин» Изо техника "Завтрак- обед -ужин"[/i] Цель: диагностика и коррекция восприятия себя в окружении других людей Задачи: -стабилизация самооценки;.

Групповая Арт-терапия в занятиях с детьмиГрупповая Арт-терапия в занятиях с детьми Изо техника " Завтрак- обед -ужин[/b] Цель: диагностика и коррекция восприятия себя в окружении других людей Задачи: -стабилизация.

Мастер-класс «Арт-терапия как метод профилактики нарушений психического здоровья школьников» ЦЕЛЬ: ознакомление педагогов с арт-терапевтическими технологиями как одним из эффективных методов обучения. ЗАДАЧИ: - познакомить педагогов.

«Арт-терапия как здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста». Педагогические чтения Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию небольшое исследование одного из видов здоровьесберегающих технологий, направленных.

Песочная арт-терапия Песочная арт-терапия в детском саду Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб Вера в Детство.

Песочная арт-терапия как один из методов работы с детьми с РАС В психолого-педагогической коррекционной работы с детьми с РАС мы принимаем песочную -терапию. Метод представляет собой невербальную форму.

Проект «Арт-терапия» как здоровьесберегающая технология в экологическом образовании дошкольника Проект «Атр – терапия, как здоровьесберегающая технология в экологическом образовании дошкольника» Тип проекта: информационно – творческий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы. Арт-терапия
Опубликовано: 23 июля 2018 в 10:14
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД