Формирование представлений о культуре народа ханты у старших дошкольников

Татьяна Кобзева
Формирование представлений о культуре народа ханты у старших дошкольников

Если люди в ближайшем будущем не научаться жить в гармонии с традициями и культурным наследием народов, то люди могут утратить многие общечеловеческие ценности, а для этого надо воспитывать этнографическую культуру.

Начинать этнографическое воспитание необходимо с дошкольного возраста, так, как, приобретенные в это время знания, могут в дальнейшем преобразовываться в прочные убеждения.

1. Педагогу, работающему по формированию этнографических представлений у детей старшего дошкольного возраста необходимо создать особые условия, материальную базу для ведения занятий.

2. Все занятия следует проводить в определенной системе.

3. Планировать использование в совместной деятельности игр, способствующих повышению интереса дошкольников к национальной культуре коренных народов Западной Сибири.

4. Необходимо учитывать все возрастные (психологические и физические) особенности развития старшего дошкольника, подбирать соответствующий материал.

5. Работу вести в тесном контакте с родителями.

Работе по усвоению знаний и традиций народа ханты и манси предшествует ряд занятий, направленных на усвоение дошкольниками представлений о народе ханты, как коренных представителях нашего округа.

На познавательных занятиях с помощью иллюстраций, фотографий, изображающих быт народа, дети знакомились с жилищными постройками ханты, предметами быта, одеждой, изделиями народного творчества, растительным и животным миром нашего края.

Формирование представлений о культуре народа ханты у старших дошкольников

На занятиях по развитию речи знакомили с художественной литературой, в которых отражается трудовая деятельность, бытовой уклад, знание жизни и природы. Очень полюбились детям хантыйские сказки легенды, рассказывающие о лесе его обитателях, о реке, о солнце.

Проведение занятий предусматривает посещение музея ДОУ «Лесная сказка», где дети знакомятся предметами быта народа ханты и манси.

В совместной деятельности на занятиях по ручному труду дети учились делать изделия из бисера, учились изготавливать хантыйских кукол «акань», после чего с большим увлечением обыгрывали ситуации из быта коренного народа.

Все знания дети отражали в своих рисунках: быт северного народа, жилые постройки, лесных обитателей, среди которых особое предпочтение отдавали «священным» животным оленю и медведю.

Одним из условий формирования представлений о быте коренных жителей является предметно-игровая среда, с этой целью в группе с помощью родителей был создан этнографический уголок, в котором есть чум (жилая постройка, лабаз (хозяйственная постройка, предметы домашней утвари, макет запор на реке). Создали серию дидактических игр: «Узнай, чей след», «Выложи хантыйский орнамент», «Составь картинку», «Построй стойбище», «Размести, семью в чуме», «Отгадай ребусы и другие игры».

Родители изготовили для девочек накостники - женское украшение, сшили для девочек и мальчиков хантыйскую одежду, украсив орнаментами.

Родители вместе с детьми изготовили луки и стрелы,

дети с большим интересом на прогулке организовывают самостоятельно игры: «Самый меткий», «Кто дальше выстрелит»

игра «Поймай оленя» изготовили макеты оленей.

Невод» «Метание топорика» и другие игры малочисленных народов Севера.

Тесную работу вели с ЦДТ, где дети систематически посещали библиотеку фильмотеку, с целью просмотра видеоматериалов по ознакомлению с культурой, бытом коренных жителей. Дети делились впечатлениями об увиденном с родителями, и друг с другом.

С детьми посещали детскую библиотеку, где ребятам были представлены тематические рисунки, тематические чтения, выставки книг по ознакомлению с родным краем, беседы, читали и обсуждали легенды, сказки народов ханты и манси.

Дети с большим желанием и интересом ходили на такие мероприятия. Знакомя детей с культурой и бытом малочисленных народов Сибири, мы не оставили в стороне наш городской этнографический музей.

Чтобы создать предметно-игровую среду, с родителями вели большую предварительную работу. Использовали разнообразные формы работы: беседы, консультации на тему: «Кто такие ханты и манси», «Предметы домашней утвари», «Средства передвижения народов ханты и манси», «Жилые хозяйственные постройки», «Хантыйские игрушки», «Одежда обских народов», «Берестяной мир» «Декоративно-прикладное искусство народов Сибири» и др. Проводили семинары-практикумы, где родители вместе с детьми учились изготавливать предметы украшения, предметы быта, изготавливали куклу «акань», «накостники», «игольницы», работали с берестой.

Таким образом, планируя работу с родителями и детьми, мы сформировали знания и интерес у детей старшего дошкольного возраста к культуре быта малочисленных народов Сибири.

Публикации по теме:

Композиция «Страна Восходящего Солнца — Япония»Композиция «Страна Восходящего Солнца — Япония» Работая над проблемой «Формирование толерантности и патриотических чувств у дошкольников» знакомили детей не только с традициями, культурным.

Проект «Хантыйские мотивы» Вид проекта : познавательно-творческий Участники проекта : воспитатели, дети II младшей группы, родители. Сроки реализации проекта: краткосрочный.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Формирование представлений о культуре народа ханты у старших дошкольников
Опубликовано: 20 октября 2013 в 15:34
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект НОД по нетрадиционному рисованию (кляксография) «Осеннее дерево» в средней...
Конспект НОД по рисованию в средней группе Осеннее дерево». Нетрадиционная техника рисования "Кляксография" ( выдувание трубочкой) - это очередное...
Фотоотчёт. Экскурсия в библиотеку!
Фото отчёт. Экскурсия в библиотеку! Рядом с нашим детским садом находится детская библиотека « Аист». На протяжении многих лет мы сотрудничаем с ней. Нас...
Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»...
Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик» художественно-эстетической направленности для старшего дошкольного...
Алгоритм НОД «Моя Семья»
Алгоритм НОД "Моя Семья" /старшая группа/ Цель: продолжать знакомить детей с понятием "семья". Задачи: 1. Образовательная: Закрепить знания детей...
Лепбук «Осень золотая» (для детей младшего дошкольного возраста)
Лэпбук- сравнительно новое средство обучения, которое соответствует новым требованиям и целям обучения и воспитания в условиях...