Папки-передвижки

Из опыта работы «Формирование интереса к чтению у дошкольников посредством развития интереса к сказке»

Елена Алексеевна Карева
Из опыта работы «Формирование интереса к чтению у дошкольников посредством развития интереса к сказке»

Из опыта работы : Формирование интереса к чтению у дошкольников через развитие интереса к сказке.

Чтение – это окошко, через которое дети

видят и познают мир и самих себя”.

В. Сухомлинский

Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок,

который мы можем ему сделать. С. Лупан

Публикация «Из опыта работы „Формирование интереса к чтению у дошкольников посредством развития интереса к сказке“» размещена в разделах

Любой талант нужно открыть, вырастить и воспитать. Читательский талант нужно воспитывать с раннего детства. Только талантливый читатель обладает даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного, переживать, чувствовать себя участником событий.

Читатель в ребенке рождается раньше, чем он научится читать. Ребенок-слушатель - это уже читатель. Еще когда ребенок просто слушает колыбельные песенки, потешки, сказки, дразнилки, загадки, пословицы, былины, рассказы, - у него уже начинает складываться начитанность. Но это не происходит само собой, воспитание интереса к чтению во многом зависит от взрослого, который становится посредником между ребенком-слушателем и писателем. Взрослый, чтобы привлечь ребенка к книге, сам должен любить читать, уметь передавать чувства героев, помогать понять авторский замысел, идею произведения.

К сожалению, у детей с ЗПР недоразвитие многих речевых и неречевых функций приводит к существенным трудностям не только в овладения навыка чтения, но и в восприятии художественного произведения, а так же в понимании смысла услышанного, что в свою очередь снижает интерес к слушанию, а в дальнейшем и к чтению.

На практике мы видим, что у основной массы детей, поступающих в ГКН для детей с ЗПР, снижен интерес к слушанию художественной литературы, прослушав даже простые и короткие произведения, дети не могут понять и передать смысл прочитанного. В беседе, дети не могут вспомнить, какие произведения читают им родители, не могут назвать и передать краткое содержание даже простых сказок для детей раннего возраста (Курочка Ряба, Репка, Колобок).

А ведь именно сказка с самого раннего возраста и на протяжении всего детства сопровождает ребенка. Именно со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы. Сказку можно назвать самым древним и самым мудрым произведением устного народного творчества. Она прививает детям доброту, уважение к старшим, завещает быть достойным и смелым. В народных произведениях кроется огромный смысл, в них заложена вся мудрость и воля народа, его душа.

Все это привело нас, к пониманию необходимости более глубокой работы в данном направлении. Для того, чтобы детальнее изучить данную проблему в нашей группе, мы запустили анкетирование родителей и взяли интервью у детей, детям и родителям задавались практически одинаковые вопросы. В анкетировании принимало участие 9 родителей и детей нашей группы. Анализ анкетирования показал следующие результаты:

Вопросы : Ответы родителей / Ответы детей

1. Нравится ли слушать чтение книг? Да – 8 Иногда -1 / 9 – да

2. Как часто читаете? Ежедневно – 4, раз в неделю,редко – 6 / 3 – часто,

4 – редко; 2 – не читают

3. Какие книги ребенок предпочитает? Разные – 4; сказки – 3;энциклопедии – 3; о природе, животных – 2

Какая у тебя любимая книжка? Алеша Попович – 2, энциклопедии 1, Теремок – 1, Колобок – 1; про Бабу ягу 1, не могли назвать -3

4. Может ли ребенок пересказать сказку? Самостоятельно – 3; с помощью – 6

О чем эта книга? Почти все дети затрудняются объяснить (3 ребенка назвали одним предложением)

5. Какие сказки ты знаешь? Репка, Колобок, Курочка Ряба, Маша и Медведь, Алеша Попович, Иван Царевич и Серый волк, Уличные музыканты (большинство ответов дали 2 ребенка)

6. Посещаете ли вы библиотеку? 2 – редко; 7 - нет / 9 детей - нет

7. Есть ли личная библиотека? Есть – 8, нет ответа 1/ Нет книг 4, много -6

Проанализировав результаты анкетирования и интервьюирования, было решено организовать на группе «Мини библиотеку «Почитай мне сказку, мама!». Перед организацией библиотеки была проведена предварительная работа :

- Экскурсия с детьми в библиотеку ( цель: привлечь интерес детей к книге, знакомство с работой библиотекаря)

- Родительское собрание для родителей «Чтение, как фактор интеллектуального развития ребенка» (на собрании родители были ознакомлены с теоретическими основами вопроса, с результатами анкетирования и интервьюирования, а так же с идеей организации мини библиотеки)

- Разработана памятка для родителей по формированию у ребенка интереса к чтению, а так же по ознакомлению с приемами работы с книгой

Работа Мини библиотеки была организована следующим образом:

- Был подобран репертуар из авторских и народных сказок для детей (книги подбирались яркие, красочные, чтобы привлечь внимание детей)

- В пятницу родители с детьми выбирали книгу для чтения на выходные

- После выходных (в понедельник) педагоги проводили индивидуальную работу по содержанию книг; дети рассказывали воспитателю и сверстникам о чем эта книга, кто главные герои и т. д. Некоторые дети приносили рисунки по наиболее понравившимся сказкам.

Таким образом, за период работы библиотеки (5 месяцев) дети с родителями прочитали в среднем от 12 до 20 сказок.

На следующий год, не смотря на то, что основная часть детей поменялась, мы решили продолжить работу в данном направлении и организовали на группе проект «Сказка ложь, да в ней намек - добру молодцу урок».

Целями данного проекта стали:

формирование интереса к чтению

развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;

социально-нравственное развитие детей посредством знакомства со сказкой

Основные этапы реализации проекта:

I. Подготовительный:

- опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки.

- обсуждение проекта с педагогами и родителями, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;

-подбор материала по теме проекта

II. Основной

Выполнение мероприятий по проекту

III. Заключительный этап:

- Оформление выставки «По дорогам сказок»

- Развлечение «Сказка ложь, да в ней намек – добру молодцу урок»

Пути реализации проекта:

1. Знакомство педагогов и родителей с проектом

2. ежедневное чтение сказок (по разработанному перечню) воспитателями и родителями

3. рассматривание иллюстраций художников к сказкам

4. Беседы по прочитанным произведениям

5. пересказ прочитанных произведений.

6. приемы работы со сказкой : «Я начну, а ты продолжи», «Придумай другой конец сказки», «Какую часть сказки я пропустила», «Отгадай героя сказки», «Загадай загадку, про героя сказки», «Какой герой здесь лишний», «Что перепутал рассказчик» и т. д.

7. рисование иллюстраций к сказкам воспитанниками.

8. инсценировки сказок, игры- драматизации.

9. беседы по поговоркам и пословицам о добре, дружбе

10. организация выставок рисунков детей по прочитанным сказкам

11. оформление и пополнение книжного уголка сказками разных жанров, иллюстрациями по сказкам

12. изготовление атрибутов, декораций, костюмов сказочных персонажей

13. пополнение театрализованного центра различными видами театра

14. просмотр мультфильмов со сказками

15. викторины по сказкам.

Презентация проекта:

- оформление выставки «По дорогам сказок»

- развлечение «Сказка ложь, да в ней намек – добру молодцу урок»

Итоги проекта:

1. Педагоги отметили возросший интерес детей к чтению худ\литературы

2. За время проекта дети познакомились с большим количеством произведений

3. Возросла познавательная и речевая активность детей (более внимательное и осмысленное слушание произведений, дети стали отвечать на вопросы по содержанию, лучше понимать скрытый смысл произведений; лучше пересказывать небольшие литературные тексты)

Источники:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/08/17/osobennosti-narusheniy-rechi-u-doshkolnikov-s-zpr

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/03/27/formirovanie-u-doshkolnikov-interesa-k-chteniyu

Публикации по теме:

Формирование интереса к духовному наследию русского народа у дошкольников посредством ознакомления с традициями Очень часто за событиями И за сутолокою дней Старины своей не помним, Забываем мы о ней. Стали более привычны Нам полёты на Луну. Вспомним.

Доклад «Развитие познавательного интереса через ознакомление с природой» (из опыта работы) На сегодняшний день в соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации», а также с принятием Федерального государственного.

Из опыта работы «Инновационный подход к формированию у детей с ОНР интереса к занятиям по ЗОЖ» Проблема здоровьесбережения в условиях ДОУ очень актуальна для детей с ОВЗ. Дети с речевой патологией, как правило, отличаются от сверстников.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса детей к изобразительному творчеству (опыт работы) Для дошкольного возраста характерно формирование у ребенка потребности в значимой и оцениваемой деятельности. В этом – корень его интереса.

Педагогические условия развития познавательного интереса у старших дошкольников ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых.

Формирование интереса у дошкольников к восприятия художественной литературы посредством разнообразных форм работы Формирование интереса у дошкольников к восприятию художественной литературы посредством разнообразных форм работы. Слайд.

Проектная деятельность как средство развития интереса к окружающему у старших дошкольников Практическая работа по проектной деятельности старших дошкольников В подготовительной к школе группе в разделе «Проектная деятельность».

Развитие интереса детей к математике через дидактические игры. (сообщение из опыта работы)Развитие интереса детей к математике через дидактические игры. (сообщение из опыта работы) В 2013 году была утверждена Концепция развития математического образования в Российской Федерации, которая представляет собой систему взглядов.

Творческий отчет «Формирование познавательного интереса посредством экпериментальной деятельности» «Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности» Целью своей работы я наметила.

Условия развития интереса педагогов к осуществлению опытно-экспериментальной работы в условиях ДОУ Условия развития интереса педагогов к осуществлению опытно-экспериментальной работы в условиях ДОУ. Подготовила старший воспитатель ГБДОУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Формирование интереса к чтению у дошкольников посредством развития интереса к сказке»
Опубликовано: 16 марта 2017 в 11:19
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД