Папки-передвижки

Из опыта работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников. Знакомство с татарским орнаментом (6 фото)

Юлия Лучинкина
Из опыта работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников. Знакомство с татарским орнаментом

Национально-региональный компонент, реализующийся в программе, является важным составляющим содержания современного образования. В числе основных его задач: приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, духовным и нравственно-этическим ценностям своего народа, формирование интереса к родному языку и истории, воспитание культуры межнациональных отношений.

Татарстан – это наша Родина, и наши воспитанники должны знать искусство своего края.

Публикация «Из опыта работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников, Знакомство с татарским орнаментом» размещена в разделах

Работая по данной проблеме, опираюсь на пособие для воспитателей детских садов * Татарский орнамент в изобразительной деятельности*, автор

Р. А. Бурганова.

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

Прекрасные образцы татарского орнамента нашли яркое выражение в различных произведениях многовекового творчества народа: в тонких узорах ювелирных изделий, красочных вышивках и узорных тканях, головных уборах, разноцветной мозаике кожаной обуви, украшениях жилища и т. д.

В мотивах и узорах различных бытовых изделий, как и в орнаменте жилища, отражается богатство художественного мышления народа, тонкое чувство ритма, пропорции, понимание формы, силуэта, цвета, материала.

Характерным признаком татарского орнамента является его контурное решение.

В своей основе татарский орнамент состоит из цветочно-растительных, геометрических и зооморфных мотивов.

Основные задачи образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие

• Развивать интерес детей к татарскому (русскому) языку. Посредством создания игровых ситуаций, использования информационно-коммуникационных технологий

• Создавать условия для овладения первичной коммуникацией на татарском языке

• Формировать представления о трудовой деятельности посредством национальных произведений.

• Обогащать игровой опыт играми народов Поволжья

Познавательное развитие

• Развитие интереса, любознательности и познавательной мотивации

• Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях

• Формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях татарского народа, о традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие

• Формирование первоначальных умений и навыков практического владения государственными языками (татарский и русский языки)

Художественно-эстетическое развитие

• Формировать художественно-эстетическое развитие посредством приобщения к истокам национальной культуры, краеведения, изучения татарского (русского) языка

Физическое развитие

• Формировать двигательную активность в национальных подвижных играх

Использую следующие педагогические средства для решения образовательных задач:

• Беседы

• Рассматривание иллюстраций

• Чтение художественной литературы

• Дидактические игры

• Обучение в форме НОД

Работа с родителями

Для реализации поставленных задач, составила перспективный план, в котором отражена последовательность работы.

В нашем детском саду организован мини музей по национальному воспитанию «Духовный источник», который оснащён необходимым материалом для знакомства дошкольников с историей, бытом, фольклором татарского народа. Имеется отдельный кабинет для изучения татарского языка. В каждой возрастной группе организованы национальные уголки, где представлены куклы в национальных костюмах: татары, русские, чуваши и материал для ознакомления детей с символикой Российской Федерации, Республики Татарстан, Нижнекамска, Республик Поволжья, зарубежных стран.

В своей группе оформила стенд по изобразительной деятельности. В свободном доступе для познавательного развития имеются предметы декоративно-прикладного искусства, оформляю тематические выставки. В большом количестве представлен дидактический материал: дидактические игры, образцы декоративно-прикладного искусства, альбомы для детского творчества, материал для самостоятельной художественной деятельности. В художественно-речевой зоне организую тематические выставки татарских, русских писателей. Помещаю художественную литературу в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду, портреты писателей, поэтов.

Знакомство с татарским искусством начинаем с посещения музея «Духовный источник». Рассматриваем национальный костюм, предметы быта, обращаю внимание на элементы узора, композиционное решение, приобщаемся к семейным традициям.

Из опыта работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников. Знакомство с татарским орнаментом
Фото №1 Национально региональный компонент реализующийся в программе является важным составляющим содержания современного образования

В процессе образовательной деятельности учимся украшать различные силуэты – тюбетейки, калфак, фартук, сапожки – ичиги, платки, полотенце, салфетки и т. д.

Вырабатываю умение строить узор, располагая его элементы в определенном ритме: на полосе, круге, квадрате, располагать элементы узора в определенной последовательности: в середине, по углам.

На протяжении всего времени обучения детей организую выставки детских работ для родителей, с целью показать родителям успехи их детей в освоении росписи.

Фото №2 Татарстан это наша Родина и наши воспитанники должны знать искусство своего края

Таким образом, у детей развивается эмоционально-эстетическая отзывчивость на окружающие их предметы прикладного искусства.

Фото №3 Публикация Из опыта работы по художественно эстетическому воспитанию дошкольников Знакомство с татарским орнаментом размещена в разделах Воспитание детей

Не всё детям удаётся на занятиях, поэтому в свободное от занятий время использую в своей работе дидактические игры :

*Третий лишний*, цель игры: закрепить знания детей элементов татарского орнамента, по силуэту узнавать, называть, описывать внешний вид и характерные признаки, по которым его определили.

*Составь узор*, цель: научить детей действиям анализа и синтеза, умению выделять части и составлять целое, закрепит знания элементов татарского орнамента и умения использовать образец для составления раппорта, развивать творчество и воображение.

*Дорисуй элемент*, цель: закрепить знания детей принципа построения симметричных элементов и композиций, учить основным приемам рисования симметричных узоров, развивать глазомер и мелкую моторику руки.

*Выложи орнамент*, цель: закрепить знания детей об элементах национального костюма (тюбетейка, калфак, ичиги, туфли, фартук и другие). Учить, с помощью цветных шаблонов составлять, собственные композиции на формах, воспитывать чувство ритма, цвета, композиции, развивать творческое воображение.

*Четвертый лишний*, цель: закрепить знания детей элементов одежды, учить, правильно классифицировать предметы по внешнему виду и назначению, определять и описывать предмет, отличающийся от других.

Фото №4 Воспитание детей

Эти игры способствуют развитию интереса к национальной культуре, видам татарского орнамента, придумывать новые композиции, дети самостоятельно учатся рисовать различные узоры. Развивается мышление, память, внимание, мелкая моторика пальцев, обогащается словарь детей.

Так же в нашем детском саду организуются тематические недели: неделя татарской и русской культуры. Оформляются тематические стенды, где отражается национальный колорит, особенности национальной культуры.

Фото №5 Материалы для педагогов воспитателей детских садов Татарский орнамент в изобразительной деятельности автор Р

Подытоживая результаты своих наблюдений за детьми в процессе приобщения их к народному искусству, я пришла к следующим выводам:

Художественно-эстетическое воспитание оказывает благотворное влияние на мыслительную деятельность дошкольников. Искусство обладает способностью вносить в мир ребенка радость, бодрые ритмы, давать положительные эмоции.

• При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства перед детьми раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваиваются многогранные традиции и обычаи, передаваемые от поколения к поколению.

• Ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение. Кроме того, сам процесс работы над поделкой доставляет детям большое удовольствие.

• Изучая народно-прикладное творчество, дети многое узнают об орнаменте и его символичном значении. В частности, знакомство с растительным орнаментом служит одним из средств постижения окружающей природы. Ведь природа была для народных умельцев и мастерской, и кладовой, и помощницей.

Знакомство с изделиями народных мастеров обогащает словарный запас детей.

Таким образом, можно констатировать, что декоративно-прикладное творчество как часть эстетического воспитания дошкольников помогает развивать в детях эстетическое отношение к действительности, любовь к родному краю, мышление, воображение.

Публикации по теме:

МасленицаМасленица Одним из основных направлений работы детского сада является нравственно- патриотическое воспитание, приобщение детей к национальной культуре,.

Региональный компонент в работе ДОУ по ФИЗО Из опыта работы. Перемены социально – экономической жизни последних лет повлекли серьезные изменения в содержании воспитания. Это касается,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников. Знакомство с татарским орнаментом
Опубликовано: 13 октября 2014 в 23:18
+53Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 56.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД