Папки-передвижки

Использование образцов речевого этикета для формирования правильной речи

Вакурина Светлана Владимировна
Использование образцов речевого этикета для формирования правильной речи

Человек живет не один, а среди других людей. Чтобы всегда выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в обществе, нужно с детства усваивать нормы речевого этикета и соблюдать их повседневно. Учиться речевому этикету нужно всю жизнь : наблюдать, размышлять – воспитывать себя.

«Русский язык – язык, на котором мы говорим, красив и богат» - обычно с таких слов начинаю беседу с детьми. Рассказываю, что слова бывают разные: веселые и грустные, теплые приятные и обидные, большие и маленькие.

Публикация «Использование образцов речевого этикета для формирования правильной речи» размещена в разделах

Вот слово «Миша». Оно небольшое, ведь Мише всего 5 лет. Вырастает Миша, и имя его тоже вырастает. Теперь его зовут Михаил Андреевич.

Есть слова дорогие: мама, папа, бабушка, дедушка, дом… Есть слова важные: Родина, Россия. А есть слова добрые волшебные вежливые: здравствуйте, доброе утро, до свидания, спокойной ночи, спасибо, благодарю, пожалуйста и т. д.

Для того чтобы детям преподнести конкретные образцы речевого этикета использую стихотворения, рассказы, малые фольклорные формы, игры.

Первые слова, которыми мы начинаем день – доброе утро. Произнося «доброе утро» мы желаем нашим родным, близким, знакомым приятного настроения, хотим чтобы весь день у них был радостным, светлым – добрым.

После прочтения стихотворение В. Коркина «Я и солнышко», говорим о том, что если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, стоит сказать «доброе утро» и сразу станет теплее. Задаю вопросы: Как надо произносить эти слова? Почему нельзя, говорить «доброе утро» нахмурившись, недовольным голосом?

Еще есть хорошее слово, которое мы говорим при встрече – здравствуйте. Когда-то давно люди, произнося слово «здравствуйте», желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими как дерево.

Все эти добрые слова - хороши тогда, когда они произнесены искренне, от чистого сердца и в нужное время в нужном месте. Эта тема хорошо раскрывается в стихотворении И. Кульской «Невежливая вежливость».

Добрыми волшебными словами будут слова благодарности: спасибо благодарю. Для того чтобы их закрепить играем в игру «Магазин».

Вежливое слово «пожалуйста» дети произносят в ответ на спасибо и тогда когда просят о чем-нибудь. После чтения рассказа В. Осеевой «Волшебное слово». Задаю детям вопросы: Почему Павлику все отказали? Что ему помогло? Почему слово «пожалуйста» названо волшебным? Какие волшебные слова вы знаете?

Объясняю, что вежливый человек произносит эти слова часто дома, в детском саду, на улице и т. п. Но бывают ситуации, когда волшебная сила этих слов пропадает («пожалуйста - ленивое, обидное, лживое», вместе с детьми разбираем подобные ситуации. Прошу ребят привести примеры.

Слова извинения – тоже слова вежливости: извините, простите. С ними дружит слово «пожалуйста». В жизни часто возникают неудобные ситуации из-за невнимания, неловкости. Например, один ребенок непреднамеренно толкнет другого, наступит на ногу и происходит ссора или начинаются жалобы. Совет не ссориться, извиниться перед товарищем часто не воспринимается ребенком. Извиниться в таком случае – не значит просить прощения за плохой поступок, а наоборот, показать себя вежливым и объяснить, что так произошло случайно, неожиданно, не со зла. А созданная игровая ситуация помогает задуматься над происшедшим, учит сознательно употреблять слова «извините», «пожалуйста» (игровые ситуации «В автобусе», «Чаепитие» и т. п.) Также читаем и анализируем произведение Н. Юсупова «Простите».

Чтобы эти чудесные слова всегда оставались добрыми и волшебными нужно помнить: слово не должно расходиться с делом. Работаем с детьми с малыми фольклорными формами. Например, «Дела сильнее слов», «Доброе слово человеку – что дождь в засуху», «Худое слово и сладким медом не запьешь».

После проделанной работы выясняю, как дети поняли «добрые слова», используя проблемные вопросы, ситуации и игры: «Найди ошибку», «Кто больше», «Угадай-ка», «Телефонный разговор» и др.

И так хочется, чтобы всегда наши дети уделяли значительное внимание речевому этикету и понимали, что благодаря этим правилам общение становится человечным, уважительным, тактичным.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр в формирование грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста В кратком дефектологическом словаре 1964 года выпуска и в современных изданиях говорится о том, что «речь – особый вид деятельности, присущий.

Дидактические игры для формирования грамматически правильной речи дошкольников (подготовительная к школе группа) Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников (подготовительная к школе группа) «Кто больше.

Консультация «Использование художественной литературы для формирования игрового опыта ребенка»Консультация «Использование художественной литературы для формирования игрового опыта ребенка» Не секрет, что дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации,.

Использование метода сказкотерапии для развития связной речи детей (из опыта работы) Из личного опыта: «Использование метода сказкотерапии для развития связной речи детей» «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.».

Конспект НОД речевого развития для детей старше-подготовительного возраста: Путешествие в страну «Правильной речи» Коррекционно-образовательные цели: 1. Развивать умения произносить слова сложной звуко-слоговой структуры, работать над деформированным.

Коррекция речевого дыхания у дошкольников 4–5 лет с 1–2 уровнем речевого развития (из опыта работы) В настоящее время большое внимание уделяется раннему началу коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. У дошкольников 4-5.

Методические приёмы формирования грамматически правильной речи Хочу поделиться с Вами своими наработками в области коррекции грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи,а именно в области.

Консультация для воспитателей «Приёмы формирования грамматически правильной речи» Речевое недоразвитие у детей может быть выражено в разной степени от полного отсутствия речи или лепетного его состояния до развёрнутой.

Использование плоскостной лепки в развитии речи и мышления ребенка (из опыта работы) Плоскостная лепка– это тесная связь рисования и лепки. Только в ней ребенок уже не боится нарисовать неправильно, потому что на первых этапах.

Использование игр в работе по развитию речи дошкольников (из опыта работы) Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование образцов речевого этикета для формирования правильной речи
Опубликовано: 1 декабря 2015 в 13:32
+44Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД