Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей подготовительной группы. Из опыта работы

РИТА ЗАКИРОВНА БОДЯЖИНА
Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей подготовительной группы. Из опыта работы

Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Детей часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно. Например "А у волка были большие зубы", "У него была пасть страшная" и т. д., забывая о дальнейшем развитии событий. А ведь основное для рассказчика - это передать сюжет произведения, быть понятым другим человеком, а не просто выразить свои чувства.

Иными словами, ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.

Основной формой обучения детей рассказыванию с использованием моделирования на занятиях по развитию речи дети является пересказывание, составление творческих рассказов,

сочинение сказок, придумывание загадок и небылиц.

К таким занятиям определялись задачи, подбирались методы и приемы. Затем шло усвоение объема знаний, умений, навыков. А закрепление материала, полученного на занятиях, осуществляли в других формах детской деятельности (играх, драматизациях сказок, создании наглядности детьми, работе в книжном уголке).

На занятиях по ознакомлению с художественной литературой работали над развитием художественного вкуса, воображения, умения чувствовать и понимать выразительные средства родного языка.

Моделирование являлось обязательной составной частью каждого занятия.

Я использовала все методы моделирования:

1. Предметное моделирование (детские рисунки сюжетных фрагментов героев, предметов для игры;

плоскостные театры; фланелеграф; иллюстрации рассказов, сказок, стихотворений)

2. Предметно -схематическое моделирование (структура текста - круг, разбитый на сектора (начало, середина, конец); театры геометрических фигур, театр-символизация; схемы предлогов: нас, в, к).

3. Графическое моделирование (структуры описательного рассказа об игрушках, транспорте и другие; схемы к рассказам, стихотворениям; наборы схем для графического плана; детские схемы).

Проведя анкетирование, я пришла к тому, что многие родители не знают о методе моделирования, применении этого метода при обучении детей рассказыванию.

Я провела семинар-пракикум по данной теме. Такая форма работы позволила решить целый комплекс задач:

• осуществлять педагогическое просвещение родителей по использованию метода моделирования в рассказывании текста детьми;

• реализовывать единый подход в обучении детей в семье и детском саду, согласовывать действия по преодолению трудностей;

• транслировать лучший опыт обучения в семье;

• оказывать родителями помощь при создании наглядности, дидактических игр, иллюстраций, театров.

По данной теме проводила с родителями индивидуальные и групповые консультации, использовала наглядную агитацию, проводила открытые мероприятия, дни открытых дверей, изготавливала наглядные пособия.

В групповом родительском уголке на стенде помещала материалы о состоянии развития речи детей, уровни речевого умения ребенка данного возраста, записи рассказов, пересказов детьми с использованием моделирования (папка "Как рассказывают наши дети?").

Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточно внимания всестороннему развитию своих детей. Но родители заинтересовались этой проблемой и стали помогать в изготовлении наглядных пособий, дидактических игр.

Для лучшего усвоения материала организовывала

развивающую среду:

• дидактические игры помогали обучать детей рассказыванию, развивали умение описать предмет по основным признакам (цвет, форма, величина, действиям; рассказывать о животном об игрушке cоставлять сюжет по картинке, развернуть его в соответствии с замыслом.

Дидактическая задача была облечена в игровые ситуации. Здесь отчетливо выступали побудительные мотивы к связному изложению мыслей. Например,

''Что сначала, что потом?", "Что в дороге пригодится?", "Волшебные слова" и другие.

• В книжном уголке располагали интересные книги с цветными иллюстрациями, детские рисунки к рассказам, сказкам, стихам, а также предметные картинки.

• Cозданы театры (плоскостной, схематический, символизация) c целью создания психологических портретов героев, подготовке и проведению игр-драматизаций; составлении режиссерских дополнений описания персонажей, их диалогов; в придумывании сказок по аналогии со знакомыми.

• Для лучшего усвоения использовали средства ТСО: аудиозаписи, диктофон. Прослушав музыкальный отрывок, дети придумывают возможные варианты продолжения сказки, подходящие к характеру, динамике, мелодике образа и драматизируют придуманную историю.

Схемы, графические карты, наборы графических карточек способствовали логическому рассказыванию детьми, соблюдению структуры текста. Учили придумывать начало, середину, конец текста.

Речь детей становилась последовательной, лексически и интонационно выразительной при использовании схем. Развивающая среда соответствовала возрасту детей, их возможностям, программным задачам, что способствовало усвоению материала.

Выводы

Данная работа оказала эффективность речевого развития у дошкольников средствами обучения детей рассказыванию с помощью моделирования:

1. Использование моделирования в рассказывании положительно повлияло на речь детей, что говорит о перспективности данного вида работы.

2. Система работы дает возможность дошкольникам удовлетворить коммуникативную потребность, проявить творческую активность, самостоятельность.

3. Использование упражнений, дидактических и развивающих игр способствует появлению в речи детей логики и последовательности изложения.

Благодаря развитию умственных способностей на основе дидактических и развивающих игр, использованию различных методов моделирования дети смогли достигнуть такого результата

Рекомендации

• активно используйте предметную обогащенность

среды (пространственно-временная модель к произведению, схемы - описания, условные заместители, разные виды театров);

• давайте возможность детям использовать все образы креативного поведения (пантомимические этюды по содержанию текста, игры - драматизации);

• применяйте многовариативность речевых средств (пословицы, фразеологические обороты, скороговорки, метафорические загадки);

используйте моделирование как эффективный метод обучения детей рассказыванию, а модели как дидактическое средство.

Я рекомендую педагогам и родителям активнее использовать моделирование в развитии речи детей.

Публикации по теме:

Метод наглядного моделирования и речь детей.Метод наглядного моделирования и речь детей. Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития.

Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях. Презентация опыта работы. Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях. Использование разных видов деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи. В.

Библиотека изображений:
  • Головоломки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Головоломки
Автор публикации:
Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей подготовительной группы. Из опыта работы
Опубликовано: 18 мая 2013 в 10:37
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конкурс костюмов «Юная модница» 2017 год индивидуальный и групповой показ
Конкурс костюмов \"Юная модница\" 2017 год индивидуальный и групповой показ Город Красноуральск Свердловской области. Дети стали победителями и призерами...
Обеспечение развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая среда группы построена с учетом следующих принципов: 1. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы....
Мастер-класс: «Открытка для папы».
Автор: Куликова Анна Александровна, МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №7", воспитатель. Цель: Воспитать чувство патриотизма, чувство гордости за...
«Какую пользу организму приносит свежая зелень». Консультация
Зима, не смотря на свои морозы, снег, холод, пожалуй, самое волшебное время года. Однако именно зимой наш организм особенно страдает от дефицита...
Календарно тематическое планирование на 1 неделю марта в первой группе раннего возраста
Понедельник Утренний прием. Утренняя гимнастика. Рассматривание картинок о 8 марте. Цель: Расширяем представление о празднике. Физкультминутка «Рыбки»...