Из опыта работы инструктора по физической культуре «Мой друг — тренажер!»

Валентина Гостева
Из опыта работы инструктора по физической культуре «Мой друг — тренажер!»

МБДОУ №130 г. Курска

В последнее время отмечается тенденция к использованию разнооб-разных средств физической культуры с коррекционной направленностью. Актуальной становиться проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья детей, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности. Поэтому целесообразно использовать в дошкольных учреждениях различные физкультурно-оздоровительные тренажеры. Они способствуют развитию физических качеств, укреплению разных групп мышц и всего организма в целом.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ТРЕНАЖЕРЫ?

ТРЕНАЖЕРЫ - это учебно- тренировочные устройства используемые для развития двигательных навыков и совершенствования техники управление механизмом, восстановления опорно-двигательного аппарата человека.

Особая ценность использования тренажеров состоит в том, что вклю-чая те или иные упражнения можно их дозировать по силе, темпу, амплитуде движения, одновременно происходит разгрузка позвоночника, а это особенно благоприятно влияет на детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Существуют тренажеры как простейшего типа и сложного устройства.

ТРЕНАЖЕРЫ ПОСТЕЙШЕГО ТИПА:

детские эспандеры - для развития мышц плечевого пояса;

диски «Здоровья» - для тренировки и укрепления вестибулярного аппарата;

гантели - для укрепления мышц плечевого пояса;

массажеры – «Колибри» - для профилактики плоскостопия, массажа ступней ног;

мячи массажеры - для массажа различных частей тела;

резиновые кольца-эспандеры - для развития мышц кистей рук;

массажные коврики - для массажа ступней ног, профилактики плоскостопия;

гимнастические мячи - для развития координационных способностей.

Простейшие тренажеры удобны в пользовании, они не занимают много места и их можно переносить из одного помещения в другое.

Современные тренажеры сложного устройства имеют привлекательный вид, тем самым побуждают детей к двигательной активности.

ТРЕНАЖЕРЫ СЛОЖНОГО ТИПА:

тяга вертикальная - для укрепления мышц спины, рук, плечевого пояса;

скамья наклонная - для укрепления мышц брюшного пресса;

брусья опорные - для укрепления мышц верхней части живота, развитию силы и выносливости, брюшного пресса;

велотренажер - для развития общей выносливости, укрепления мышц ног;

беговая дорожка - для укрепления сердечнососудистой системы организма, мышц ног;

шагомер - для укрепления мышц ног.

Занятия на тренажерах сложного типа исправляют недостатки физического и биологического развития, совершенствуют функциональные возможности организма, выравнивают дефекты физического развития.

Применение тренажеров целесообразно в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет). Этот возраст наиболее благоприятен для развития координационных и скоростно-силовых качеств, силы, выносливости и гибкости. Дети этого возраста уже способны анализировать свои движения и действия, контролируя, таким образом, свое самочувствие. Двигательная активность к шести годам становиться более целенаправленной, отвечающей индивидуальному опыту интересам и желаниям.

Во время занятий с тренажерами дошкольники стремятся не только поддерживать высокий уровень двигательной активности,но и проявлять свои физические возможности: силу, ловкость, выносливость.

Эффективность занятий физической культуре с использованием тренажеров во многом определяется постановкой основных задач, среди которых можно выделить следующее:

тренировка всех систем и функций организма (сердечнососудистая, дыхательная системы, обменные и терморегулярные процессы) через организацию оптимальных для данного возраста физических нагрузок;

укрепление мышечного тонуса путем интенсификации ДА (двигательной активности) и постепенного увеличения физической нагрузки на всю мускулатуру;

удовлетворение естественной потребности в разных формах ДА (дви-гательная активность);

развитие общей выносливости и физических качеств;

овладение определёнными двигательными умениями и навыками, а также приемами страховки.

Занятия с использованием тренажеров со старшими дошкольниками советуется проводить не менее двух раз в неделю. Одно в первой половине дня, включая в учебный план занятий, второе - во второй половине дня вместо третьего физкультурного занятия, проводимого на воздухе, или гимнастики после дневного сна.

Ознакомление с тренажерами проводится с каждым ребенком индивидуально или с небольшой подгруппой по пять-семь человек.

Если помимо физкультурного зала есть свободное помещение, площадью не менее 18 м2, то в нем можно оборудовать тренажерный зал.

Физкультурные занятия с тренажерами должны оказывать тренирующее воздействие на организм.

Тренирующий эффект может достигаться при среднем уровне ЧСС (частота сердечных сокращений) 140-160 ударов в минуту у детей 5-7 лет верхняя граница изменения ЧСС находится в пределах 160-180 ударов в минуту. Нагрузки при этом должны быть кратковременными (длительность непрерывной работы 2-3 минуты).

Занятия на простых тренажерах состоят из 3-х частей с включением основных видов движений или без включения, в зависимости от нагрузки: вводной (5-7 минут, основной (20минут) и заключительной (3-4 минуты).

Первая часть-разминка(5-7 мин.). Она включает ходьбу в разном темпе, легкий непрерывный бег (1,5 мин., подскоки, прыжки, дыхательные и игровые упражнения на внимание и ориентировку в пространстве. Заканчивается разминка перестроением в несколько колонн, кругов, произвольно. Дозировка физической нагрузки подбирается с учетом функциональных возможностей детей. Разминка направлена на психологическую и физиологическую подготовку.

Основная часть- (18-20 мин.) начинается с выполнением общеразви-вающих упражнений с простейшими тренажерами. Упражнения предусматривают постепенную физическую нагрузку на разные группы мышц рук, плечевого пояса, ног, живота, спины.

Амплитуда движений не должна быть слишком большой т. к. суставы, связки мышц у детей еще не достаточно крепкие.

На занятиях следует планировать не более 7-10 упражнений с про-стейшими тренажерами из разных исходных положений. В каждое занятие можно включать не более двух новых упражнений. При выполнении упражнений особое внимание следует обращать на осанку и дыхание детей, контролируя сочетание вдоха и выдоха с определенными моментами движения. В процессе обучения необходимо использовать разные методы и приемы: показ, словесное объяснение, звуковое сопровождение (музыка, счет и т. д.).

После выполнения комплекса упражнений с простейшими тренажерами даются упражнения в основных видах движений и одно игровое, подобранное с учетом двигательной активности детей. Это может быть полоса препятствий или эстафета.

Третья заключительная часть занятия (3-4 мин.) Направлена на обеспечение правильного снижения физической нагрузки, на снятие возбужденности у детей. В нее включают спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями или малоподвижную игру, или упражнения на релаксацию.

После того как дети освоят упражнения на простейших тренажерах и приобретут определенные физические навыки, можно переходить к занятиям с использованием тренажеров сложного устройства.

Занятия на тренажерах сложного устройства начинаются с раз-минки (2-3 мин., которая включает разные виды ходьбы, бега, упражнения на дыхание.

В основную часть занятия вместо упражнений общеразвивающего воздействия и основных видов движений включены упражнения на тренажерах сложного устройства. Они выполняются по подгруппам (5-7 детей) с учетом основных критериев и индивидуального путем круговой тренировки. Сущность круговой тренировки заключается в том, что каждый ребенок упражняется последовательно на каждом виде тренажеров, причем сложность движений и степень нагрузки предлагается каждому ребенку в зависимости от его индивидуальных особенностей и физических возможностей от занятия к занятию число повторений увеличивается.

После завершения круговой тренировки организуется подвижная игра, которая подбирается с учетом степени нагрузки, полученной детьми, а также с учетом их пожеланий.

Третьей заключительной части занятия на тренажерах отводится не более 3-4 минут. Она включает элементы дыхательной гимнастики, самомассаж, упражнения для формирования правильной осанки, укрепления свода стопы, игр и упражнений для развития творческих способностей детей.

При работе на тренажерах очень важно контролировать нагрузку и следить за состоянием здоровья каждого ребенка.

В начале занятия проводятся контрольные упражнения, на котором присутствует медсестра и измеряет пульс, давление до и после нагрузки. По этим показаниям планируется нагрузка на каждого ребенка. Через каждые 2-3 минуты ребенку предлагается отдохнуть, выполняя упражнения на расслабление и дыхание. В конце проводятся упражнения на расслабление.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.

1-е занятие:

1. Познакомить с первыми четырьмя упражнениями определенного комплекса.

2. Познакомить с техникой выполнения упражнений на определенных тренажерах, используя метод круговой тренировки.

2-е занятие:

1. Познакомить со следующими четырьмя упражнениями комплекса.

2. Разучить упражнения на тренажерах с которыми работа ли на предыдущем занятии.

3-е занятие:

1. Закреплять навыки выполнения всего комплекса упражнений.

2. Закрепление навыков выполнения упражнений на тренажерах.

4-е занятие:

1. Совершенствовать умение выполнять комплекса упражнений.

2. Совершенствовать навыки выполнения упражнений на тренировках.

Публикации по теме:

Нетрадиционные формы работы по физическому воспитанию дошкольников с применением степ—платформ В последние годы наблюдается снижение двигательной активности детей, которые проводят свой досуг, сидя за компьютером или телевизором. Чрезвычайно.

Проект ПРОЕКТ Коррекционная работа по укреплению осанки и профилактике плоскостопия через танцевальные упражнения Автор проекта Сенина Екатерина.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Потешки и стишки
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Из опыта работы инструктора по физической культуре «Мой друг — тренажер!»
Опубликовано: 2 января 2014 в 19:48
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...
Уголок творчества своими руками «Морские обитатели»
На стенде меняются выставки очень часто. Принципами нашей работы является развитие детской свободной деятельности, в процессе которой происходит...
Фотоотчёт «Вспоминая осень зимнею порой»
Фотоотчёт «Вспоминая осень зимнею порой» Подготовили музыкальные руководители Кузнецова Марина Рафаильевна, Виноградова Наталья Павловна. Вспоминая осень...
Новогодние поделки-елочки. Творчество родителей.
Уважаемые друзья- маамовцы, коллеги, доброго времени суток! В нашем детском саду начался конкурс новогодних елочек. Проводится он в рамках акции...