МААМ-картинки

Из опыта работы «Чтение познавательной природоведческой литературы»

Ольга Мироненко
Из опыта работы «Чтение познавательной природоведческой литературы»

Детство – время познания ребёнком окружающего мира, время формирования психофизического, нравственного, интеллектуального, эстетического облика личности; время - когда мы можем ему помочь понять реальную жизнь, читая познавательную природоведческую литературу. Малыш познаёт мир через общение с матерью, с близкими людьми: при рассматривание книг и слушании интересной сказки или рассказа. Первые его книги: «Кто это?», «Сорока – белобока», «Курочка Ряба» и многие другие. В детстве ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественные произведения; искренне от души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникнет. Она зависит от того, что читают, как часто, и каким образом. Рассказы и сказки должны быть понятны юному слушателю, интересны и увлекательны. Слушая и воспринимая книгу, ребёнок, учиться думать, размышлять над новой информацией, анализировать, сопоставлять, делать выводы. У него развивается память, мышление, внимание, воображение. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, и даёт дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка, а мы воспитатели помогаем малышу закрепить полученные знания ведя наблюдения и рассматривания в повседневной жизни.

Публикация «Из опыта работы „Чтение познавательной природоведческой литературы“» размещена в разделах

Одним из первых писателей-природоведов для детей есть Виталий Валентинович Бианка. Виталий Бианка – писатель, который писал научно-художественные книги для малышей.

Прочитали детям сказку Виталия Валентиновича «Как Муравьишка домой спешил», узнали, что унесённому ветром в лес муравью помогли попасть домой, вовремя, до захода солнца: майский жук, гусеница, водомер и кузнечик. В сказке муравей думает, чувствует, переживает, как человек. Мы узнали, как передвигается гусеница, переставляет свои мохнатые ножки паучок, прыгает кузнечик и т. д. Мы на своём участке увидели его, рассмотрели его ажурную паутинку, и нам даже удалось быть свидетелями как он ловко развешивает свою паутинку и умело ловит свою добычу. Дети ответили на все заданные вопросы по этой сказке, рассмотрели картинки к сказке, побеседовали о прочитанном и пришли к выводу, что жить одному без друзей в этом мире трудно, одиноко и опасно. Как – то раз, выйдя на прогулку, мы вместе с детьми наблюдали за снующими муравьями: то они тянут, казалось бы, непосильную соломинку, то несут опавшие цветы с деревьев на своих хрупких телах, то хотят затащить себе в кладовую, обездвиженное тело шмеля. У нас нет на участке муравейника, но это не мешает детям с любопытством наблюдать за работой этих насекомых в других местах на территории детского сада. Мы часто проводим наблюдения за солдатиками, которые греются на стволе липы. Ребятам это нравится и интересно. Иногда мне кажется, что когда дети наблюдают за живыми существами, то они даже перестают двигаться и дышать, как бы замирают.

Через несколько дней на своём участке мы были свидетелями, как большая красивая гусеница шёлкового шелкопряда вольяжно передвигалась по машине. Она была нежно-зеленого цвета с мелкими голубыми цветами по всему её телу, а из этих цветов торчали очень длинные и плотные ворсинки, на её присосках как бы были надеты коричневые сапожки. Ребята впервые увидели такую красоту, у них горели глаза и были восторженные лица. Сказка В. В. Бианки «Первая охота» показывает детям способности животных к маскировке от таких охотников, как щенок-малыш. Показывает разнообразные формы защиты животных: одни ловко обманывают, другие прячутся, третьи пугают, четвёртые – отбрасывают хвост, за который их поймали. Мы учим наших детей, чтобы они по-своему незнанию и неопытности не причинили вреда этим беззащитным существам, а бережно, осторожно и с любовью относились ко всем живым объектам.

Содержание книг В. Бианки научно достоверно, оно помогает детям познавать природу во всем ее многообразии.

Главный герой произведений Пришвина - умный и любознательный человек, относящийся к природе любовно и бережно.

Писатель-природовед Е. Чарушин любит наблюдать за животными. Рассказы Чарушина производят тем более сильное впечатление, что он сам их иллюстрирует.

Тема произведений Н. Сладкова - жизнь детенышей зверей и птиц. Сладков дает детям знания о природе в форме реалистического рассказа

Иногда мы перед чтением какого-либо произведения рассматриваем объект сначала в природе, а потом уже опираясь на какие-то уже полученные знания, читаем рассказ или стихотворение. Так мы ранней весной, когда появляются первые кустики мать – и - мачехи, воспитатель может прочитать детям коротенькое описание этого растения из рассказа Н. П. Павловой «Ранняя весна».

Ранней осенью мы стараемся доставить детям удовольствие от наблюдений за осенней природой, и поможет нам в этом не только непосредственное осязание красот осени, но и стихи: «Листопад» - И. А. Бунина; Зимой мы любуемся красотой зимней природы, и учим стихи наших замечательных поэтов, писателей: «Зима» - К. Д. Ушинского; В. В. Бианки «Книга зимы» и т. д.

Художественная литература в поэтических образах открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, она даёт маленькому слушателю, не только знания о природе, но и воспитывает в детях любовь к окружающему миру, понимание добра и зла. Она учит сопереживать, радоваться, сострадать, постигать окружающий мир не только умом, но и сердцем. До определённого возраста дети воспринимают содержание книги как реальную жизнь, откликаясь на показанные в ней события так же, как и на те, которые происходят вокруг.

Для воспитания у детей ценностного отношения к природе, эстетического и эмоционального отклика на ее объекты в системе экологической работы с детьми используют детскую природоведческую книгу. Детская природоведческая книга - это книга о природе, которая является для детей источником научно-достоверных знаний. В ней писатели-природоведы знакомят детей с природой, используя жанры познавательной сказки и реалистического рассказа. Их произведения не только дают детям знания, но и учат их точной наблюдательности.

Хочется, чтобы наши дети выросли добрыми, чуткими и внимательными, нежными и заботливыми, с большим горячим сердцем;

чтобы любили свою семью, свой родной край, свою любимую Родину. Помогут нам воспитать такими наших детей замечательные русские детские писатели: В. В. Бианка, Е. И. Чарушин, Н. И. Сладков, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. А. Осеева, Н. Н. Носов и многие, многие другие.

У нас в группе есть:

- наборы предметных картинок;

- наборы сюжетных картин;

- наборы картинок животных всех климатических зон;

- фотографии диких животных;

- наборы диких животных;

- набор насекомых;

- коллекция насекомых наших мест;

- вырезки из журналов о временах года;

- сюжеты из знакомых сказок и т. д.

Публикации по теме:

Создание условий для развития познавательной активности ребенка посредством игровой деятельности (из опыта работы) «В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность». Д. Лессинг.

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Чтение художественной литературы Цели: Познавательное развитие. • Познакомить с сезонной жизнью белки. • Расширять и активизировать словарный запас: подстилка, жолуди, лазейка,.

Консультация для воспитателей «Чтение художественной литературы с детьми 5–7 лет» Общественное значение детской литературы трудно переоценить. Она признается во всех цивилизованных странах необходимой областью духовной.

Проектная деятельность как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников (из опыта работы)Проектная деятельность как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников (из опыта работы) «Проектная деятельность, как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников» Содержание индивидуального профессионального.

НОД по ОО «Чтение художественной литературы». Чтение и заучивание стихотворения А. Барто «Снег» (первая младшая группа) .художественная литератураТема:Чтение и заучивание стихотворения А. Барто «Снег»Цель: продолжать формировать умение детей на слух воспринимать.

ОО «Чтение художественной литературы». Чтение стихотворения Д. Хармса «Удивительная кошка» во второй младшей группе ОО «Чтение художественной литературы». Тема: Чтение стихотворения Д. Хармса «Удивительная кошка» 1. Дети сидят на стульчиках. -Ребята, к.

Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей второй младшей группы (из опыта работы) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Открытый показ по ОО «Чтение художественной литературы». Чтение русской народной сказки «Репка» Тема: «Помоги зайчику советом". Цель: формировать представления о добре и добрых делах на основе русской традиции. Идея произведения: согласие.

Перспективный план работы по речевому развитию (чтение художественной литературы) в средней группе в 2015–2016 учеб Перспективный план работы по речевому развитию (чтение художественной литературы) в средней группе в 2015–2016 учеб. год Светлана Носкова.

Перспективный план работы по чтению художественной литературы во второй младшей группе в 2015–2016 учебный год (Развитие речи детей 3-4 лет: Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения / Авторы – составители О. С. Ушакова,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Чтение познавательной природоведческой литературы»
Опубликовано: 20 марта 2016 в 12:47
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД