Папки-передвижки

Формирование представлений о культуре народа ханты у старших дошкольников (7 фото)

Татьяна Кобзева
Формирование представлений о культуре народа ханты у старших дошкольников

Если люди в ближайшем будущем не научаться жить в гармонии с традициями и культурным наследием народов, то люди могут утратить многие общечеловеческие ценности, а для этого надо воспитывать этнографическую культуру.

Начинать этнографическое воспитание необходимо с дошкольного возраста, так, как, приобретенные в это время знания, могут в дальнейшем преобразовываться в прочные убеждения.

Публикация «Формирование представлений о культуре народа ханты у старших дошкольников» размещена в разделах

1. Педагогу, работающему по формированию этнографических представлений у детей старшего дошкольного возраста необходимо создать особые условия, материальную базу для ведения занятий.

2. Все занятия следует проводить в определенной системе.

3. Планировать использование в совместной деятельности игр, способствующих повышению интереса дошкольников к национальной культуре коренных народов Западной Сибири.

4. Необходимо учитывать все возрастные (психологические и физические) особенности развития старшего дошкольника, подбирать соответствующий материал.

5. Работу вести в тесном контакте с родителями.

Работе по усвоению знаний и традиций народа ханты и манси предшествует ряд занятий, направленных на усвоение дошкольниками представлений о народе ханты, как коренных представителях нашего округа.

На познавательных занятиях с помощью иллюстраций, фотографий, изображающих быт народа, дети знакомились с жилищными постройками ханты, предметами быта, одеждой, изделиями народного творчества, растительным и животным миром нашего края.

Формирование представлений о культуре народа ханты у старших дошкольников

На занятиях по развитию речи знакомили с художественной литературой, в которых отражается трудовая деятельность, бытовой уклад, знание жизни и природы. Очень полюбились детям хантыйские сказки легенды, рассказывающие о лесе его обитателях, о реке, о солнце.

Проведение занятий предусматривает посещение музея ДОУ «Лесная сказка», где дети знакомятся предметами быта народа ханты и манси.

В совместной деятельности на занятиях по ручному труду дети учились делать изделия из бисера, учились изготавливать хантыйских кукол «акань», после чего с большим увлечением обыгрывали ситуации из быта коренного народа.

Фото №1 Начинать этнографическое воспитание необходимо с дошкольного возраста так как приобретенные в это время знания могут в дальнейшем преобразовываться в прочные убеждения

Все знания дети отражали в своих рисунках: быт северного народа, жилые постройки, лесных обитателей, среди которых особое предпочтение отдавали «священным» животным оленю и медведю.

Одним из условий формирования представлений о быте коренных жителей является предметно-игровая среда, с этой целью в группе с помощью родителей был создан этнографический уголок, в котором есть чум (жилая постройка, лабаз (хозяйственная постройка, предметы домашней утвари, макет запор на реке). Создали серию дидактических игр: «Узнай, чей след», «Выложи хантыйский орнамент», «Составь картинку», «Построй стойбище», «Размести, семью в чуме», «Отгадай ребусы и другие игры».

Фото №2 Публикация Формирование представлений о культуре народа ханты у старших дошкольников размещена в разделах Народы севера Старшая группа Ханты Мансийский автономный округ ХМАО Югра Темочки

Родители изготовили для девочек накостники - женское украшение, сшили для девочек и мальчиков хантыйскую одежду, украсив орнаментами.

Фото №3 Педагогу работающему по формированию этнографических представлений у детей

Родители вместе с детьми изготовили луки и стрелы,

дети с большим интересом на прогулке организовывают самостоятельно игры: «Самый меткий», «Кто дальше выстрелит»

игра «Поймай оленя» изготовили макеты оленей.

Фото №4 Старшая группа старшего дошкольного возраста необходимо создать особые условия материальную базу для ведения занятий

Невод» «Метание топорика» и другие игры малочисленных народов Севера.

Фото №5 Все занятия следует проводить в определенной системе

Тесную работу вели с ЦДТ, где дети систематически посещали библиотеку фильмотеку, с целью просмотра видеоматериалов по ознакомлению с культурой, бытом коренных жителей. Дети делились впечатлениями об увиденном с родителями, и друг с другом.

С детьми посещали детскую библиотеку, где ребятам были представлены тематические рисунки, тематические чтения, выставки книг по ознакомлению с родным краем, беседы, читали и обсуждали легенды, сказки народов ханты и манси.

Фото №6 Планировать использование в совместной деятельности игр способствующих повышению интереса дошкольников к национальной культуре коренных

Дети с большим желанием и интересом ходили на такие мероприятия. Знакомя детей с культурой и бытом малочисленных народов Сибири, мы не оставили в стороне наш городской этнографический музей.

Чтобы создать предметно-игровую среду, с родителями вели большую предварительную работу. Использовали разнообразные формы работы : беседы, консультации на тему: «Кто такие ханты и манси», «Предметы домашней утвари», «Средства передвижения народов ханты и манси», «Жилые хозяйственные постройки», «Хантыйские игрушки», «Одежда обских народов», «Берестяной мир» «Декоративно-прикладное искусство народов Сибири» и др. Проводили семинары-практикумы, где родители вместе с детьми учились изготавливать предметы украшения, предметы быта, изготавливали куклу «акань», «накостники», «игольницы», работали с берестой.

Таким образом, планируя работу с родителями и детьми, мы сформировали знания и интерес у детей старшего дошкольного возраста к культуре быта малочисленных народов Сибири.

Публикации по теме:

Композиция «Страна Восходящего Солнца — Япония»Композиция «Страна Восходящего Солнца — Япония» Работая над проблемой «Формирование толерантности и патриотических чувств у дошкольников» знакомили детей не только с традициями, культурным.

Проект «Хантыйские мотивы» Вид проекта : познавательно-творческий Участники проекта : воспитатели, дети II младшей группы, родители. Сроки реализации проекта: краткосрочный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представлений о культуре народа ханты у старших дошкольников
Опубликовано: 20 октября 2013 в 15:34
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД