МААМ-картинки

Из опыта работы «Развитие креативных способностей как путь социализации детей с ограниченными возможностями здоровья» (2 фото)

Татьяна Урсова
Из опыта работы «Развитие креативных способностей как путь социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»

Музыка, как вид искусства, дарит неисчерпаемые возможности для гармоничного развития ребенка. Знакомство с музыкальными произведениями, исполнение песен и танцев не только положительно влияют на эмоциональный мир, но и развивают слух, чувство ритма, образное мышление, тренируют память, способствуют творческому развитию каждого ребенка.

Публикация «Из опыта работы „Развитие креативных способностей как путь социализации детей с ограниченными возможностями здоровья“» размещена в разделах

Музыкальное воспитание является одним из действенных средств эмоционального, умственного, нравственного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Музыкальная деятельность способствует формированию эстетических потребностей, знаний, умений, необходимых в повседневной жизни. И чем раньше ребенок с нарушениями в развитии включится в музыкально-коррекционную деятельность, тем быстрее произойдут положительные изменения личности, активнее будут преодолеваться имеющиеся нарушения.

Решению задач музыкального образования помогает использование разнообразных форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает определенными возможностями.

Специфика моей работы заключается в том, что я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которым нужны особые формы воспитания, обучения, развития и коррекции.

Основной формой непосредственно являются музыкальные занятия, именно они, могут способствовать развитию креативности у детей (фото 1)

Под креативностью мы понимаем развитие творческих умений в восприятии (слушательской деятельности, исполнении, игре на музыкальных инструментах, размышлении о музыке. Но не менее важна заинтересованность каждого ребенка в продолжение музыкального развития, поэтому большую работу я веду в свободное от занятий время.

Музыкально педагогический опыт показывает, что хоровое и сольное исполнение песен, постановка детских музыкальных спектаклей, участие в массовых мероприятиях как внутри детского дома, так и за его пределами благотворно сказывается на развитии детей (фото2). На этих занятиях музыка помогает преодолеть психологическую защиту ребенка - успокоить или наоборот, активизировать его, настроить, заинтересовать, а также развивает коммуникативные и творческие способности детей с ограниченными возможностями здоровья. Такой вид деятельности дает положительные эффекты использования музыки в работе с такими детьми :

музыка увлекает и оказывает успокаивающее воздействие, снимает страхи и напряженность, ребенок испытывает положительные переживания;

замкнутые дети становятся более общительными;

развивается координация движений, мелкая моторика пальцев, чувство метроритма, повышается общий жизненный тонус;

развивается эмоциональная отзывчивость, расширяется кругозор;

в каждом ребенке раскрывается творческий потенциал;

формируется любовь к музыке, вырабатываются элементы вкуса.

Занимаясь музыкой с детьми с ограниченными возможностями здоровья, я не ставлю задачу развития собственно музыкальных

способностей. Моя цель заключается в том, чтобы стимулировать общение детей посредством музыкальных занятий. Ввести музыкальные игры и упражнения как средство развития у них слухового внимания, чувства ритма, пространственных представлений, координации движений и главное, коммуникативных, социальных навыков для коррекции отклонений в поведении детей.

Но учитывая что дети, воспитанники дома-интерната для умственно отсталых детей, необходимо решать коррекционные задачи:

• корригировать отклонения интеллектуального развития;

• активизировать творческие способности, развивать музыкально-исполнительские навыки;

• формировать знания о музыке;

развивать слуховой самоконтроль, речевую активность, координацию рук во время игры на музыкальных инструментах.

Для этого я использую следующие формы занятий:

групповые занятия, где дети присутствуют всей группой. Здесь я формирую культуру хорового пения, которое расширяет кругозор детей, формирует положительное отношение к музыке, стимулирует развитие интереса к музыкальным занятиям. Работаю по развитию музыкального восприятия в процессе слушания музыки, большое внимание уделяю речевым, пальчиковым играм, играм на шумовых инструментах;

индивидуальные занятия, на которых мы не только учимся играть на шумовых музыкальных инструментах, но и развиваем вокальные данные.

Очень мало наших детей имеют от природы хорошие вокальные данные, развитый музыкальный слух, чувство ритма и чистоту интонации. И все же они есть. Таких детей я привлекаю на индивидуальные занятия (фото 3).

Один из воспитанников, не смотря на то, что болезнь приковала его к инвалидному креслу, не сдается и живет интересной и насыщенной жизнью.

Работа с Сергеем начиналась с привлечения его к музыке. В 2008 году у меня возникла идея создания ансамбля шумовых инструментов, а именно, чтобы в состав входили дети с ДЦП, потому что, занимаясь на музыкальных занятиях с этими детьми я увидела их заинтересованность в игре на различных шумовых инструментах, в ходе работы выяснилось, что шумовые музыкальные инструменты – бубен, погремушки, маракасы, тамбурин, ложки, трещетки, бубенцы, и другие инструменты просты в использовании и доступны для деятельности детей с ДЦП.

При применении шумовых музыкальных инструментов у детей формируется умение выполнять действия с ними под определенные музыкальные отрывки. Это в свою очередь способствует развитию музыкальных навыков - ладотонального слуха (тихо- громко, ритмического слуха, темпового (быстро-медленно) и тембрового восприятия (низко-высоко). С помощью шумового музыкального инструмента у детей улучшается слуховое внимание и восприятие, слуховая память, координация рук, обогащается эмоциональная сфера.

По результатам диагностики семь детей, имея тяжёлую степень ДЦП, стали участниками ансамбля шумовых инструментов «Коробейники», это дети от 9 до 18 лет (фото 4)

Цель моей работы с ансамблем : научить детей с ДЦП игре на шумовых инструментах. Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:

вырабатывать умения и навыки правильной игры на шумовых инструментах, учитывая индивидуальные особенности детей;

дать определенный объем знаний в области народного творчества;

развивать творческие способности, музыкальный вкус, общую культуру личности;

воспитывать любовь и бережное отношение к русскому народному творчеству.

Для достижения поставленных задач использую следующие методы:

• объяснительно-иллюстративный (беседа, объяснение, художественное слово, использование фольклора);

• репродуктивный (разучивание, закрепление материала);

• исследовательский (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка);

• метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности).

Для каждого из них игра в ансамбле - это большая радость, это возможность проявить себя, показать свои лучшие способности, свою индивидуальность, возможность выступить самостоятельно.

Так началось становление Сергея, который в ансамбле начал играть на трещетках, этот инструмент ему сразу понравился. У Сергея есть чувство ритма, он слышит и понимает музыку, может высказывать собственное отношение к музыке, беседовать о средствах музыкальной выразительности.

Со временем Сергей начал проявлять интерес к пению в вокальной группе, а затем и сольно. Непосредственная работа над песенным материалом включает в себя:

знакомство с песней, пушивание в моем исполнении либо на диске или аудиозаписи;

дается краткая характеристика ребенком и если нужно дополняется мной;росл

работа над текстом, заучивание;

выработка четкого произношения текста, дикция;

правильная вокализация текста, распевы, работа над чистотой интонирования;

правильное воспроизведение ритмического рисунка, при этом можно использовать разные музыкальные инструменты, или хлопки в ладоши.

На данный момент мы работаем по развитию у Сергея элементарных двигательных навыков (жестов) во время пения, это дается ему очень тяжело: движения рукой влево, вправо, вверх, вниз, круговые движения, движения от себя, к себе, для ребенка с тяжелой степенью ДЦП уже достижение. Если раньше он не мог координировать движения с пением, то путем регулярных индивидуальных занятий и упорства Сергея, его старания, в своем роде, дало положительные результаты.

На сегодняшний день, Сергей может эмоционально преподнести музыкальный (вокальный) номер, не стесняясь своих физических недостатков, ребенок становится креативен, не боится высказывать свое отношение к музыке, старается преодолевать волнения при выступлении на сцене, что и было отмечено на областном фестивале детей с ОВЗ в декабре 2013 года (фото 5). Раскрывая барьеры интернатного учреждения ребенок принимает участие во всех районных и областных фестивалях как участник ансамбля шумовых инструментов, так и отдельный исполнитель.

Итогом моей работы является то, что дети принимают активное участие в праздниках и концертах не только внутри детского дома, но и становятся лауреатами районных и областных фестивалей:

• декабрь 2009 года – участие в областном фестивале художественного творчества детей и подростков с ОВЗ «Славим тебя Приамурье родное» г. Благовещенск – диплом 1 степени в номинации музыкальный жанр (фото 6)

• декабрь 2011 года – участие в 1 районном фестивале творчества детей с ОВЗ «Давайте дружить» п. Новобурейский, диплом участников фестиваля

• декабрь 2011 года – областной фестиваль-конкурс творчества людей с ОВЗ «В сердце моем - Приамурье родное!» г. Благовещенск, диплом участника (фото 7)

• май 2013 года – областной конкурс детского творчества «Открытый мир детства» - диплом 3 степени в номинации «Музыкальное творчество»(фото 8)

• декабрь 2013 года – 2 районный фестиваль детей с ОВЗ «Давайте дружить» - диплом участника (фото 9)

• декабрь 2013 года – областной фестиваль творчества детей – инвалидов «Славим тебя – Приамурье родное!» диплом участников (фото 10)

- март 2014 года - участие в 6 Всероссийском творческом конкурсе "Талантоха", диплом 1 степени (фото 11)

Из опыта работы «Развитие креативных способностей как путь социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»

В дни концертов дети вливаются в совершенно другие условия, в условия социума. Они встречаются с учащимися общеобразовательных школ и коррекционных учреждений, смотрят как ведут себя другие дети, стараются им подражать, с интересом наблюдают за всем происходящим.

Наши дети понимают, что становятся частью общества, они выступают на большой сцене наравне со всеми, эти условия их дисциплинируют.

Таким образом, музыкальные занятия способствуют развитию творческих способностей, дают богатый опыт общения, наполняют жизнь радостными и яркими впечатлениями, благотворно сказываются на нравственном и эстетическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Чтобы по-настоящему помочь детям, надо верить, что все мы занимаемся далеко не безнадежным делом.

Фото «Развитие креативных способностей как путь социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»
Публикации по теме:

«Улыбайтесь, мамочки и бабушки». Сценарий праздника для детей с ограниченными возможностями здоровья Сценарий праздника посвященному 8 марта «Улыбайтесь мамочки и бабушки» для детей с ограниченными возможностями здоровья подготовила музыкальный.

Пособия по развитию мелкой моторики рук детей с ограниченными возможностями здоровьяПособия по развитию мелкой моторики рук детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактические пособия по развитию мелкой моторики рук детей с ограниченными возможностями здоровьяЗдравствуйте коллеги! Представляю Вашему.

Исследовательский проект «Фольклор в развитии творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья»Исследовательский проект «Фольклор в развитии творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья» Исследовательский проект «Фольклор в развитии творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья» Педагог дополнительного.

Консультация для родителей «Особенности семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья» Первым и основным психолого-педагогическим фактором, способствующим социальной адаптации ребёнка с нарушением зрения является семья. Каждая.

Коррекция мелкой моторики и графомоторных функций у детей с ограниченными возможностями здоровья Одной из сторон общего развития младших школьников является развитие речи. Речь в целом, а также письменная речь – явление многогранное.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Развитие мышления у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Голяндина Наталья Александровна Учитель-дефектолог.

Развитие творческих способностей детей и подростков с ограниченными возможностями на занятиях кружка «Разноцветная палитра»Развитие творческих способностей детей и подростков с ограниченными возможностями на занятиях кружка «Разноцветная палитра» Вот и наступило лето - пора отдыха, развлечений. Летом настала пора буйного цветения различных цветов. Дети, проходящие курс реабилитации.

Речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья Методическая разработка Тема: «Речевое развитие детей с ОВЗ» Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности посредствам.

«Бал цветов». Сценарий праздника для детей 6–7 лет с ограниченными возможностями здоровья Сценарий праздника «Бал цветов» для детей 6 -7 лет Ведущая: Внимание, внимание Сегодня на поляне состоится карнавал Праздничный бал! Фея.

Социальный проект «Подари ребенку радость». Проблема социализации детей и подростков с ограниченными возможностями Название проекта: «Подари ребенку радость». Пояснительная записка. В современном обществе наиболее острой является проблема социализации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Развитие креативных способностей как путь социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»
Опубликовано: 11 сентября 2014 в 16:25
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД