МААМ-картинки

Из опыта работы «Развитие диалогической речи детей через театрализованную деятельность»

Светлана Нечаева
Из опыта работы «Развитие диалогической речи детей через театрализованную деятельность»

Если ребенок любит играть в театр –

значит он верит в чудо и в то,

что сказки никогда не кончаются!

(А. Б. Никитина)

Актуальность

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи

Публикация «Из опыта работы „Развитие диалогической речи детей через театрализованную деятельность“» размещена в разделах

Театрализованная деятельность - одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения говорить играя. Именно через диалоговое общение дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю, так как в общении со сверстником ребёнку приходится ориентироваться на особенности партнёра, учитывать его возможности и поэтому произвольно строить своё высказывание, используя контекстовую речь.

Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Театральная деятельность способствует совершенствованию умственного развития детей, и тесно связанному с ним совершенствованию диалогической речи Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.

Результаты мониторинга

Для определения навыков диалогической речи в начале года с детьми я провела мониторинг: «Изучение диалогической речи дошкольников в общении со сверстниками и взрослыми» по методике Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной.

В результате данного мониторинга были получены следующие результаты:

Высокий уровень развития диалогической речи 20% детей

Средний уровень развития диалогической речи 30% детей

Низкий уровень развития диалогической речи 50% детей.

В дальнейшей работе с детьми я провела мониторинг: «Изучение роли иллюстраций в понимании диалога персонажей». по методике Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной. И получила такие же данные, как в предыдущем мониторинга. Сопоставляя всё выше перечисленное и результаты мониторинга по развитию диалогической речи детей, определила проблему, которая говорит о том, что у детей недостаточный уровень развития диалогической речи.

Проблема:

Недостаточный уровень развития диалогической речи у детей дошкольного возраста.

Цель: Развитие диалогической речи детей 4-6 лет.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по поданной теме.

2. Создать предметно - развивающую среду, способствующую развитию диалогической речи.

3. Составить перспективное планирование, направленное на развитие диалогической речи детей.

4. Отслеживать развитие диалогической речи детей.

5. Повышать психолого-педагогические знания родителей по вопросам развития диалогической речи.

Изучение методической литературы

Разрабатывая систему работы по развитию диалогической речи детей через театрализованную деятельность, была изучена психолого-педагогическая и методическая литературу о диалогической речи в ряде работ : Л. Якубинский «О диалогической речи»; О. С. Ушаковой и Е. М. Струминой, «Игры и упражнения по развитию диалогической речи дошкольников» Арушановой А., Рычаговой Е., «Статьи на тему диалогического общения», в которых основной мыслью является то, что театрализованная игра оказывает большое влияние на развитие диалогической речи детей дошкольного возраста. Сердцевину диалога в театрализации составляют диалогические отношения, которые проявляются в готовности к встрече с партнёром, в принятии его как личности, в установке на ответ собеседника, в ожидании взаимопонимания, согласия, сочувствия.

Ожидаемые результаты

• Повышение показателя качества развития диалогической речи в целом, за счет включения детей дошкольного возраста в театральную деятельность на 50%

• Позитивное взаимодействие детей в театральных этюдах, играх, постановках.

• Раскрытие творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности.

• Речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности.

• Активное участие родителей в изготовлении атрибутов для театральных постановок.

• Этапы реализации

• 1-й этап

• Организация предметно-развивающей среды, которая отвечала бы всем правилам развития диалогической речи детей.

• 2-й этап

• Написание перспективного планирования работы по развитию диалогической речи детей через театрализованную деятельность.

• 3-й этап

• Практическое освоение детьми диалогических навыков через работу с различными видами театра по принципу - от простого к сложному.

1-й этап

Организация предметно- развивающей среды.

В музыкально-театральном центре : театральные персонажи пальчикового театра : «Злючка колючка и его друзья», «Сказка о глупом мышонке», «Крокодил Гена и его друзья», «Семья сказочных гномиков» и т. п. Плоскостного театра : «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», Фонотека из музыкальных сказок «Десять мышек», «Муравей», «Муха- Цокотуха», «Учиться надо весело», «Теремок», «Сказка про Айболита» и т. д.

В центре сенсорно- речевого развития : картотека пальчиковых игр-упражнений для развития диалогической речи, сказочные сюжетные картинки: «Котенок по имени Гав», «Маша и медведь», «Кораблик», «Палочка-выручалочка», шнуровки, пособия на развитие дыхания, цветочки, снежинки,.

В центре книги : русские народные сказки, в которых очень много диалогов у персонажей : «Жихарка», «Пых», «Бычок - смоляной бочок», «Зимовье зверей», «Заяц и Еж», «Хвастливый заяц», «У страха глаза велики» и т. д.

Музыкально- театральный центр.

Музыкальные инструменты, пальчиковый театр, настольный театр, плоскостной театр, бибабо, театр масок.

В центре сенсорно- речевого развития : картотека пальчиковых игр-упражнений для развития диалогической речи, сказочные сюжетные картинки: «Котенок по имени Гав», «Маша и медведь», «Кораблик», «Палочка-выручалочка», шнуровки, пособия на развитие дыхания, цветочки, снежинки, клубки, свистульки.

2-й этап

Перспективное планировании выстроила так, чтобы диалогическая речь детей формировалась постепенно. Ведение диалога от простого к сложному.

3-й этап.

Коллективное игровое упражнение по обучению краткого диалога между персонажами кукол бибабо «Приходите в гости к нам», дает возможность более основательно изучить диалогические навыки дошкольников.

Индивидуальная работа по развитию диалога

-с детьми с низким уровнем диалогических навыков позволяет повысить диалогический уровень дошкольника.

-Обучение основам ведения диалога на настольной ширме с персонажами театра кукол бибабо. Разыгрывание сказки «Маша и Медведь». Диалог первой встречи сказочных персонажей. Закрепление умений совмещения диалога и движения куклы на ширме.

-Артикуляционно- голосовая работа над диалогом персонажей сказки «Маша и Медведь». Формирование умения выражать голосом характерные диалогические особенности героев сказки.

-Обучение диалогической речи через принципы работы с настольным театром.

Разыгрывание сказки «Теремок». Закрепление умений расположения персонажей на плоскости согласно их диалогическому действию.

-Обучение диалогической речи через принципы работы с пальчиковым театром.

Разыгрывание сказки «Злючка колючка» как одно из средств для развития движений пальцев и речи детей.

-Разыгрывание сказки

«Три медведя». Обучение ведения диалога двух и более персонажей.

-Разыгрывание коротких диалогов с ростовыми куклами - как один из способов

развития диалога и актерских навыков

-Участие детей в спектакле «Курочка Ряба».

-Индивидуальная работа с родителями по обучению детей диалогической речи один важных факторов усвоения детьми речевых навыков.

Вывод

Таким образом, вся проделанная работа свидетельствует о том, что показатель низкого уровня снизился на 30%,, показатель высокого уровня увеличился на 30 %, это указывает на эффективность использования театрализованной деятельности в развитии диалогической речи детей 4-6 лет.

Театрализованная деятельность одна из тех форм работы с детьми дошкольного возраста, которая гибко и гармонично помогает ребенку освоить принципы диалогической речи. Она раскрывает ребенка изнутри, тем самым давая возможность дошкольникам по-настоящему чувствовать себя свободными, раскованными.

Благодаря театральной деятельности дошкольники учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Ведь ребенок который любит играть в театр - всегда верит в чудо и в то, что сказка никогда не кончается!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность “Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность” В настоящее время наблюдается критическая ситуация.

Консультация по теме «Развитие речи детей через театрализованную деятельность» Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно.

План работы по самообразованию «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность» План профессионального самообразования воспитателя старшей группы. Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через.

План работы по самообразованию «Развитие творческих способностей детей старшей группы через театрализованную деятельность» План профессионального самообразования воспитателя старшей группы. Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» МБДОУ «Детский сад №122 «Солнечный лучик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию.

Развитие речи детей через экологическое воспитание и продуктивную деятельность. Сообщение из опыта работыРазвитие речи детей через экологическое воспитание и продуктивную деятельность. Сообщение из опыта работы Актуальность. Вслушиваясь в речь детей, видно сколь скудны ещё познания детей о природе, событиях, явлениях, происходящих в окружающей жизни.

Развитие речи дошкольника через театрализованную деятельностьРазвитие речи дошкольника через театрализованную деятельность Цель: развитие речи дошкольника через театрализованную деятельность. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка.

Презентация «Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность» 1 слайд Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность. 2 слайд Актуальность В последние годы, к сожалению, увеличивается.

Речевое развитие детей через театрализованную деятельность в детском саду. Из опыта работы. Речевое развитие детей через театрализованную деятельность в детском саду. Из опыта работы. Театр и его истоки. Театр-это лучшее, по утверждению.

Презентация «Творческое развитие детей через театрализованную деятельность» «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Развитие диалогической речи детей через театрализованную деятельность»
Опубликовано: 17 апреля 2018 в 00:27
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД