Из опыта работы «Использование современных педагогических технологий в работе по ознакомлению детей с природой»

Татьяна Коваленко
Из опыта работы «Использование современных педагогических технологий в работе по ознакомлению детей с природой»

Использование современных педагогических технологий в работе по ознакомлению детей с природой

В последние десятилетия экологическая обстановка на планете ухудшается, а население Земли не осмысливает реальные проблемы, которые могут привести к экологической катастрофе. В России, как и в других государствах, происходит становление системы экологического образования. Начальным звеном является – дошкольное детство. В этот период закладывается позитивное отношение к природе.

Развитие дошкольника сопровождается постоянной сменой деятельности. Он играет, участвует в непосредственно образовательной деятельности, вместе с воспитателем трудится в уголке природы и на участке, наблюдает за объектами живой и неживой природы. Включение в эти виды деятельности экологических знаний, способствуют формированию экологической культуры. В настоящее время постоянно совершенствуются и усложняются технологии информатизации сферы образования. В работе по ознакомлению детей с природой используются игровые и информационно-коммуникационные. Дидактические игры дают детям возможность оперировать заключенными в их содержании знаниями, способствуя уточнению, закреплению и обобщению полученных ранее знаний и расширению кругозора. Играя, дошкольник учится устанавливать существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания и особенностями питания, поведения и повадок животных, экосистемой и приспособлением растений и животных к условиям данной среды, последовательной сменой сезонов и адекватными изменениями, происходящими в живой и неживой природе.

Воспитательно-образовательное значение дидактических игр в том, что они мобилизуют интеллектуальные силы растущего человека, вызывая удовлетворение, наслаждение, внутреннюю раскованность, заинтересованность в содержании и формах подачи материала, значительно повышает их статус и педагогическую эффективность. Дидактические игры способствуют развитию речи, внимания, мышления и памяти.

В своей работе я использую следующие виды дидактических игр.

Игры с предметами (сюжетно-дидактические, игры-инсценировки);

Настольно-печатные;

Словесные (загадки – описания, загадки, викторины, предположения).

Сформированный комплекс дидактических игр разнообразен по своему содержанию. Игры подобраны в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и дополнительных программ Губановой Н. Ф. «Развитие игровой деятельности дошкольников», Бондаренко Т. М. «Дидактические игры в детском саду», Николаева С. Н. «Место игры в экологическом воспитании дошкольников»

Среди них игры, проводимые на прогулке, в непосредственно образовательной деятельности и в совместной деятельности воспитателя и детей.

К примеру, игра инсценировка «Хороший грибок положи в кузовок». Педагог загадывает загадку о грибах. Дети отгадывают и находят отгадку среди муляжей-грибов. Под конец остается только мухомор и поганка, Баба Яга предлагает детям положить их в корзинку. Дети не соглашаются, объясняя причину. Так же в гости к детям может прийти Незнайка, Каркуша и др. персонажи, которые помогают обыграть различные педагогические ситуации на закрепление знаний о живой, неживой природе и правил поведения в лесу, в парке, у водоема, на лугу и т. д. Героем может быть кукла или переодетый взрослый, ребенок. Такие игры эффективно использовать в непосредственно образовательной деятельности, при проведении досугов.

Настольно-печатные игры: лото, домино, «Собери картинку и назови время года», «Отгадай загадку и найди отгадку», «Что за птица?», «Что сначала, что потом?», «Что, где растет?», «Кто в лесу живет?», «Дары леса» и мн. др., часть из которых представлена на выставке, удобно использовать в 1-й и во 2-й половине дня в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми.

Большой находкой для педагогов стала электронная игра, которую мы назвали «Копилка знаний». Она содержит множество карточек с заданиями на темы: «Живая и неживая природа».

Загадки о растениях, животных, временах года, природных явлениях способствуют закреплению имеющихся у детей знаний, повышают интерес к дальнейшей деятельности. Их используют в НОД, во время прогулок. С большим успехом дети придумывают загадки-описания об объектах живой и неживой природы. Проводятся игры-викторины «Вдоль лесной тропинки», «Умники и умницы», «По следам Старика-годовика».

Во время прогулок эффективно проводить игры с выполнением различных движений (с бегом, прыжками, ловлей мяча, по содержанию игры). Это игры: «К дереву беги», «С какой ветки эти детки?», «Рыба, птица, зверь», «Бегает, прыгает, летает», «Назови приметы осени» и др.

В настоящее время активно используются информационно коммуникационные технологии. Их преимущество в том, что электронные презентации, виртуальные экскурсии, видеоролики, видеофрагменты, электронные интерактивные игры способствуют повышению вариативности работы и обеспечивают наглядность преподносимого материала. Дидактические игры по ознакомлению детей с природой, представленные с помощью мультимедийных презентаций, вызывают у детей эмоциональный подъем, формируют яркие конкретные представления об окружающем мире, способствуют развитию восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и речи.

Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать. С помощью презентаций можно моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (превращение куколки в бабочку, извержение вулкана, производство бумаги, муки, подсолнечного масла и др.). Полученные таким образом знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения.

В своей работе мы используем презентации различной тематики: «Времена года», «Овощи и фрукты», «Дикие и домашние животные», «Животные жарких стран», «Животные морей и океанов». Дидактические игры: «Что напутал художник?», «Чьи детки?», «Чья мама?», кроссворды и др. Время проведения таких игр с детьми старшего возраста до 15 минут. Презентации можно включать в непосредственно образовательную деятельную деятельность и во 2-й половине дня.

Список использованной литературы:

1. Газина О. Профессиональная готовность к эколого-педагогической работе с дошкольниками// Дошкольное воспитание. 2001. - №7.

2. Иванова Е. В. Повышение ИКТ-компетентности педагогов// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009. - №12.

3. Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н. под редакцией Саморуковой П. Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. – М., 1991.

4. Николаева С. Н. Система экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-синтез, 2011.

5. Николаева С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. – М.: Мозаика-синтез, 2011.

Интернет ресурсы:

http//www/detsad.ru

http//festival.1 september.ru/articles/599474/

Прикреплённые файлы:

dlja-gmo_vgij1.pptx | 4327,09 Кб | Скачан: 118
 
Публикации по теме:

Педагогический проект «Играем Вместе» В настоящее время наблюдается постепенное реформирование российской педагогики, в том числе и дошкольной. Сегодня наиболее актуальным является.

Эколого-эстетическое воспитание в развитии дошкольников По утверждению учёных человечество идёт к экологической катастрофе. За последнее десятилетия проблемы загрязнения и разрушения окружающей.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Из опыта работы «Использование современных педагогических технологий в работе по ознакомлению детей с природой»
Опубликовано: 27 января 2014 в 23:38
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Индивидуальный экологический мини-проект «Горох» для воспитанницы семейного детского...
Актуальность: Горох настоящее лакомство, все дети любят сладкий сочный зеленый горошек. Особенно, если вырастили его самостоятельно. Уже не первый год мы...
Лэпбук «Челябинск»
Приветствую всех, кто заглянул на мою страничку! Хочу поделиться очередным замечательным лэпбуком, очень долго обещанным моей подружке-маамовцу быть...
Торжественная линейка 1 сентября.
Ведущий1: Сегодня в детском саду праздник! И слово предоставляется заместителю заведующего нашего садика Иванкиной Марии Анатольевне. Слово Марии...
Поделки из бросового материала. Фотоотчет.
Так случилось, что после отпуска я временно работаю не на своей группе. Моих ребятишек осталось после выпуска в школу пятеро, в этом году они тоже...
Фотоэкскурсия по океанарию Анапы
Анапа — это один из самых знаменитых российских...