Из опыта работы «Коррекция эмоционального состояния дошкольников посредством музыкотерапевтических технологий»

Ирина Ашурок
Из опыта работы «Коррекция эмоционального состояния дошкольников посредством музыкотерапевтических технологий»

«Коррекция эмоционального состояния дошкольников

через музыкотерапевтические технологии»

Упоминания о целительном воздействии музыки уходит корнями в древние времена. Виднейшие ученые Пифагор, Аристотель, Платон указывали на лечебное и профилактическое воздействие музыки. Они считали, что музыка устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во Вселенной, в том числе нарушенные в человеческом теле.

Наш детский сад компенсирующего вида посещают дети с различными нарушениями зрения. Взрослый человек в очках практически не вызывает никаких эмоций - настолько привычным для нас стало это явление. А вот ребенок в очках, да еще с толстыми линзами, вряд ли кого оставит безучастным.

На фоне зрительного дефекта у большинства детей возникают вторичные отклонения: нарушения координации движений, чувства ритма, зрительно-пространственной ориентировки и, как правило, сопровождаются проблемами в психоэмоциональной сфере, поведенческими расстройствами (одни дети неуверенны в себе, зажаты, другие неуправляемы, легко возбудимы).

Так при лечебно-восстановительных мероприятиях у дошкольников наблюдается спад положительных эмоций. Например, когда нашим детям проводится засвет заднего полюса сетчатки (в затемненной комнате за стеклом включают красную лампу, ребенок некоторое время смотрит на красный свет, окклюзия (для повышения остроты зрения закрывается один глаз с помощью заклейки, каждый ребенок, в этих условиях вынужденно оказывается в состоянии слабовидения и слепоты. Такое дискомфортное положение вызывает у детей психические стрессы: дети плачут, пытаются снять окклюдор, не вступают в контакт со сверстниками и взрослыми. Это создает специфические трудности у детей при выполнении различных заданий.

Опираясь в своей работе, на цели и задачи традиционных программ и методик музыкального воспитания я заметила, что на фоне имеющихся отклонений дети не всегда справляются с поставленными задачами. В связи с этим возникла необходимость в применении мной новых подходов в организации музыкального воспитания детей со зрительной депривацией.

Отечественные специалисты в области художественной педагогики Н. И. Сакулина, Н. А. Ветлугина, В. А. Езикеева, Т. С. Комарова утверждают, что процесс восприятия искусства детьми представляет сложную психическую деятельность, сочетающую познавательные и эмоциональные моменты.

Эффективность применения терапии музыкой в коррекционных целях подтверждают научные исследования В. И. Петрушина, И. М. Гриневой, Е. Ю Рау.

Изучила и стала использовать в своей работе ряд музыкотерапевтических технологий, предложенных Медведевой Еленой Алексеевной - музыкантом, психологом, кандидатом педагогических наук в области коррекционной педагогики, доцентом кафедры МГПУ.

Музыкотерапевтические технологии направлены на профилактику, коррекцию личностных отклонений в развитии ребенка, где музыка выступает как вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на регуляцию психоэмоциональной и двигательной сфер.

В своей работе с детьми использую рецептивные и активные музыкотерапевтические технологии.

Рецептивные – направлены на моделирование положительного психоэмоционального состояния. Они построены на синтезе музыкального и наглядно-зрительного восприятия.

Когда дети после лечения приходят ко мне на музыкальные занятия - разрядку внутреннего психоэмоционального напряжения, осуществляю с помощью слушания фрагментов инструментальных музыкальных произведений, которые не являются программными и сопровождаются просмотром «Музыкальных картинок».

Использую вариант «Живой музыки», который помогает ребенку как бы войти в образ исполнителя и представить, что он сам играет на инструменте (скрипке, фортепьяно, или дирижирует оркестром). Например, «раздаю» детям воображаемые инструменты, а сама исполняю произведение на фортепьяно. Мы часто видим игру на воображаемом инструменте в свободной деятельности детей, а в качестве задания на музыкальном занятии используем этот прием редко. А ведь во время такой «игры» повышается эмоциональный тонус, снимается чрезмерное возбуждение, тревожность. Важно, чтобы разрядка внутреннего переживания выражалась во внешнем движении.

Использую в режиме дня «Мини-релаксации». Проводим их совместно с воспитателями и психологом после активной деятельности детей (прогулок, физкультурных занятий).

Характерной особенностью активной формы музыкальной терапии является активное исполнительское участие ребенка в пении или игре на простом музыкальном инструменте.

Применяя вокалотерапию, использую коротенькие адаптированные песенки-формулы из методики Валентина Петрушина. Они основаны на самовнушении положительных установок и очень результативны в работе с дошкольниками с проблемами. Такой вариант является коррекционной поддержкой, дающей возможность ребенку почувствовать уверенность в себе во время пения, наполниться положительными эмоциями от коллективного пения.

Музыкально-поэтические формулы! Поем!

«Устранение обиды»

1. Прогоняем мы обиду - дышим

ХМ-ХМ-Хмммм

Прогоняем мы невзгоды – дышим

ХМ-ХМ-Хмммм!

Прогоняем мы тоску - и дышим

ХМ-ХМ-Хмммм!

Прогоняем огорченья - дышим

ХМ- ХМ - Хмммм!

2. Мы обиду выдыхаем, дышим

ХМ-ХМ - Хмммм!

Мы обиду отстраняем, дышим

ХМ-ХМ-Хмммм!

Мы все беды выгоняем, дышим

ХМ-ХМ-Хмммм!

И сознанье очищаем, дышимХМ-ХМ-Хмммм!

«Повышение тонуса»

1. Когда горько - тяжело дышим -

О-хо-хо-хо-ХО!

2. Чтобы быть нам налегке - дышим -

Э-хе-хе -хе-ХЕ!

3. Чтобы прочь ушла тоска дышим -

А- ха -ха - ха- ХА!

4. Чтобы радость к нам пришла

дышим -

А- ха -ха - ха- ХА!

Инструментальная музыкотерапия или игра на музыкальных инструментах помогает развитию музыкальных импровизационных способностей. Дети получают возможность выразить свое эмоциональное состояние игрой на музыкальных инструментах и пением.

Эффективным средством в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения зрения, является одно из направлений арттерапии – кинезитерапия. Кинезитерапия является одной из своеобразных форм активной терапии, средством специально подобранных методов и методик, направленных на преодоление недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями зрения средствами музыкально-ритмической деятельности и психоразвивающих упражнений, построенных на сочетании движений и музыки.

Кинезитерапия как самостоятельное направление арттерапии включает в себя: танцетерапию, коррекционную ритмику, психогимнастику. Формы движений, применяемые в коррекции, могут быть различны. Танец – это особая форма движений, музыкально-пластическое искусство, отражающее жизнь в двигательных образах, основанная на выражении пластикой тела определенных чувств и переживаний. В качестве главного средства выражения этих состояний в танце является пантомимика, жесты, которые составляют особый выразительный язык, передающий внутреннее состояние человека.

В основе применения танцетерапии лежит снятие через танец мышечного напряжения, появившегося в результате стресса. Терапия движением, строится на умении ребенка чувствовать свое тело, а также на формировании произвольности движений, релаксации. Игровая детская танцетерапия позволяет разглядеть и принять свои чувства, дать им выход.

В специальной программе для детей с нарушением зрения под редакцией Л. И. Плаксиной, прописаны двигательные и речевые упражнения, музыкальные игры, хороводы по всем возрастным группам. Они помогают мне решать коррекционные задачи.

Младшие дошкольники с удовольствием выполняют упражнения с музыкальным сопровождением по методике Е. Д. Макшанцевой.

Данная методика представляет собой рифмованные подсказки к определенным движениям.

При проведении коррекционной ритмики ориентируюсь на программу «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной. Стараюсь использовать практический материал творчески, по необходимости изменяя движения, адаптируя их к работе с детьми с нарушением зрения. Дополняю репертуар современной музыкой, так как меняются явления окружающей жизни, да и запросы самих детей.

Психогимнастика – метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Игры и этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии, направлены на решение задач групповой коррекции: установление контакта, снятие напряжения, отработку обратных связей. Этюды из психогимнастики М. И. Чистяковой, помогают мне учить детей преодолевать различные варианты страхов, различать эмоции, выраженные в мимике и пантомимике и управлять ими.

Этюды на выражение основных эмоций

«Кузнечик» - внимание, интерес.

Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг – и вот уже стрекочет в другом месте.

Выразительные движения: шея вытянута вперед, пристальный взгляд, туловище слегка наклонено вперед, ступать на кончики пальцев.

«Два клоуна» - удовольствие, радость.

Два веселых клоуна жонглируют воображаемыми разноцветными кольцами, не замечая друг друга. Вдруг они сталкиваются спинами и падают. Им так смешно, что они, сидя на полу громко хохочут. Немного успокоившись, клоуны помогают друг другу встать, собирают кольца и снова весело жонглируют. Но теперь они бросают кольца друг другу.

Выразительные движения: голова откинута, рот широко раскрыт, губы растянуты в улыбке, брови приподняты, глаза слегка прищурены.

Данные технологии помогают мне вызывать у детей позитивный настрой, желание общаться, вместе переживать положительные эмоции.

Очень важно, чтобы занятие проходило эмоционально, в игровой форме. Ребенок, с раннего детства погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям, будет меньше подвержен стрессам и разочарованиям.

Рекомендую использовать данные технологии музыкальным руководителям, воспитателям дошкольных учреждений любого вида и типа, учителям, психологам, педагогам дополнительного образования.

Литература

1. Медведева Е. А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика [Текст]/ Е. А. Медведевой. – М.: Академия, 2002.

2. Воробьева О. Я. Педагогические технологии воспитания учащихся / О. Я. Воробьева. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.

3. Буренина А. И. Ритмическая мозаика [Текст] / А. И. Буренина. – СПб.: ЛОИРО, 2000.

4. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1967.

5. Макшанцева Е. Д. Детские забавы [Текст]/ Е. Д Макшанцева. – М.: Просвещение, 1991.

6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» / под редакцией Л. И. Плаксиной, 2004.

7. Т. А. Тихалкина. Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения - г. Горький, 1989.

8. А. В. Щегловитова. Особенности музыкального воспитания дошкольников с нарушением зрения // Музыкальный руководитель. - 2007.- № 6.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Музыкотерапия в детском саду» Ученые давно установили, что здоровье зависит от эмоционального центра человеческого организма. Воздействовать на эмоции можно разными способами,.

Презентация: музыкально-дидактическая игра «Жанры музыки» В течение нескольких занятий дети слушали музыку, определяли её характер, высказывались о музыкально-образном содержании прослушанных произведений.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Из опыта работы «Коррекция эмоционального состояния дошкольников посредством музыкотерапевтических технологий»
Опубликовано: 26 февраля 2014 в 17:22
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Ждем Новый год или Адвент-календарь
Здравствуйте, дорогие коллеги и друзья! Вот и наступил декабрь. С каждым днем зима радует нас своим великолепием: пушистый снег, веселые и забавные игры на...
«Есть у нас огород» — фотоотчет
У нас в детском саду есть огород, с весны до осени мы работаем на нём. Здесь дети получают навыки выращивания растений, ухода за ними. Огород – это ещё и...
Новогодний шар из бумаги в технике оригами. Мастер-класс
Новогодний шар из бумаги в технике оригами. Мастер-класс Необходимые материалы и инструменты: • Белая бумага для принтера • Цветная бумага для...
Фотоотчет НОД по лепке с использованием природного материала «Паучки на паутинке».
Фотоотчет НОД по лепке с использованием природного материала «Паучки на паутинке». Цель: развивать умение лепить паука, передавая характерные...
Оформление музыкального зала ко Дню Матери.
День матери! В этот замечательный день наши зрители- мамочки, бабушки и даже папы! Мама – самое близкое, дорогое и родное слово для любого человека. Нам...