Папки-передвижки

Из опыта работы по формированию нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста

Евгения Краснова
Из опыта работы по формированию нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста

Тема: «Использование парциальной программы «Дорогой добра» для развития нравственных качеств у детей среднего возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Актуальность темы определяется тем, что современное российское общество характеризуется изменением традиционной структуры, все более наглядным расслоением, дальнейшей дифференциацией стилей жизни различных социальных групп. Больший процент составляют родители, выросшие в перестроечное и постперестроечное время. И поэтому многие исследователи сегодня констатируют кризис семьи, отвечают ее неспособность обеспечивать необходимые условия для воспитания, социализации детей. Острота проблем семейного воспитания связана с падением ценности родительства, преобладанием неполных семей, увеличением количества семей, испытывающих финансовые трудности и, относимых к группе социального риска. У современных родителей нередко наблюдаются нежелание вникать в проблемы ребенка, негармоничный стиль воспитания, перенос личностных и психологических проблем на детей. Почти треть маленьких россиян – более 400 тысяч - ежегодно рождаются вне брака [3, с. 4], каждый седьмой малыш воспитывается в неполной семье. В подобных семьях мамы подчас вынуждены работать сверхурочно, и кто-то из них почти не видит своих чад. Россия стала страной работающих бабушек, поэтому они тоже не могут в должной заниматься воспитанием внуков. В результате семья не в полной мере выполняет свои главные функции как институт социализации дошкольников : забота о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей; обеспечение соблюдения их прав и интересов; воспитание на основе безусловной родительской любви, признания ребенка самоценной личностью и др. Интересный факт, что эволюция культуры родительства нашла отражение в одном из регламентирующих документов - Законе «Об образовании» Российской Федерации. Если в документе 1992 года родители признавались «первыми педагогами» [1,с. 3], то в редакции от 29.12.2012 года указано, что родители «имеют преимущественное право на воспитание своих детей» [2,с. 4]. При этом в современных социальных условиях родители легко делегируют свои права (и обязанности) образовательным организациям. И поэтому проблемы социально-нравственного воспитания дошкольников находятся в центре внимания отечественной педагогики.

Публикация «Из опыта работы по формированию нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Цель: определить эффективность использования парциальной программы в развитии у детей среднего возраста нравственных качеств.

Задачи:

• Изучить и проанализировать литературу по теме исследования

• Рассмотреть особенности развития нравственных качеств у детей среднего возраста

Разработать парциальную программу «Дорогой добра»

• Определить эффективность применения парциальной программы в средней группе.

Методы исследования:

• Анализ литературных источников;

Проверка эффективности реализации парциальной программы через :

• - наблюдение;

• - беседы;

Основная часть.

Из числа многих задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Рассмотрим положения, касающиеся духовно-нравственного воспитания дошкольников.

В Требованиях к структуре образовательной программы ДО и ее объему раскрывается содержание программы. Оно должно обеспечивать развитие личности и охватывать определенные направления развития и образования детей, так называемые, образовательные области.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО; формирование позитивных установок к различным видам труда т творчества.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы ДО представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, в которых отражены социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

В соответствии с целевыми ориентирами духовно-нравственная культура дошкольников складывается из установки положительного отношения к миру; способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам; адекватного проявления своих чувств во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Оно основано на принципах равноценности личностей педагога и ребёнка, гуманизме, содержании и средств воспитания, доверии и уважении в процессе воспитания, создании позитивной эмоциональной атмосферы, творческого взаимодействия педагога и ребёнка. Знаменитый психотерапевт И. А. Сикорский отмечал: «Уже с самого раннего детства психическая жизнь ребенка разделяется на два крупных русла, или течения – умственное и нравственное течение…» [7, с. 234]

Нравственное воспитание включает в себя следующие задачи: воспитание гуманных чувств и отношений; формирование начал патриотизма; представлений, нравственных чувств, привычек и норм поведения.

Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у дошкольника, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Ведущие психологи XIX- XX столетий различных научных школ - зарубежных (З. Фрейд, А. Адлер, А. Маслоу, Э. Эриксон, К. Лоренц, А. Бандура, К. Роджерс и др.) и отечественных (Л. В. Выготский, В. В. Давыдов, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. С. Мухина и др.) – особое значение в становлении личности и ее смыслообразующих ценностных компонентов придают дошкольному периоду, так и раннему детству. [https://dovosp.ru/shop/magazine_preschool_education/2008,с. 43]. Суть их вывода в следующем: процесс становления ядра личности – системы убеждений, ценностных ориентаций – может осуществляться не только осознанно, но и неосознанно; более того, наиболее интенсивен именно период дошкольного детства. Вот почему важна правильная организация нравственного воспитания ребенка с дошкольного детства.

В рамках данного исследования была разработана и реализована парциальная программа, направленная на воспитание нравственных качеств у детей о дошкольного возраста «Дорогою добра». Программа разработана с учетом авторской программы Шевченко Л. Л. «Добрый мир», методических пособий: «Добрые сказки» Т. А. Шарыгина, «Беседы о хорошем и плохом» Т. А. Шарыгина, «Ты и твои друзья» В. Н. Романюта, «Уроки вежливости» Н. М. Метенова, «Диалоги о культуре» О. Л. Кабачек.

Цель: познакомить детей с разными сторонами окружающего мира и воспитать на этой основе нравственных чувств, отношения и мотивов поступков. Цель отражает требования российского законодательства к содержанию образования и ориентирована на решение следующих задач.

Задачи:

• Дать представление о нормах и правилах взаимоотношений приемлемых в российской коммуникативной и психоэмоциональной культуре;

Формировать представление о необходимости и значимости у проявления дружеских, уважительных отношений между детьми разного пола, понимания между ними.

• Создавать условия для творческого развития;

• Систематизировать представления о семье как совокупности людей разного возраста и пола;

формировать способ передачи своих желаний, чувств, настроения;

• Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым.

Содержание программы «Дорогой добра» руководствуется следующими принципами:

личностно-ценностного соответствия содержания программы возрастным и индивидуальным особенностям детей возрастной группы;

культуросообразности;

целостности и интеграции образовательных областей программы дошкольного образования :

систематичности, последовательности содержания;

наглядности и доступности.

После проведенной работы планируется, что дети должны знать:

- об обязанностях всех членов семьи по отношению к друг другу;

- иметь элементарные представления о значении таких понятий как: любовь, добро, уважение, сострадание, забота, совесть;

- иметь элементарные представления об истории страны, ее традициях, культуре, героях;

- уметь ценить результаты труда близких и окружающих людей;

- иметь элементарные представления о культуре поведения;

- иметь элементарный навык рассуждения по проблемно-нравственным темам рассказов и высказывать свои суждения о содержании иллюстраций, о смысле литературных произведений;

Содержание психолого-педагогической работы : направлено на взаимодействие с детьми 4 – 5 лет дается по образовательным областям: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого – педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфики каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. При этом решение программных образовательных задач предусматривается только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Формы, способы, методы и средства реализации парциальной Программы: Форма организации обучения: фронтальная, индивидуальная. При работе применяются наглядные, игровые, словесные и практические методы. Мы используем следующие средства : демонстрационный материал, подборку художественной литературы, компьютер, аудизописи, мультимедийную установку. В организации образовательного процесса неоценимую помощь педагогу оказывает диагностика, которая является основным средством педагогической деятельности, она позволяет определить продвижение дошкольников средней группы в освоении парциальной Программы.

Взаимодействие с семьями воспитанников :Для успешной реализации Программы происходит взаимодействие педагогов с родителями, через различные формы :

консультация и беседы на нравственную тематику («Нравственное воспитание в дошкольном возрасте», «Как помочь ребенку быть вежливым», «Культура поведения в общественных местах», «Родитель – первый образец для ребенка»)

разработаны памятки для родителей – «Волшебные слова в речи у детей», «Правила успешного воспитания», «Основы нравственного воспитания в семье»)

используется средства информационно-коммуникативных технологий (сайт дошкольного учреждения и персональный сайт педагога, где публикуются различные материалы для повышения родительской компетентности по вопросам нравственного воспитания.

Особенности развивающей предметно-пространственной среды.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивает:

- игровую, познавательную, коммуникативную и творческую активность воспитанников;

- двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей;

Ее особенностью является наличие дополненного материала к уже имеющейся в групповой ячейке непосредственно по тематике – нравственное воспитание дошкольников. Планируется и дальнейшее пополнение развивающей предметно пространственной среды. РППС отвечает всем требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Материально-техническое обеспечение Программы.

Для реализации Программы приобретен дополнительный демонстрационный наглядный материал: «Мои поступки», «Я и эмоции», «Я и другие», «Что такое хорошо и что такое плохо», сделаны дидактические игры «Помоги герою», «Что нужно, что не нужно»; подобрана художественная литература; оформлен иллюстративный альбом с художественным словом и пальчиковыми играми; центр театрализации дополнен новыми куклами, костюмами и шапочками для драматизаций; сделана подборка аудиозаписей сказок, стихотворений, мелодий, песен, звуков природы.

Кадровые условия реализации Программы.

Программа реализуется воспитателями средней возрастной группы Красновой Евгенией Борисовной и Фомичевой Ириной Александровной, педагогом-психологом Галышевой Ириной Владимировной.

Методические материалы средства обучения и воспитания.

Все материалы и средства подобраны с учетом особенности программы: примерная образовательная программа «От рождения до школы», методическое пособие Шевченко Л. Л. «Добрый мир», «Хорошо- плохо», «Энциклопедия Этикета» И. Панкеев, «Диалоги о культуре» О. Л. Кабачек, «Ты и твои друзья» В. Н. Романюта, «Уроки вежливости» Н. М. Метенова. Также Программа предусматривает и использование мультимедийной установки для проведения непрерывной образовательной деятельности.

Программа «Дорогой добра» реализовывалась мною с детьми средней группы 2015-2016 гг. учебного года. За это время было проведено 36 занятий (Приложение 2). НОД проводилось 1 раз в неделю. Тематика занятий соответствовала календарно-тематическому планированию ДОУ. При проведении непрерывной образовательной деятельности использовались наглядные, словесные, практические и игровые методы. На занятиях дети активно участвовали в обсуждении проблемного вопроса. С интересом рассматривали демонстрационно-наглядный материал, с удовольствием слушали художественные произведения. Также во время НОД применяли свои творческие навыки – рисовали, лепили, мастерили как индивидуально, так и коллективно. Хочется отметить положительное влияние музыкального сопровождения при проведении НОД. Музыкальный репертуар был подобран по тематике и находил эмоциональный отклик у детей. Также неоднократно использовалась мультимедийная установка, что тоже приводило к положительной реакции воспитанников.

За время проведения программы – воспитанники средней группы стали более доброжелательны к друг другу, уменьшилась агрессивность между детьми. Также у детей возник интерес к истории страны и города. Стали ценить труд не только своих родных, но и других людей. Но хочется отметить и недостатки реализации программы – малоактивное участие родителей воспитанников. Следует подобрать более действенные методы для активизации родителей.

Описание результативности. Реализация парциальной программы «Дорогою добра» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка проводится воспитателем в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейших планирования).

В приложении 1 представлено подробное описание диагностики. Из результатов диагностики можно сделать вывод, что использование парциальной программы «Дорогой добра» привело к более высоким результатам развития социально-коммуникативных качеств у детей среднего возраста.

Выводы:

При использовании программы:

- у детей формируются нравственные качества;

- у детей развиваются творческие способности;

- формируется культура поведения в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

- у детей формируется сознательное отношение к своим и чужим поступкам;

- формируется уважительное отношение к людям труда;

- формируются устойчивые трудовые навыки.

Практическая значимость: использование разнообразных форм и методов взаимодействия с детьми по нравственному воспитанию расширяет и обогащает знания детей о социальном мире, о моральных нормах поведения, формирует у детей нравственные качества.

Содержание работы представляет интерес для воспитателей и специалистов ДОУ и может использоваться в практической деятельности.

Список литературы.

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозаика - Синтез, Москва, 2014.

2. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015.

3. Козлова С. А. Дошкольная педагогика : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования –М. : Издательский центр «Академия», 2012.

4. Князева О. Л. «Я, ты, мы». Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. — М. : Дрофа, ДиК, 1999

5. Панина С. М. Духовно-нравственное становление дошкольников – Волгоград : Учитель, 2016.

6. Шарыгина Т. А. Добрые сказки. Беседы с детьми о человеском участии и добродетели. – М. :ТЦ Сфера, 2016.

7. Шарыгина Т. А. Беседы о хороем и плохом поведении. – М. : ТЦ Сфера, 2016

10. ШевченкоЛ. Л. Добрый мир. Методическое пособие с программой. – М. : Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.

Информационные ресурсы.

• «Дошкольное воспитание https://doshvozrast.ru

«Дошкольный вестник» https://www.gcro.nios.ru

https://nsportal.ru/detskiy-sad

Публикации по теме:

Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством произведений устного народного творчества «Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через произведения устного народного творчества» Проект «Сказка.

Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством использования ЭОР На современном этапе развития общества образовательные электронные ресурсы являются неотъемлемой частью жизни общества и образования человека.

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством трудового воспитания Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение ряда задач, одной из которых является.

Опыт работы по формированию игровых умений детей среднего дошкольного возраста подготовила: Гнусенкова Елена, воспитатель МДБОАУ № 71 "Лучик" г. Орска Цель: Формирование игровых умений у детей среднего дошкольного возраста.

Конспект занятия по формированию нравственных качеств посредством русских народных сказок «В гостях у бабушки Арины» МБДОУ «Детский сад № 70» Конспект открытого занятия по формированию нравственных качеств у детей посредством русских народных сказок. «.

Народная педагогика в воспитание духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста Актуальность проблемы нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества.

План проекта по формированию у детей дошкольного возраста нравственных качеств личности «Мою маму я люблю» .

Проект «Роль сказки в воспитании нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста» Вид проекта: познавательно-исследовательский, групповой. Продолжительность: январь-май Участники проекта: дети младшей группы, родители,.

Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» План работы по самообразованию воспитателя старшей группы Метлиной Галины Анатольевны на тему: «Формирование нравственных качеств у детей.

Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста Дети не перестают поражать нас глубиной своих чувств, глубоким осмыслением нравственных понятий. Мы все чаще задумываемся над тем, что не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы по формированию нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 27 марта 2017 в 21:06
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД