Лучший педагог года

Развитие мелкой моторики рук у детей 6-го года жизни в музыкально-ритмических пальчиковых играх (из опыта работы)

Елена Кутлаева
Развитие мелкой моторики рук у детей 6-го года жизни в музыкально-ритмических пальчиковых играх (из опыта работы)

Из опыта работы

«Развитие мелком моторики рук у детей 6-ого года жизни в музыкально-ритмических пальчиковых играх»

Разработала музыкальный руководитель :

Кутлаева Елена Александровна

Педагог 1 квалификационной категории

«Музыкальное воспитание – это воспитание

не музыканта, а прежде всего воспитание человека»

Сухомлинский

Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей 6-го года жизни в музыкально-ритмических пальчиковых играх (из опыта работы)» размещена в разделах

Пояснительная записка

Актуальность программы

В последние годы огромной популярностью в работе с детьми дошкольного возраста пользуется пальчиковая гимнастика. Она с успехом используется не только в логопедических группах, но и детских садах.

Чем же объясняется такая популярность? В первую очередь тем, что она очень нравится детям. Прикладывая свои усилия, дети осваивают и затем самостоятельно выполняют целые комплексы упражнений. Те упражнения, которые мы разучиваем под музыку, с помощью пения и элементов игры, дети воспринимают гораздо интересней.

Очень часто в ходе занятий рождаются новые игры, стимулируя творческую активность детей.

Музыкально – ритмические пальчиковые игры в процессе занятий должны создать общую благоприятную атмосферу, вызвать эмоциональный отклик у детей, развить воображение и фантазию.

Сформированность навыков мелкой моторики имеет важное значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Психологи, физиологи, медики, педагоги постоянно подчеркивают, что уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма.

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка "пользоваться" этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Неуклюжесть пальчиков "говорит" о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита.

В первую очередь развитие мелкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием.

У многих детей в дошкольном возрасте возникают проблемы, связанные с координацией движений, особенно мелких движений рук и, в частности, пальцев (ребенку трудно зашнуровать ботинки, застегнуть пуговицы и т. д.) Известно, что отставание в развитии моторики часто сопровождается отставанием в развитии интеллекта и речи. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев оказывает благотворное влияние на общее развитие ребенка, становление всех психических процессов, подготовку руки к письму. В системе коррекционно-развивающей работы в детских садах необходимо уделять больше внимания формированию тонких движений пальцев рук.

Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте - это основная задача развивающей работы с детьми, и в этом помогают пальчиковые игры. Они очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи, творческой активности. Пальчиковые игры как бы отражают реалии окружающего мира - предметы, животных, людей и их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети совершают движения руками, совершенствуя моторику. Тем самым развивается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Многие игры требуют участия обеих рук, что дает детям возможность развивать межполушарное взаимодействие, пространственные представления. Каждый пальчик руки имеет обширное представительство в коре больших полушарий мозга, поэтому-то пальчиковым играм отводится большое внимание в дошкольном возрасте.

Особое место в педагогическом процессе занимают музыкально-ритмические пальчиковые игры. Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря её непосредственному комплексному воздействию на человека. В ходе пальчиковых упражнений, музыка оказывает влияние на повышение качества выполнения движения: улучшаются выразительность, ритмичность движений, их четкость, координация, плавность, слитность.

Последовательная, систематическая работа над решением задач музыкального воспитания в сочетании с решением коррекционных, развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений, способствует развитию и коррекции моторной сферы, сенсорных способностей, содействует профилактике и устранению речевых нарушений.

Мною были использованы следующие методы:

- наблюдение;

- показ;

- анализ документации;

диагностические методы – методики.

Учитывая то, что объём детского внимания невелик, я стараюсь использовать в своём творчестве принцип доступности, заключающийся в создании небольших по своему объёмы песен-игр, с ясной формой, запоминающиеся мелодией, которая удобна по диапазону и способствует развитию певческих данных.

Лаконичное музыкальное вступление, настроив ребёнка на определённый характерный образ, должно помочь в восприятии игры наравне с несложной гармонией фортепианного сопровождения.

Принципы постепенности и систематичности при разучивании пальчиковых музыкальных игр особенно актуальны. Ритмические движения пальчиков и рук возбуждают речевые центры головного мозга, активизируют и стимулируют развитие речи, происходит тренировка, зрительной памяти, ребёнок учится запоминать разные положения рук и пальцев. При этом последовательность движений идёт от простого к сложному. Концентрация внимания ребёнка и его распределению помогает не только медленный показ движений пальцев и рук, который желательно сопровождать яркими иллюстрациями, но и выразительность подачи материала: разнообразие интонации в голосе, чёткая дикция, выразительная мимика и, конечно, яркое художественное исполнение песни.

Движения пальцев и рук взрослого должно быть абсолютно точными и отработанными (рисунки и подробное описание помогут заранее разучить каждую игру).

Цель программы – музыкально-ритмические пальчиковые игры положительно влияют на развитие слуха, памяти ребёнка, воспитывают временную ориентировку, сенсорное восприятие, способность уложить свои движения во времени.

Задачи программы:

Обучающие:

1. Научить детей правильной постановке пальцев.

2. Учить детей конкретным способом и умением правильно следовать инструкции педагога и менять движения самостоятельно.

3. Обучение речевым, двигательным, певческим умениям и навыкам;

Развивающие :

1. Развивать у детей точность, правильность выполнение движений.

2. Развивать познавательную активность, устойчивый интерес к действиям, саморегуляцию и самоконтроль, внимание, память, мышление, ориентировку в пространстве;

3. Развивать у детей умение быстро переключаться от одного движения к другому.

Воспитательные:

1. Воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры, эстетическое отношение к окружающему;

2. Воспитывать взаимопомощь друг другу.

Предполагаемый результат:

Умение: выразительности движений пальцами;

ритмичность движений;

Знания: расширился багаж знаний пальчиковых упражнений;

Развитие мелкой моторики рук у детей 6-го года жизни в процессе музыкально-ритмических пальчиковых игр.

Тонкую моторику руки у дошкольников можно и необходимо развивать. В интересах самого ребёнка начинать эту работу нужно с самого раннего возраста. Есть много средств и методик, способствующих развитию мелкой моторики, их активно публикуют в журналах, книгах, сборниках, на сайтах сети Интернет.

В дошкольном возрасте движение рук у детей построено на занимательно-игровой основе, поэтому значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Задача педагогов – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, выполнять их по этапам совместно, не забывать хвалить ребенка.

Игра — исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направлений на ориентировку и познание предметной и социальной действительности; одной из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей.

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.

Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у ребенка начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Сознательная цель выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условия игры, то он просто изгоняется сверстниками. Игровая ситуация действия в ней оказывает постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета - он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретаются основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчинятся правилам, содержащиеся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Продуктивные виды деятельности ребенка - рисование, конструирование - на разных этапах дошкольного детства тесно слито с игрой. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности, и она свободна от влияния игры. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться играя - он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.

Музыкальные игры отличаются от других игр тем, что содержание и характер движений определяется музыкой.

Игровая форма музыкального материала помогает вызвать у детей интерес к занятиям, создать у них положительное эмоциональное отношение к музыкальной деятельности, в процессе которой происходит развитие общей и мелкой моторики, ритмического слуха, артикуляционного аппарата. Основу музыкально-ритмических игр и упражнений с речевым компонентом составляет синтез слова, музыки и движения. В играх и упражнениях развивается внимание, память, наблюдательность, закрепляются навыки движения, дети приучаются ориентироваться в окружающей обстановке.

В музыкальной игре ребенок выполняет различные задания: все его действия и движения связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребенка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию. Эмоционально окрашивая игровое действие, музыка предъявляет детям требование проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии. Понимание музыкально-игрового задания вызывает у ребенка быстроту на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.

В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:

- Коррекционные: развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойств голоса (высоту, темп, динамику, ритм, координации движений и нормализация их темпа и ритма; формирование выразительных средств - интонации, мимики, жестов, движения.

- Оздоровительные: укрепление сердечно - сосудистой системы, костно-мышечного аппарата; развитие моторики : общей, мелкой, артикуляционной; развитие способности снимать эмоциональное и физическое напряжение; развитие быстроты двигательной реакции.

- Образовательные: обучение речевым, двигательным, певческим умениям и навыкам; развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей; формирование умственных умений и действий.

- Воспитательные: воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры; эстетическое отношение к окружающему; развитие положительных эмоций и чувств.

- Развивающие : познавательную активность; устойчивый интерес к действиям; саморегуляцию и самоконтроль; внимание, память, мышление; ориентировку в пространстве.

Анализ «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой не уделено должного внимания музыкально-ритмическим пальчиковым играм. Задача на развития мелкой моторики лишь упоминается в младшей группе: «Развивать мелкую моторику в действиях с портновскими крупными кнопками, молниями и шнуровками». В результате анализа выявлено, что в ряде музыкально-ритмических игр, хороводах, упражнениях включены имитационное пальчиковые движения (например, игра на дудочке, барабане, в упражнениях «Дудочка», «Барабан», «Ворон», что способствует развитию мелкой моторики пальцев рук. В связи с этим мной был разработан перспективный план игр на развитие мелкой моторики рук для детей 6-ого года жизни.

Ряд потешек можно использовать для развития мелкой моторики (например, «Пальчик-мальчик»). Благодаря ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности, некоторые потешки превратились в игры со словом, игровые упражнения с музыкой, которые помогают работать над согласованием движения со словом, что очень важно для детей с речевыми нарушениями.

Работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста может осуществляться как в системе коррекционно-развивающих занятий, так и в виде рекомендаций родителям.

Во время занятий по развитию мелкой моторики нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.

Музыкальные пальчиковые игры в процессе занятий должны создать общую благоприятную атмосферу, вызвать эмоциональный отклик у детей, развивать воображение и фантазию.

Учитывая то, что объем детского внимания невелик, нужно стараться использовать в принцип доступности, заключающийся в создании небольших по объему песен-игр, с ясной формой, запоминающейся мелодией, которая удобна по диапазону и способствует развитию певческих навыков.

Лаконичное музыкальное вступление, настроив ребенка на определенный характерный образ, должно помочь в восприятии игры наравне с несложной гармонией фортепианного сопровождения.

Принципы постепенности и систематичности при разучивании пальчиковых музыкальных игр особенно актуальны. Концентрации внимания ребенка и его распределению помогает не только медленный показ движений пальцев рук, который желательно сопровождать яркими иллюстрациями, но и выразительность подачи материала: разнообразные интонации в голосе, четкая дикция, выразительная мимика и, конечно, яркое художественное исполнение песни.

На современном этапе существует литература прикладного характера с описанием различных видов пальчиковых игр, гимнастики, адресованная педагогам ДОУ и родителям. Однако, проблеме использования музыкально-ритмических пальчиковых игр уделено недостаточное внимание.

Выявление уровня развития мелкой моторики рук

у детей 6-го года жизни.

Анализ планов в старших группах показал, что игры на развитие мелкой моторики спланированы. Воспитателями прописаны цели проведения пальчиковых игр. Мелкая моторика рук посредством пальчиковых игр запланирована на физкультминутках, проводится перед занятиями лепкой, рисованием, конструированием для пластичности пальцев рук, подогревая и подготавливая руки детей к работе. Так же во второй половине дня ведётся индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук.

В ходе беседы с воспитателями и наблюдением за деятельностью детей в повседневной жизни, выявлено, что с детьми на развитие мелкой моторики проводится работа :

1) ежедневная пальчиковая гимнастика;

2) теневой пальчиковый театр;

3) упражнения в обводке контуров предметов, рисование по трафаретам, по клеткам, закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками, штриховка – вертикальная, горизонтальная, наклонная;

4) работа с ножницами;

5) рисование несложных геометрических фигур предметов, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, а затем другой рукой;

6) работа с пластилином;

7) печатание букв в тетради;

8) конструирование и работа с мозаикой;

9) выкладывание фигур из счётных палочек;

10) освоение ремёсел (шитьё, вязание).

Анализ содержания развивающей среды показал, что в старших группах есть музыкальный уголок, в котором находится достаточный комплект детских музыкальных инструментов, магнитофон, фонотека. Имеются дидактические игры на развитие мелкой моторики рук «Шнурочки» (для умения шнуровать обувь, «Бабочки» (застёгивание пуговиц, «Мозаика», «Пазлы», пальчиковый театр («Репка», «Волк и семеро козлят», «Колобок»).

На развитие мелкой моторики рук проводятся различные танцевальные движения с пением или просто танец. В репертуар включены музыкально-ритмические игры на развитие общей моторики, где присутствуют пальчиковые движения.

С целью выявления уровня развития мелкой моторики пальцев рук у детей 6-го года жизни были разработаны серии заданий (игр) с использованием диагностических методик авторов Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук, С. Е. Большаковой, Т. С. Овчинниковой и Е. С. Онищенкова.

Диагностика была подобрана с учётом возраста детей, их развития. Все задания были эмоционально окрашены, предлагались последовательно в игровой форме. На начальном этапе происходило знакомство педагога с ребенком, первичная оценка его уровня развития.

Для этого с каждым ребенком проводилась индивидуальная беседа в форме игры: «Сейчас мы с тобой будем играть в интересную игру. Я тебе прочитаю стихотворение и покажу, как умеют играть пальчики. Ты эти движения попробуй повторить вместе со мной». Далее организация выполнения ребенком задания предусматривала следующую последовательность: мы выполняли упражнение, ребенок смотрел и пытался подражать (пробная ориентировка в движениях, которая не оценивается). Затем мы вновь показывали упражнение, и ребенок вместе с нами его повторял. Если ребенок не справлялся с тем или иным заданием, мы сначала показывали еще раз, ребенок пытался повторить. Если и это не помогало, использовался метод пассивных движений: мы придавали руке, пальцам ребенка нужное положение, затем движение снова повторялось по подражанию педагога.

За правильно выполненные задания использовались вербальные и невербальные способы поощрения: «молодец», «умница», кивок головой, оценивающий положительный взгляд, что создаёт благоприятное условие развития мелкой моторики рук у детей. Для фиксации результатов диагностики нами заполнялся протокол на каждого ребенка.

Был составлен перспективный план пальчиковых игр.

Перспективный план музыкально-ритмических пальчиковых игр на

сентябрь – май

Сентябрь

Название музыкально-ритмической пальчиковой игры

Цель

1. «Как дети украшали ёлку».

2. «Весёлые ладошки»

Сл. Е. Макшанцевой.

3. «Пальчики шагают» муз и сл. Е. Макшанцевой. Развитие статического движения пальцев рук, развитие подвижности пальцев рук, удержание позы и объёма движения.

Развитие динамического движения пальцев рук, самомассаж.

Развитие динамического движения пальцев рук, подвижности пальцев, координированности движений и точность переключаемости.

Октябрь

1. «Мы играем» муз и мл А. Бейлиной

2. «Солнышко-вёдрышко»

русск. нар. припевка

3. «Мои весёлые пальчики» муз и сл А. Бейлиной Развитие динамического движения пальцев рук, подвижности пальцев рук, точности и переключаемости движений.

Развитие статического движения пальцев рук, переключаемости, точности и удержание позы.

Развитие динамического движения пальцев рук, подвижности пальцев, точности и переключаемости движений.

Ноябрь

1. «Божья коровка» муз и сл А. Бейлиной

2. «В мире животных»

3. «Не плач, куколка моя» муз и сл А. Бейлиной Развитие динамического движения пальцев рук, подвижность пальцев рук и суставов, координации движений.

Развитие статического движения пальцев рук, координации движений, объёма движений, удержание позы.

Развитие динамической координации пальцев рук, переключаемость движений

Декабрь

1. «Играем на пианино»

2. «Поляна» под музыку П. И. Чайковского «Вальс цветов»

3. «Ловкие ручки» муз и с О. Новиковской Развитие динамического движения пальцев рук, подвижность пальцев рук, координации движений.

Развитие статического движения пальцев рук.

Удержание позы, развитие объёма движений.

Развитие динамического движения пальцев рук, силы, подвижности и ловкости движений.

Январь

1. «Солнышко» муз и сл А. Бейлиной

2. «Жили – были» муз и сл. А. Бейлиной

3. «С песенкой по лесенки»» муз и сл А. Бейлиной Развитие динамического движения пальцев рук, подвижности пальцев рук, точности и переключаемости движений.

Развитие статического движения пальцев рук, переключаемости, точности и удержание позы.

Развитие динамического движения пальцев рук, подвижности пальцев, точности и переключаемости движений.

Февраль

1. «Киска» муз и сл А. Бейлиной

2. «Топ, топ,топ» муз и сл. А. Бейлиной

3. «Не плач, куколка моя» муз и сл А. Бейлиной Развитие динамического движения пальцев рук, подвижность пальцев рук и суставов, координации движений.

Развитие статического движения пальцев рук, координации движений, объёма движений, удержание позы.

Развитие динамической координации пальцев рук, переключаемость движений

Март

1. «Домик» муз и сл Е. А. Поддубной

2. «Бьют часы» Муз и сл. Е. А Поддубной

3. «Птичка невеличка» муз и сл. Е. А. Поддубная Развитие динамического движения пальцев рук, подвижность пальцев рук, координации движений.

Развитие статического движения пальцев рук.

Удержание позы, развитие объёма движений.

Развитие динамического движения пальцев рук, силы, подвижности и ловкости движений.

Апрель

1. «Грустный вальс» сл. И муз Е. А. Поддубная.

2. «Лес, лес, тишина» сл. И муз Бейлиной

3. «Солнечный зайчик» сл. и муз. Е. А. Поддубная

Развитие динамического движения пальцев рук, подвижность пальцев рук и суставов, координации движений.

Развитие статического движения пальцев рук, координации движений, объёма движений, удержание позы.

Развитие динамической координации пальцев рук, переключаемость движений

Май

1. «Улитка» муз и сл. Бейлиной

2. «Радуга» муз и сл. Е. А. Поддубная

3. «Ромашка» сл и муз Е. А. Поддубная

Развитие динамического движения пальцев рук, подвижность пальцев рук, координации движений.

Развитие статического движения пальцев рук.

Удержание позы, развитие объёма движений.

Развитие динамического движения пальцев рук, силы, подвижности и ловкости движений.

Публикации по теме:

«Развиваем чувство ритма у детей» Из опыта работы музыкального руководителя «Развиваем чувство ритма у детей»Из опыта работы музыкального руководителя. Уже детей третьего года жизни учим передавать элементарную ритмичность.

Анализ работы музыкального руководителя АНАЛИЗ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ. Первой квалификационной категории Агибаловой Татьяны Владимировны МАДОУ 10 детского сада за 2014-2015.

Индивидуальный план работы музыкального руководителя в межаттестационный период на пять лет (с 2015 по 2020 гг.) 2015г. Профессиональное: 1. Повышение уровня квалификации на курсах. 2. Изучить ФГОС ДО, уяснить их особенности, внести изменения в учебные.

Индивидуальный план работы музыкального руководителя в межаттестационный период на пять лет (с 2015 по 2020 гг.) № Программа профессионального развития Сроки проведения 1. Повышение уровня квалификации на курсах. 2018г. 2. Знакомиться.

Из опыта работы музыкального руководителя с родителямиИз опыта работы музыкального руководителя с родителями Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 23» «Из опыта работы музыкального руководителя».

Опыт работы музыкального руководителя по оздоровительному направлению детей посредством музыкальных занятий и кружка вокала Одним из направлений деятельности ДОУ является укрепление здоровья детей, поэтому свое планирование я осуществляю с учетом этих задач. Изучив.

Перспективный годовой план учебно-воспитательной работы музыкального руководителя Перспективный годовой план учебно-воспитательной работы музыкального руководителя. Месяц Организационно-педагогическая работа Методическая.

План работы музыкального руководителя на летний период Дата Группа, возраст детей Цель, название мероприятия. Ответственные 01.06.2015 №1, №5 (дети с 2 до 2 лет) № 3, №4, №2 (дети с 2 -3 лет).

План работы музыкального руководителя с родителями План работы музыкального руководителя с родителями на 2014 – 2015 учебный год Сентябрь 1. Оформление стенда «Музыка и физкультура» 2.

План работы музыкального руководителя с родителями Сентябрь Общее родительское собрание Тема: «Комплексный подход к музыкальному воспитанию в детском саду» (цели, задачи, виды и формы музыкальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики рук у детей 6-го года жизни в музыкально-ритмических пальчиковых играх (из опыта работы)
Опубликовано: 21 марта 2016 в 21:54
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД